Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 253


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 253
17 октября 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ:

–  На сайте ЦДО «Эйдос» находится 2207 веб-страниц актуальной информации - http://eidos.ru

– С 1997 года ЦДО «Эйдос» провел 114 дистанционных эвристических олимпиад - http://eidos.ru/olymp/

– ЦДО «Эйдос» выпускает 11 бесплатных электронных рассылок - http://eidos.ru/list/

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II.  О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ЧЕЛОВЕКО-СООБРАЗНОГО ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ (начало) - А.В.Хуторской, д.п.н. - http://eidos.ru/journal/2006/1016.htm

III. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, 2006. КОМПЛЕКТ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ ПРИЗЁРОВ ОЛИМПИАДЫ. Презентация электронного издания. - http://eidos.ru/shop/ebooks/410603/index.htm
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


17-31 октября – Дистанционные Эйдос-классы: выполнение и защита учащимися творческих работ. - http://www.eidos.ru/project/eidos-class/2006-10.htm

19 октября
- VIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку - http://www.eidos.ru/olymp/russian/2006/index.htm

21 октября - начало VIII-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2006» - http://www.eidos.ru/dist_teacher/2006/index.htm

24 октября – Дистанционный курс Как провести интегрированный урок. - http://eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm

26 октября - I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии - http://eidos.ru/olymp/technology/2006/index.htm


31 октября – Дистанционные курсы для педагогов: Профильное обучение в старшей школе, Информационные технологии в работе учителя-предметника, Как организовать рефлексию учащихся на уроке, Как разработать и провести эвристический урок. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

14 ноября Дистанционные курсы для всех: Готовимся к ЕГЭ по математике, Деловой английский, Как анализировать художественное произведение, Цифровая фотография, Разработка веб-сайта. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

16 ноября – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по психологии -http://eidos.ru/olymp/psych/2006/index.htm

21 ноября Дистанционные курсы для школьников: Как правильно подготовить портфолио, Изучаем японские стихотворения, Как создать презентацию в PowerPoint. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

23 ноября – VII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике и информационным технологиям. - http://eidos.ru/olymp/inform/2006/index.htm

28 ноябряДистанционные курсы для педагогов: Как сопровождать индивидуальную программу ученика, Методы творческого обучения английскому языку, Развитие одаренности школьников. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

===

II. О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ЧЕЛОВЕКО-СООБРАЗНОГО ТИПОВ ОБРАЗОВАНИЯ (начало)


А.В.Хуторской, д.п.н.

«В начале было Слово» (Иоанн, 1:1). Это библейское выражение уже давно вышло за рамки религиозного контекста и характеризует в том числе и научный подход в области конструирования понятийного аппарата. В педагогике следует отличать слово как термин и слово как суть. В основе слова всегда заключено дело, термин же становится деятельным словом в результате его осмысленности.

Терминологическая обозначенность концепций и подходов в образовании лежит в основе действенности проектируемых и происходящих процессов. За каждым термином, обозначающим педагогическую систему или тенденцию стоит определенный смысл, который воплощается сначала в целевом блоке, затем в программном, плановом, инновационном, оценочном и других аспектах образования.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда те или иные термины, особенно «модные», включаются в контекст традиционного понятийного педагогического аппарата, просто проговариваются, создавая эффект новизны, инновационности. В дальнейшем, когда содержание нового термина осмысливается, потенциальная новизна заложенного в нем содержания начинает проявляться, оказывать влияние на всю понятийную систему. Этому способствует «вдруг» обнаруживающееся несоответствие смыслов, заложенных в новых терминах и старого содержания.

Такая ситуация, на наш взгляд, до сих пор продолжается в связи с введением в начале 1990-х годов в отечественную педагогическую лексику термина «личностно-ориентированное обучение». Сначала этот термин выполнял функцию «флага», под которым организовывались педагогические исследования, осуществлялся эксперимент, происходили инновации. Педагогическая же реальность, которой приписывали личностно-ориентированные цели и содержание, на самом деле таковой не являлась. Это обнаруживалось и по отношению к деятельности отдельных учителей, школ, и по отношению к федеральным целям образования, концепциям его модернизации. Только спустя 10-15 лет внимание ученых и методистов к термину «личностно-ориентированное обучение» стало приводить к реальным изменениям в целях, задачах, формах и методах обучения, разработке соответствующего инструментария для массовой школы. В то же время, перечисленные изменения не означают их повсеместного внедрения. Наоборот, одновременно с личностно-ориентированными продолжают достаточно активно действовать «неличностно-ориентированные» типы обучения, например, элементом такого обучения выступает ЕГЭ, в котором заложено не развитие личности учащихся, а экономические, политические и иные задачи.

Проблема соотношения и различий личностно-ориентированных и неличностно-ориентированных типов обучения (образования) является весьма актуальной и нуждается в отдельном исследовании. Однако я предполагаю поставить задачу сравнения личностно-ориентированного типа образования не с противоположным, а со смежным типом образования – человеко-сообразным. Я покажу, что человеко-сообразное образование является следующим, более гуманным шагом по сравнению с личностно-ориентированным образованием.

Какова предыстория термина «человеко-сообразное образование»? В 1990 году для обозначения реально происходящей в общеобразовательной школе инновационной практики я предложил понятие «человекообразующее обучение». На примере обучения физике я показал цели и возможности данного типа обучения (Хуторской А.В. Человекообразующее обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. - С. 56-59). В качестве аргументов внедрения новшества выступали выводы из моей собственной практики работы учителем, а также анализ известных человеко-ориентированных систем обучения. Мое предложение нового типа обучения вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и методистов, а также дискуссию о возможности реализации моих положений в существующей тогда школе (Эткина Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение? // Физика в школе. – 1990. - №5. – С. 58-60). В последние 15 лет в наших исследованиях прорабатывались отдельные направления человеко-сообразного образования – свободно-развивающее, личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др. Но именно человеко-сообразный тип образования, на мой взгляд, является глобальным инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в современной и будущей школе в направлении их гуманизации.

В качестве подтверждения этой гипотезы я сопоставлю смыслы личностно-ориентированного образования и человеко-сообразного. Для этого вначале введу определения ряду таких понятий как «образование», «тип образования», «смысл образования» и попытаюсь отыскать смысловые сходства и отличия личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования.

Определений понятию «образование» существует множество. В русле понимания человека как «семени неизвестного растения», имеющего потенциальный механизм саморазвития, предлагаю следующую исходную дефиницию: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания». Под образовыванием я понимаю процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания. В приведенной дефиниции в качестве существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса. Внешняя составляющая образовательного процесса носит характер среды, а также технологических рамок для деятельности образовывающегося человека.

Понятие «тип образования» я ввожу для того, чтобы подчеркнуть, что не существует одного или одинакового типа образования для всех. Образование личностно- или наукоориентированное, светское или религиозное, культуросообразное или эвристическое – это разные типы образования, каждое из которых имеет свои цели, содержание, средства, систему контроля и оценки результатов. На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что для каждого типа образования существуют и свои закономерности, принципы, дидактические системы и т.п.

Выявление и классификация различных типов образования – актуальная задача педагогических наук, которая ещё нуждается в решении. В качестве оснований для построения такой типологии необходимо определить исходные философские позиции: что есть человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п. В дальнейшем своем изложении я ограничусь рассмотрением только двух выделенных в заголовке типов образования: личностно-ориентированного и человеко-сообразного.
Основным признаком личностно-ориентированного типа образования является наличие личности в качестве объекта или предмета образования, а также определенный вектор ориентированности образования – либо на личность, либо от неё. Если вектор направлен «на личность», это означает понимание образования как процесса формирования учащегося, если вектор исходит «от личности» - происходит её выращивание, развитие. Возможно, конечно, и чередование направлений вектора, но именно эти две крайние позиции являются индикаторами доминирующей целевой установки.

Личность отличается от человека, прежде всего, социальной заданностью, привитием индивиду функций субъекта социальных отношений. Поэтому в личностно-ориентированном обучении (и образовании) определяющую роль играет социум, общество. Чьи и какие ориентиры – личности или общества – будут доминировать в целевых установках, от этого зависит «степень личностности» личностно-ориентированного образования. Баланс целей осуществляется с помощью выбираемых теоретических моделей и систем обучения, например, с помощью компетентностного подхода. При таком подходе происходит освоение учениками личностно значимых для них и - одновременно - для социума знаний, умений, способов деятельности, связанных с реальными объектами изучения. Обязательным становится опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам (например, при обучении биологии требуется рассматривать пестики и тычинки не на картинке, а на настоящем цветке) и минимально необходимая оспособленность, т.е. владение учеником знаниями, умениями, способами деятельности в связи с изучаемыми объектами, наличие эмоционально-личностного отношения к ним.

Итак, с нашей точки зрения, личностно-ориентированное обучение имеет два подтипа, или два варианта воплощения – формирующее и выращивающее. Первый вариант представляет собой адаптированное к новой терминологии традиционное авторитарное образование с его внешне заданным для каждой личности вектором педагогического воздействия. В этом подтипе личностно-ориентированного обучения именно школе, учителю предлагается «доходить» до каждого ученика с единым содержанием образования. Личностные различия учащихся учитываются настолько, насколько это помогает обеспечить усвоение ими внешне заданного содержания образования.

Менее распространен и недостаточно разработан дидактически другой подтип личностно-ориентированного обучения - «от ребенка». В массовой школе этот подход присутствует пока на стадии терминологической целевой обозначенности и некоторых дидактических элементов, таких как индивидуальный план (программа) обучения, индивидуальная траектория обучения, портфолио и т.п. Замечу, что в данном случае происходит отход от социального центра тяжести образования в сторону личности, индивидуальности. Данный тип образования становится мостиком к другим типам образования, которые фиксируются понятиями «индивид», «человек».

Продолжение следует.

Приглашаю к обсуждению моей статьи на форуме - http://khutorskoy.fastbb.ru/?1-1-0-00000006-000-0-0-1161039193


===

III. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, 2006. КОМПЛЕКТ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ ПРИЗЁРОВ ОЛИМПИАДЫ.

Презентация электронного издания. - http://eidos.ru/shop/ebooks/410603/index.htm

Олимпиада для художников новой волны - актуальные задания, оригинальные решения. Фантазия + художественное чутье + владение инструментами, и 16 миллионов цветов к вашим услугам!

ОПИСАНИЕ ИЗДАНИЯ

Код: 410603
Жанр: Материалы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад
Автор(ы): Под ред. А.В.Хуторского
Для кого: Учителя, школьники, координаторы олимпиад
Формат, объём: Электронное издание, 604 Кб
Цена без НДС: 299 руб.
Примечание: Великолепное пособие для подготовки к олимпиадам

ХИТЫ ОЛИМПИАДЫ

«Очень люблю программу Photoshop, постоянно в ней работаю. Компьютерная графика – это мое хобби. Я дала волю своей фантазии. В олимпиаде участвовала с удовольствием, побольше бы заданий» (Ивойлова Александра, 10 класс).

СОДЕРЖАНИЕ ИЗДАНИЯ

Компьютерная графика, 2006. Комплект эвристических заданий и работы призёров олимпиады. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. / Сост. Хуторской А.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 604 Кб.

1. Комплект олимпиадных заданий для пяти возрастных групп.
2. Лучшие ответы на эвристические задания призеров олимпиады.
3. Отзывы участников олимпиады - педагогов и школьников.

Что вы получите, купив это издание:

- Оригинальные эвристические задания по вашему предмету, которые можно сразу применять на уроке.
- Проверите свои силы, выполняя задания Всероссийской эвристической олимпиады.
- Сравните полученные ответы с работами призеров олимпиады из других школ и городов.
- Убедитесь, что каждый талантлив по-своему. Открытые задания помогают проявить себя всем.
- Подготовитесь к следующим олимпиадам.

В ВАШУ БИБЛИОТЕКУ

 Информатика. Творческие и исследовательские работы учащихся - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/150305/
 Интернет-уроки. Технологический профиль - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/160604/
 Личностно-ориентированные уроки по информатике - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/120405/
 Вся информатика, 2000-2003 - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/420801/

---

Прайс-лист с презентациями всех изданий для педагогов находится по адресу http://eidos.ru/shop/price.htm

Как купить - http://eidos.ru/shop/doc/index.htm

Принимаем Web Money!

Получить электронные издания вы сможете СРАЗУ после поступления оплаты.

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное