Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 255


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 255
30 октября 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

–   Более 150 педагогов уже зарегистрировались на дистанционных курсах ЦДО «Эйдос», которые будут проходить с 31 октября по 9 ноября. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

– Какие законы нужны дистанционному образованию? Заметки с заседания общественного экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Фрагмент из "Хроники бытия" А.В.Хуторского – http://www.eidos.ru/avh/be/20061026/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II.  О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ЧЕЛОВЕКО-СООБРАЗНОГО ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ (окончание) - А.В.Хуторской, д.п.н. - http://eidos.ru/journal/2006/1016.htm

III. ЧТО ЭТО? ШКАЛ, ЛАВИНА!
VIII-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года 2006» набирает обороты. Конкурсанты работают во внутренней телеконференции, а также в форумах Центра "Эйдос" - http://eidos.borda.ru и форумах Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru

 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


31 октября – Дистанционные курсы для педагогов: Профильное обучение в старшей школе, Информационные технологии в работе учителя-предметника, Как организовать рефлексию учащихся на уроке, Как разработать и провести эвристический урок. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

7 ноября –
Внеплановый дистанционный курс «Как разработать и провести проект в начальной школе». - http://eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm

14 ноября
Дистанционные курсы для всех: Готовимся к ЕГЭ по математике, Деловой английский, Как анализировать художественное произведение, Цифровая фотография, Разработка веб-сайта. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

16 ноября – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по психологии -http://eidos.ru/olymp/psych/2006/index.htm

21 ноября Дистанционные курсы для школьников: Как правильно подготовить портфолио, Изучаем японские стихотворения, Как создать презентацию в PowerPoint. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

23 ноября – VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике и информационным технологиям. - http://eidos.ru/olymp/inform/2006/index.htm

28 ноябряДистанционные курсы для педагогов: Как сопровождать индивидуальную программу ученика, Методы творческого обучения английскому языку, Развитие одаренности школьников. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

30 ноября – IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физике. - http://eidos.ru/olymp/physics/2006/index.htm

===

II. О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ЧЕЛОВЕКО-СООБРАЗНОГО ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ
(окончание, начало в выпуске # 324)


А.В.Хуторской, д.п.н.

Рассмотрим теперь смысл человеко-сообразного типа образования. Понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия «человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность (человек как созданный по образу и подобию Божию). Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ общечеловеческих достижений, «чело веков» - ум столетий. Поэтому человеко-сообразное образование - понятие более ёмкое, основополагающее и потенциально вариативное, чем личностно-ориентированное. Социальная роль человека не является здесь доминирующей, как в случае с личностью, а выступает «одной из» его ролей.

Смысл человеко-сообразного образования определяется смыслом человека. Существуют различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования. В моем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.

Подчеркну отличие человеко-сообразного образования от человеко-ориентированного или человеко-центрированного, такие понятия тоже можно встретить в педагогической литературе . Сообразность – это соответствие образу, а центрированность – это использование образа человека в качестве объекта воздействия - мишени. Человеко-сообразное означает не противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом. Человеко-сообразное образование близко по смыслу к человеко-образующему, в котором образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.

Выясняя различия личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования, необходимо уяснить разницу в понятиях «смысл» и «цель» образования. Смысл - это то, зачем происходит образование, цель же - это предвосхищаемый результат. Цель определяется смыслом, но не только им, поскольку смысл является исходной точкой, опорой целеполагания. Для формулирования целей необходим также учет реальной образовательной ситуации, других факторов, в среде которых намечается смысл.

Цели - могут быть разные, даже при наличии общих или единых смыслов. Смысл, в отличии от целей, меняется не часто, может совсем не меняться.

Смыслов не может быть много. Смысл - это сопряжение фундаментальных основ миропорядка и мировоззрения конкретного человека или группы людей. Смысл - совместная мысль человека и мира, Бога, природы. Существуют фундаментальные и прикладные смыслы. Смысл жизни, смысл мира, смысл бытия, смысл образования - наиболее фундаментальные. Смысл учебного предмета «математика» - является более частным, он может быть различен, субъективен для учителя, учеников.

Формы существования смысла – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Вербализованный смысл - это целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.

Смысл существует всегда и для любого человека, но не всегда им осознаваем. Он может быть более или менее понятен, определён для человека. Инструментом выявления смыслов, а также смыслополагания, является рефлексия.
Перечисленные толкования смысла носят характер строительных лесов для решения поставленной нами задачи сопоставления личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования.

Наличие разных смыслов образования – неочевидный факт для многих ученых и педагогов-практиков. Мне известны ученые, которые считают, что смысл у образования один, и именно его они пытаются найти и представить педагогической общественности. Я придерживаюсь другой точки зрения, что смыслов образования существует множество. Чтобы проиллюстрировать это, приведу два противоположных смысла образования, выражаемых в антитезе «иметь или быть», обозначенной Э.Фроммом.

Парадигма «иметь» образование характерна для случаев, когда «образование дают» и строят соответствующую «передаточную» педагогику: учитель «дает», ученики «берут» и как бы «имеют» это самое образование. Результат реализации данного смысла далёк от идеала, из учеников формируются потребители и иждивенцы: «мне не дали такого-то образования».

Парадигма «быть» в образовании имеет противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать и действовать, не дожидаясь, когда знания или другие атрибуты образования тебе передадут. Такой подход подразумевает продуктивные целевые ориентиры, компетентностное содержание, эвристический ракурс обучения.

Итак, смысл человеко-сообразного образования отличается от смысла личностно-ориентированного тем, что они относятся к разным объектам (субъектам) образования – человеку и личности, а также к разным технологическим основам образования – сообразности и ориентации.

Исходя из смысловых различий следуют различия в целях, содержании образования, технологиях, формах, методах, системах контроля и оценки результатов данных типов образования. Разными оказываются и области применимости личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования. Например, набор ключевых компетенций для личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования будет различным. Если в первом случае компетенции выбираются такими, чтобы с их помощью обеспечивалось вхождение ученика в конкретный социум и успешность деятельности в нем; то во втором случае такой задачи как соответствие социуму не ставится, а ставится задача соответствия человеком своей миссии, реализации заложенного в нем потенциала.

Человеко-сообразный тип образования допускает выбор учеником соответствующего ему социума, а в качестве крайней позиции даже выход за его рамки, уход от социума. Ситуация с временным или постоянным нахождением человека вне социума не такая уж редкость, достаточно вспомнить монахов-отшельников. Каждый человек эпизодически испытывает потребность быть отделенным от социума, т.е. вместо личностной самоидентификации переходит к человеческой.

Какова роль форм, методов и содержания обучения в разных типах образования? Выполняя роль педагогического инструментария, одни и те же формы и методы могут с одинаковым успехом применяться в разных типах образования. Однако специфика содержания образования определяется в соответствии с поставленными целями. Например, в личностно-ориентированном образовании обязательными являются социально-ориентированные знания и умения: работа в группах, проектная деятельность; в человеко-сообразном образовании необходимым содержанием выступает гармоничное развитие всех сфер человека в соответствии с его возрастными и иными особенностями. Так, если в качестве основных сфер человека считать тело, душу и разум, то содержание его образования должно распределяться именно в данной пропорции. А это означает, например, что на физическое движение и развитие в базисном учебном плане должно выделяться не менее трети времени (сравните с 2 часами в неделю, отводимыми в сегодняшних школах на физкультуру).

Проверке и оценке в рассматриваемых типах образования подлежат и различные продукты образовательной деятельности. В личностно-ориентированном образовании проверяются, прежде всего, личностные качества ученика; в человеко-сообразном – степень соответствия полученных образовательных результатов заданному образу человека. Каким будет образ человека в человеко-сообразном образовании – этот вопрос решается в зависимости от выбранных философских оснований. Отсюда следует существование различных подтипов человеко-сообразного образования.

Завершая сопоставление двух типов образования, подчеркну начальный уровень постановки самой проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, которые дифференцируют педагогическую реальность и построят комплексную типологию типов образования. Это, в свою очередь, позволит самоопределяться по отношению к данной типологии как ученым, так и педагогам практикам, а также управленцам образования и главным адресатам – ученикам и их родителям.

Подчеркну практико-ориентированную ценность и исходность необходимых научных исследований. Основная проблематика научных исследований в области типов образования определяется, на мой взгляд, существующей реальностью, процессами в образовании и науке, соответствующими педагогическими проблемами, необходимыми для решения.

Допуская разные типы образования, в то же время, среди гуманистически ориентированных типов считаю наиболее реальным и действенным именно человеко-сообразный тип образования. Обозначу ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым необходимо выстраивание целей и задач научных исследований в области человеко-сообразного типа образования:

1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.
2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек.
3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить и с помощью чего.
4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. Образовательные модели и системы данного типа.
5. Научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала: педагогические, психологические, дидактические, методические.

Таким образом, начальным ожидаемым результатом исследований, т.е. их целью, может стать осознание и понимание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человеко-сообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вбирает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристическое, компетентностное и ЗУНовское, очное и дистанционное. Результатом этого этапа мог бы стать достаточный спектр позиций, между которыми образовалась бы среда для выращивания и реализации моделей человеко-сообразного образования.

Приглашаю к обсуждению статьи на форуме - http://khutorskoy.borda.ru/?1-1-0-00000006-000-0-0-1161039193

===

III. ЧТО ЭТО? ШКАЛ, ЛАВИНА!


VIII-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года 2006» набирает обороты.

116 участников стартовали недавно в традиционном сетевом конкурсе. Жюри уже оценило первое задание конкурсантами эвристических заданий. Сейчас участники ведут обсуждения в режиме телеконференции и в форумах. Некоторые фрагменты из хроники конкурса:

---
Плечко Татьяна Васильевна, учитель английского языка, участник конкурса ДУГ-2006:


Самое приятное для учителя - это видеть как горят глаза у ребят, когда они говорят ну почему у нас не каждый день англ.яз. по расписанию. Так как мы живем в районе Крайнего Севера у нас бывают актированные дни когда на улице -42С, а в прошлом году стояли холода в течении месяца - январь от -46С до -57С в то время как надо было готовиться к эвристической олимпиаде... вот и готовились по e-mail в режиме пересылки заданий, где какой сайт посмотреть и т.д.

Вот я и решила приобрести свой опыт дистанционного обучения участвуя в 8-ом Всероссийском конкурсе "Дистанционный учитель 2006", приобрести творческих собеседников, поделиться своим опытом работы, надеюсь на поддержку, критику, взаимопонимание...

---
Рыженко Галина Константиновна, участник конкурса ДУГ-2006:

Проводятся же Интернет педсоветы, почему бы не попробовать в такой форме и родительские собрания? Любопытно было бы услышать мнение родителей по итогам, какого либо дистанционного курса пройденного их ребенком. И родители обязательно откликнутся!

---
Попова Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, участник конкурса ДУГ-2006:


Уважаемая Галина Константиновна! У меня тоже есть мысли по этому поводу. Только я бы завела веб-страницу для родителей и учеников класса. В веб-странице для родителей можно поместить важную и нужную информацию об ученике: успеваемость, дисциплина и мнения учителей. А в веб-странице для учеников можно помещать дополнительный материал по предметам с целью глубокого изучения, творческие задания, готовящие их к разным конкурсам. А Вы, Галина Константиновна, применяете формы ДО в своей работе?

---
Хиваметдинов Азат Анварович, учитель информатики, участник конкурса ДУГ-2006:


Каковы должны быть критерии оценки эффективности дистанционных уроков с точки зрения основных его субъектов: дистанционного педагога, ученика, локального координатора, администратора? ... Коллеги, помогите! я только учусь!

---
Шулепова Татьяна Владимировна, участник конкурса ДУГ-2006:


Думаю, что:
1. Для педагога - активность учеников, выраженная в быстроте и тщательности выполнения заданий, рефлексиях. Количестве участников, не справившихся с заданием, причинах этого. Желании поддерживать связь с учениками, координаторами и администраторами. Желании разработать другой курс.
2. Ученика - внутреннего ощущения успеха, получения практически значимых умений, желания участвовать в других дист. курсах, желании продолжать общаться с педагогом ДО, возможности пополнения портфолио, возможности презентовать полученные знания другим ученикам (похвастаться или научить их)
3. Локального координатора - быстрой и адресной связи с Д учителем и учениками, по окончании курса наборе учеников в следующую группу, возможности самому подключиться к дистанционному образованию, определенной материальной выгоде, наконец.
4. Администратора - логичности курса, проведенного преподавателем, адекватности реагирования всех участников на рекомендации, своевременного выполнения требовании курса, количества учащихся, принявших участия в курсе, результатах рефлексии, возможности координировать и направлять ведение курса (занятия).

---
Сорокина О.А., участник конкурса ДУГ-2006:


Само задание должно четко нацеливать ученика на конечный продукт деятельности, т.е. что он должен создать: способ решения, стихотворение и т.д. Вот этот результат мы и должны оценивать. С другой стороны, участники дистанционных курсов для педагогов должны помнить, что нам предлагается больше заданий, чем от нас требуется выполнить. И оценка идет по сути "выполнил - не выполнил". Так может и нам не следует жестко оценивать ученика по привычной пятибалльной системе? Есть успех - должно быть поощрение.

Яркими примерами рефлексии могут быт задания рефлексивного характера, предлагаемые по окончанию курсов для педагогов и учащихся, а также сопутствующие эвристическим олимпиадам «Эйдос». И еще по организации рефлексии можно посоветоваться со школьными психологами, пока есть время. Как правило, у них есть свои методические наработки по этой теме.

Критерием оценки, на мой взгляд, должны стать степень активности учеников, успешность выполнения ими задания.

---
Ахметова Галина Ивановна, учитель биологии, участник конкурса ДУГ-2006:


День не работал интернет. Сегодня подключилась и о, ужас! Что это? Шкал, лавина! Коллеги! Помогите! Совсем недавно в таком солидном возрасте освоила компьютер и интернет, приняла с учениками участие в дистанционной олимпиаде, стали лауреатами, решила попробовать себя в этом конкурсе. Мало чего из этого могу понять, если кто-то из вас даст мне несколько советов на что самое главное обратить внимание участвуя в конкурсе, как избежать ошибок, которые возможно были у Вас я буду очень признательна. С уважение ко всем. А вообще-то я очень рада, что нас нак много, таких единомышленников! Ура нам.

---
Пащенко Ирина Валентиновна, лауреат конкурса 2005 года:


Здравствуйте, Галина Михайловна! Понимаю ваш ужас, т.к. в день приходит их больше сотни, а за два дня – две ... не паникуйте! "Не Боги горшки обжигали" ... если вы работаете и Интернет за свой счет, то лучше все письма сбросить в Word, а затем прочитывать, отвечая на заинтересовавшие вас вопросы.
Подготовьте 1-2 вопроса, которые не оставят без внимания ваших коллег (о ДО) для работы в форуме. Параллельно готовьте теорию вашего профиль-класса (вчера я писала на что необходимо обратить внимание) и не забывайте о рефлексии (я записывала свои чувства, эмоции, настроение в записную книжку).
Главное, не "сворачивайте с пути"! Будет нелегко, но ведь мы не боимся трудностей, они нас закаляют?!

Конкурсанты работают во внутренней телеконференции, а также в форумах Центра "Эйдос" - http://eidos.borda.ru и форумах Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru

==

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Внимание! Специальное предложение для учителей начальных классов.

7 ноября начинается дистанционный курс «Как разработать и провести проект в начальной школе». - http://eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm

Вот что пишут участники, которые уже занимались на этом курсе:

Девяткова Людмила Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №88 г. Тюмень:


Ощущала себя молодой, начинающей учительницей, находящейся в творческом поиске. Главный результат заключается в том, что благодаря решению теоретических вопросов (практика по созданию с детьми проектов уже была) становишься увереннее в своих знаниях. По-прежнему испытывала трудности в пользовании ПК, но отмечаю у себя продвижение вперед.

---
Воронова Лидия Аркадьевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 9,г. Нижнеудинск:


В ходе работы испытала чувство удовлетворения от погружения в глубину сути планирования проектной деятельности. В результате работы происходит осмысление порядка ведения работы. Трудно ещё ставить мотивацию перед учащимися.

---
Погребнюк Татьяна Ивановна, учитель начальных классов:


Первая мысль, которая возникает у любого учителя при виде стопки инструкций: «Это все мне?! Да никогда в жизни мне в этом не разобраться!» Поэтому желание работать возникало постепенно по мере знакомства с содержимым. В результате занятия пришло осознание того, что проект вполне может стать реальной учебной задачей даже для учеников начальной школы. Для меня лично начала выстраиваться четкая система организации проектной деятельности учащихся. Этот результат достигнут благодаря теоретической поддержке информационного Центра дистанционного образования «Эйдос».

Подробности о содержании курса - http://eidos.ru/courses/themes/25007/index.htm

Условия регистрации - http://eidos.ru/courses/about/registr.htm
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное