Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 252


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 252
9 октября 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ:

–  26 октября состоится первая Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии. Учащиеся из разных школ, городов и стран имеют великолепную возможность проявить свои творческие способности в области материальных технологий (труда, прикладного и технического творчества, изобретательства, моделирования и др.). Льготная регистрация до 19 октября включительно - http://eidos.ru/olymp/technology/2006/index.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II. НАУКА И ГОСУДАРСТВО: КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ. Почему национальные проекты не обеспечиваются научными основами? По следам проведенной Научной сессии Российских академий наук, имеющих государственный статус. Фрагмент из "Хроники бытия" А.В.Хуторского.

III. ПОЧЕМУ МНЕ НРАВЯТСЯ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ?
Что об этом думают школьники и учителя. См. также форумы ЦДО «Эйдос», новые темы здесь каждый день - http://eidos.fastbb.ru
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


10 октября – Дистанционные курсы: 10 способов эффективного поиска информации в Интернете, Россия – Америка: исторические параллели, Учимся писать резюме, Как начать переписку на английском языке, Методы творческого обучения информатике в начальной школе. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

12 октября
- V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по астрономии ("Тайны Вселенной") - http://www.eidos.ru/olymp/astro/2006/index.htm

17-31 октября – Дистанционные Эйдос-классы: выполнение и защита учащимися творческих работ. - http://www.eidos.ru/project/eidos-class/2006-10.htm

19 октября
- VIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку - http://www.eidos.ru/olymp/russian/2006/index.htm

21 октября - начало VIII-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2006» - http://www.eidos.ru/dist_teacher/2006/index.htm

24 октября – Дистанционный курс Как провести интегрированный урок. - http://eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm

26 октября - I-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии - http://eidos.ru/olymp/technology/2006/index.htm


31 октября – Дистанционные курсы для педагогов: Профильное обучение в старшей школе, Информационные технологии в работе учителя-предметника, Как организовать рефлексию учащихся на уроке, Как разработать и провести эвристический урок. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

===

II. НАУКА И ГОСУДАРСТВО: КАЖДЫЙ САМ ПО СЕБЕ

Почему национальные проекты не обеспечиваются научными основами? По следам проведенной Научной сессии Российских академий наук, имеющих государственный статус. Фрагмент из "Хроники бытия" А.В.Хуторского.

Раньше я думал, что только национальные проект "Образование" не имеет научно-педагогического обоснования, и его политическая составляющая преобладает над собственно профессиональной. Оказывается, это общая беда и других нацпроектов, объявленных в нашем государстве приоритетными.

Сегодня состоялось примечательное событие - открылась двухдневная научная сессия шести Российских академий наук, имеющих государственный статус. Вот эти академии: Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ).

Тема сессии "Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства". На пленарном заседании, которое проводилось в Колонном зале Доме Союзов в Москве, выступили президенты академий, а также главный санитарный врач страны.

Доклады сильно отличались друг от друга. Одни президенты перечисляли свои достижения (Романенко Г.А., РАСХН; Кудрявцев А.П., РААСН), другие приводили весьма тревожные диагностические данные о ситуации со здоровьем детей, социальными рисками. Удачную, на мой взгляд, попытку "спасти мир красотой" предпринял президент РАХ Церетели З.К., который продемонстрировал слайды со своими произведениями из камня и бронзы в разных странах. Он же предложил создать на базе государственных и общественных академий всемирную академию. Единственное, между прочим, инновационное предложение, которое я услышал за весь первый день научной сессии шести академий.

Проблема обнажилась во время пресс-конференции, на которой представители СМИ могли задать свои вопросы всем президентам. Михаил Иванович Давыдов – президент РАМН, поведал журналистам о своем многомесячном безуспешном диалоге с министром здравоохранения и социального развития, о том, что министерство считает медицинскую науку затратной сферой, не опирается на её потенциал. Само же министерство в его сегодняшнем виде он назвал "уродом", поскольку структурно в него включили не только здравоохрану, но и социальные и прочие службы.

Журналистская братия из газет "Известия", "Труд", "Поиск" и др. активно снимала и записывала всё, что говорили академические лидеры. Я решил воспользоваться своим положением главного редактора Интернет-журнала "Эйдос" (http://eidos.ru/journal/) и задал уважаемым президентам вопрос, связанный с причинами отсутствия научного обоснования приоритетных национальных проектов и путями решения этой проблемы. Например, проблемы и цели, прозвучавшие в докладе президента РАО Н.Д.Никандрова, а он говорил о воспитании, социальных рисках, почти никак не связаны с тем, что происходит в ходе реализации национального проекта "Образование". Почему? Только ли это связано с чиновниками, которые не всегда должным образом относятся к научному обоснованию своих действий? Ведь для любой науки и ученых мало разработать новшество, нужно ещё обеспечить процесс его внедрения, причем, учитывая все факторы, в том числе и бюрократические.

Президент РАМН М.И.Давыдов ответил, что нацпроект "Здоровье" готовился минздравом келейно, без какого-либо взаимодействия с Российской академией медицинских наук. А чтобы обосновывать свои решения, минздрав создал свою собственную научную структуру. Президент РАО Н.Д.Никандров, отвечая на мой вопрос, вспомнил опыт взаимодействия РАО и Правительства РФ в 2001 году, когда в Кремле на совещании была принята Концепция перехода к 12-летней школе, но самого перехода не произошло, поскольку общество этого новшества не приняло.

Из ответов президентов РАМН и РАО следует, что чиновники либо не хотят взаимодействовать с наукой, либо это взаимодействие далеко не всегда приводит к успеху. В любом случае решения этой проблемы сегодня нет.

А о том, что проблема взаимодействия науки и соответствующих ведомств существует, говорит тот факт, что на данную научную сессию не пришел с выступлением ни один официальный чиновник! Казалось бы, кто как не они должны были бы проявить самый пристальный интерес к "научным основам и научному сопровождению развития в 2007 и последующих годах национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения доступного жилья с целью формирования здорового поколения россиян" - именно так называлось пленарное заседание, где выступали президенты шести (!) академий.

Как и почему образовался такой разрыв между учёными и чиновниками? Не берусь охватить все истоки этой проблемы, но попробую назвать некоторые из них.

Во-первых, академическая наука в России, явление довольно уникальное. Во многих других странах академий, созданных по нашему образцу нет. Там наука сосредоточена, главным образом, вокруг университетских центров, а не обособлена в отдельных институтах. В научной концентрации наша сила, хотя сегодня эта сила несколько поутратила свой потенциал. Наша академическая самобытность воспринимается в обществе и в среде управленцев неоднозначно. Известна борьба РАН за свой статус, место в государственном переустройстве.

Во-вторых, я считаю, что вина самой науки в том, что она не занимается в должной мере разработкой прикладной инноватики, т.е. науки, которая в каждой предметной сфере исследовала бы закономерности и процессы внедрения и освоения новшеств. Данная проблема отражается и в характере планирования научных исследований в академических институтах, в их отрыве от жизненных реалий, в формальном отношении к ежегодным отчетам.

В третьих, назову низкий уровень организации и ведения научных исследований. Во время данной сессии я побывал на секции, которая называлась "Научные основы внедрения современных информационных технологий обучения и воспитания". Больше трёх докладов я выслушать не смог, поскольку их содержание было откровенно скучным и далеким от действительно актуальных проблем информатизации образования. Какое например, отношение, к этой секции имеет доклад с названием "Сельская школа и социальное развитие села", в котором даже не прозвучало слов об "информационных технологиях обучения"? Я совсем не против обсуждения проблем сельской школы, наоборот, недавно сам об этом писал заметки (см. EIDOS-LIST # 320). Но зачем и для чего нужно было включать такой доклад в эту секцию? В тоже время, многих действительно актуальных и ключевых проблем в работе сессии даже не заявлено. Всё это свидетельствует о недостаточно профессиональном отношении к организации и содержанию научной работы. А отсюда и соответствующее отношение к науке чиновников, да и части общества.

Еще у меня сложилось впечатление, что одной из причин проведения данной сессии явилась попытка академий консолидировать свои усилия в лице опасности потери своего статуса. Причина понятная и оправданная. Но опять-таки одной этой причины недостаточно. Нужно, прежде всего, актуальное содержание собственно самой научной работы. А это необходимо готовить. К моему удивлению, на столь солидном форуме не было даже роздано тезисов докладов - ни президентов академий, ни выступающих на секциях. Зато объявить торжественный ужин организаторы не забыли...

Проблема "отделения науки от государства" как водится, не имеет однозначного виновника. Не только чиновники-бюрократы являются причиной бедственного положения науки и её игнорирования на государственном уровне. Как спрашивала одна журналистка на пресс-конференции: "Если вы такие умные, то почему не такие богатые?" Видно ума нам ещё предстоит набираться. И первым шагов следует признать, что того ума, что у нас сегодня есть, недостаточно. Жизнь в современном мире требует изменений от науки, в том числе от педагогической науки. Каких? Об этом я предполагаю в скором времени написать в своей "Хронике бытия".

А.В.Хуторской,
член-корреспондент Российской академии образования,
действительный член Международной педагогической академии

05.10.2006 г.

===

III. ПОЧЕМУ МНЕ НРАВЯТСЯ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ?

Что об этом думают школьники и учителя. См. также форумы ЦДО «Эйдос», новые темы здесь каждый день - http://eidos.fastbb.ru

---
Айрола Валерия 10Б класс, Хибинская гимназия, г. Кировск:

Сложно описать словами то, что я почувствовала в течение всей олимпиады. Когда я сюда шла – все представляла по-другому: ПРОСТО написать какой-нибудь стих, ПРОСТО поразмышлять над чем-то. Но я поняла: просто – не бывает, по крайней мере в литературе. Теперь в моем сознании происходят какие-то процессы: «мысли волнуются в отваге», как у А. С. Пушкина. Всего не передать. Но мне понравилось, скажу больше: я удивлена. Спасибо создателям, организаторам этих олимпиад и моей учительнице по литературе.

---
Артюха Ольга, 10А МОУ СОШ № 17 г. Ачинск:

Какой раз я уже участвую в этой олимпиаде. Нет, конечно, по литературе первый и, надеюсь, не последний. Сколько нового можно узнать из заданий. Как много это дает для нас. Здесь невозможно списать. Нужно искать и потом по крупинкам собирать все в одно целое. Здесь ты реально можешь проверить свои способности, доработать уже изученное, узнать что-то совершенно новое, о чем даже и не интересовался или не знал.
Я рада, что мне удалось поучаствовать в этой олимпиаде. После долгих поисков информации, я нашла огромное количество любопытных фактов. Я хочу расширить свои знания в этой области. Я твердо верю в то, что у меня все получиться.

Мысли. Идеи. Карикатура.
Проза. Комедия. Басня. Рассказ.
Комедия. Ода. И просто фарс.
Жанры.
Произведения.
Футуристы. И оформления.
мысли. Идеи. Сердца биение.
Звуки и фразы.
Поколениям наказы.
Слова. Рифмы. Стихотворение!
Что-то не то.
В конечном итоге окажется.
и снова в работе.
За книгами. Кажется
Вот-вот что-то…
Нашла.
Нет отложила.
Конечно, права.
Что-то забыла.
Ну, вот и готово.
Не все. Первый раз.
Снова попробуем.
11 класс….

---

Устюгова Ирина, 11 «А» класс, гимназия N86, г.Нижний Тагил:

Я, Устюгова Ирина, участвую в эвристической олимпиаде по литературе уже второй раз. Скажем, не новичок. Хоть мест с небес и не хватала, но предыдущим участием довольна. Олимпиада помогла мне составить собственный взгляд на некоторые вопросы и касательно литературы, и жизни.
Почему мне нравятся эвристические олимпиады? Дело здесь в том, что уже год, как я пытаюсь профессионально заняться литературой. Как отмечает мой наставник, «в этом что-то есть». Может и есть, кто знает, но у меня большие проблемы в поиске темы и … нечего писать. В этом Вы мне и помогаете. Задания всегда интересные, есть над чем подумать. Если бы, конечно, еще задевались более глобальные вопросы, цены бы Вам не было.
А эту работу я отредактирую, доработаю, и выйдет из нее что-нибудь хорошее и доброе…
Изучив все предлагаемые задания, я остановилась на третьем. В общем, с этого-то все и началось. Как литератор-графоман пришел 21 числа сего года, этого месяца на олимпиаду по литературе. Предлагаю Вашему вниманию отрывок из его дневника, который он между делом пописывал.

9.00 – время сбора. Особо отмечаю: «Время сбора». В кабинете только три человека, задания на столах. Посмотрю поближе.
9.15 – прочитала задания. Начал подтягиваться народ. С чего бы мне начать?
9.30 – начну с самого трудного. Это – стихи. Никогда не писала стихи, не люблю писать стихи… А придется, голубушка! Меня интересует рецепт. Как пишутся стихи?
9.45 – Ладно, стихи не самое страшное. Написать про себя. Для своих друзей. Странное чувство тяжести и усталости. Но! «Нам еще рано умирать»!
10.00 – принялась за диалог поэтов и внезапно обнаружила громаднейшие, ну, просто ужасающие пробелы в теории. Все. Иду в библиотеку, выясняю, кто такой Крученых, какие поэты кроме Пушкина и Лермонтова (это же банально… хотя интересно) жили в XIX веке.
10.05 – в процессе перелистывания энциклопедии появился эпиграф-размышление.
10.10 – ничего не написала. Конец. Почему я ничего не написала? Потому что нет идеи. Почему нет идеи? Потому что… иду в библиотеку.
10.15 – вот он ключ. Журнал «Современник». Он может их объединить. По крайней мере у А. Крученых появился повод соорудить машину времени и отправиться на восемьдесят лет назад. К Вяземскому? Лучшему другу Пушкина? Лучше бы сразу к Пушкину отправился. И сбросил бы его «с парохода современности».
11.00 – Оно родилось! Как удачно туда вплелся Брюсов! Брюсова я уважаю. А то этот выскочил тут «Дыр, бул щыр…». Е.В.Туренко ему бы… неважно. В общем А. Крученых я не понимаю.
Далее не сохранилось никаких записей, потому что пришлось долго поразмышлять над вторым заданием, вернуться к словарю и пресловутой энциклопедии. А все остальные силы отняло сочинение «Мир, где меня нет». Так я и восполнила недостающую мне философскую постоянную.

---
Егоренкова Олеся, 11 А класс, школа №147, г. Красноярск:

Долгое время я была уверена, что таланта, да что там таланта – хоть какой-то мизерной способности к творчеству, сочинительству мне просто было не дано. Так было до сегодняшнего дня. До того момента, когда меня действительно захватила атмосфера олимпиады. Вокруг меня разговаривали мои же одноклассники, жаловались на сложность заданий, кто-то вообще, забросив задания, смотрел в окно, а я…я поражённо читала вопросы и понимала, что вот «это» - то, чего мои где-то глубоко спрятанные возможности ждали, чтобы хоть как-то показать себя. Нет, я не обольщалась и не рассчитывала, что у меня сразу всё получится, что слова польются рекой и передадут все те эмоции, захватившие меня без остатка. Медленно, но верно вспоминались какие-то старые знания о написании рассказов, стихов, почерпнутые из разных источников и забытые из-за отсутствия вдохновения. Но теперь… Перед глазами появился знак бесконечности – бери, не стесняйся, пользуйся всем этим ворохом идей, мелькающих перед мысленным взором с бешенной скоростью. Сразу захотелось написать Книгу. Да, именно так, с большой буквы, потому что она была бы полна чистого, незамутненного ежедневными проблемами, вдохновения; того вдохновения, что толкает прекрасных рыцарей на подвиги, а менестрелей заставляет слагать песни об их героизме. Что ж, может быть когда-нибудь и я решусь на это – написать Книгу.

---
Михеева Вероника Геннадьевна, зам. директора по УВР, учитель литературы, Лицей гуманитарных наук, г. Саратов:

Ученики лицея гуманитарных наук уже на протяжении 5 лет активно участвуют в дистанционных олимпиадах по гуманитарным предметам, и в частности, по литературе. Мы всегда ожидаем интересных, творческих заданий и глубоких, неординарных ответов наших учеников.
Специальной подготовке к этой олимпиаде мы не проводим (кроме анализа заданий предшествовавшей олимпиады). Но, в нашем лицее существует серьезная система изучения изящной словесности:
- уроки
- спецкурсы,
- спецсеминары
- исследовательские работы учащихся
– участие лицеистов в конференциях, олимпиадах, дискуссиях и т.д.
Старшеклассники выполняли задания в отдельной аудитории и в компьютерном классе. Некоторые из них сразу выполняли задания в электронном виде, другие предпочитали делать сначала рукописный вариант.
К разным ученикам применимы различные способы их организации: кто-то любит работать один за компьютером, у других идеи приходят в коллективе при обмене впечатлениями от заданий. В любом случае необходимо курирование педагогиями работы детей, так как они устают, порой разочаровываются в себе, неточно понимают задания, и им нужна психологическая поддержка взрослого человека.
В первых заданиях, так как они в большей степени связаны с литературой. Последнее задание в этом году ориентировано на общение на форумах Интернета, а не на создание литературного письменного высказывания.
Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе. Много времени требуется на оформление шаблонов и отправку работ учащихся. К концу олимпиады подключается весь преподавательский состав, способный здраво мыслить в это позднее время (отправка работ – в 21.00.).

---
Прибыльщиков Сергей Павлович, локальный координатор, руководитель центра ДО, гимназия N7, г. Пермь:

Это не первая эвристическая олимпиада, в которой я являюсь локальным координатором. Но первая, в которой принимает участие такое большое количество участников – учащихся нашей гимназии - 60 человек. Технические ресурсы гимназии не позволили всем участникам одновременно работать, поэтому пришлось решать много организационных вопросов. Так же много времени ушло на обработку 60 работ, а пересылка уже дело техники. Неожиданных заданий не было. Но было интересно наблюдать за ребятами во время олимпиады, как менялось настроение, как просыпались «искорки в глазах» когда получалось. Уровень учащихся, участвующих в олимпиаде, очень разный, но мы предоставили возможность поучаствовать всем желающим. Организаторам желаю неуспокоенности, успехов в своем деле и творчества. А дело Вы делаете на самом деле интересное и нужное и детям, и для нас учителей. Спасибо!

---
Азарова Ирина Анатольевна, заведующая гуманитарной кафедрой, учитель литературы, гимназия №39 «Классическая» г. Тольятти:

Как мы привыкли к классическим олимпиадам по литературе, районным, городским, областным, Всероссийским! Готовимся и участвуем каждый год. И побеждаем! Победим ли сегодня? Эвристическая олимпиада – совсем, совсем другое. Это не проверка знаний по литературе, это творчество. Задания необычны и интересны (особенно диалог с А.Крученых, создание произведения – два жанра в одном). Хочется самой отвечать на вопросы, сочинять. Спасибо коллективу, составляющему вопросы. Девочки работали целый день. Конечно, устали. Но вера в победу и радость творчества нас не покидали. Думаем, что это не последняя наша олимпиада в этом году. Впереди – русский язык и творчество.

---

Сайт олимпиад - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm

 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное