Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады 250


Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 250 - С юбилеем!!
26 сентября 2006 года

www.eidos.ru

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ:

– В форумах ЦДО «Эйдос» педагоги и школьники обсуждают 942 темы! Зарегистрированных участников – 1529 человек. Это самый крупный из всех образовательных форумов и самый образовательный из всех крупных! – http://eidos.fastbb.ru

– Осталось 5 дней, чтобы зарегистрироваться в дистанционных курсах по старым, более низким ценам – http://eidos.ru/courses/schedule.htm

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ
. Расписание ближайших мероприятий.

II. ОНИ ПОДОБНЫ КОМЕТАМ… 2308 участников из 98 школ состязались в V-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по литературе.

III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА МАЛОЧИСЛЕННОЙ?
(А.В.Хуторской). Школы на селе - главный резерв и надежда отечественного образования. Те, кто назвал их малочисленными (малокомплектными) - мало понимают в образовании. - http://eidos.ru/avh/be/20060911/index.htm

IV. МОЯ ИНФОРМАТИКА.
Творческое учебное пособие для ученика младших классов, построенное по принципу рабочей тетради. Презентация электронного издания. - http://eidos.ru/shop/ebooks/140201/index.htm 
 


I. ЭЙДОС-КАЛЕНДАРЬ


28 сентября – IV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по немецкому языку - http://www.eidos.ru/olymp/deutsch/2006/index.htm

С 1 октября 2006 года
повышается стоимость дистанционных курсов. До 30 сентября на объявленных курсах можно зарегистрироваться по старым ценам. - http://www.eidos.ru/courses/about/registr.htm

3 октябряДистанционные курсы: Как провести интегрированный урок, Как сделать мультфильм на компьютере, Учимся решать сюжетные задачи по математике, Как подготовиться к сочинению школьники, Dreamweaver как средство создания современных сайтов - - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

5 октября
- II-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по ОБЖ - http://www.eidos.ru/olymp/obg/2006/index.htm

10 октября – Дистанционные курсы: 10 способов эффективного поиска информации в Интернете, Россия – Америка: исторические параллели, Учимся писать резюме, Как начать переписку на английском языке, Методы творческого обучения информатике в начальной школе. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

12 октября
- V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по астрономии ("Тайны Вселенной") - http://www.eidos.ru/olymp/astro/2006/index.htm

19 октября - VIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку - http://www.eidos.ru/olymp/russian/2006/index.htm

21 октября - начало VIII-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2006» - http://www.eidos.ru/dist_teacher/2006/index.htm

24 октября – Дистанционный курс Как провести интегрированный урок. - http://eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm

31 октября – Дистанционные курсы для педагогов: Профильное обучение в старшей школе, Информационные технологии в работе учителя-предметника, Как организовать рефлексию учащихся на уроке, Как разработать и провести эвристический урок. - http://eidos.ru/courses/schedule.htm

 

===

II. ОНИ ПОДОБНЫ КОМЕТАМ…


21 сентября оказался днём новых и неожиданных открытий для 2308 участников V-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по литературе. Вот что они пишут об этом в своих рефлексиях:

---

«Бисерных крокодилов любят все. Без исключений. (Мой талисман имел большой успех у всех, кто его видел). Белые стихи писать не так сложно, но и не так легко, как кажется. Главное – следить за размером и за тем, чтобы какая-нибудь рифма случайно не проскочила. К творческим вопросам надо подходить творчески. В том смысле, что нужно писать то, что думаешь. Это производит гораздо большее впечатление, чем общие фразы, одобренные Министерством образования». (Кузнецова Татьяна, 10"А" класс, ГОУ Московская международная гимназия, Москва).

---

«Никто даже представить себе не может, какое это блаженство – писать рефлексию! Хоть пальцы стучат по клавишам с быстротой автоматной очереди, в то же время отдыхают руки, тело, мозг. Просто выплёскивается наружу те чувства, которые ты испытал при выполнении заданий: азарт, вдохновение, злость, горечь, редко – скуку. Что-что, а вот скучать на таких олимпиадах я не могу и не желаю. Во-первых, всё под рукой. Можно встать и уйти, отдохнуть, поесть, взять литературу – у тебя в запасе целые сутки. Во-вторых, никакого контроля во время выполнения, полная свобода действий. Писать можно всё, что угодно, не ограничиваться жёсткими рамками. В-третьих, что самое смешное, о том беспределе, который ты творил во время решения, ты не только не должен скрывать, но и можешь… написать организатору! Для того и существуют рефлексии. Здорово! Хорошо! Нужно и можно!

Такие блаженные мысли шли мне в голову, когда я лежала и отдыхала после проделанной колоссальной работы. Мозг лениво перебирал то, что со мной случилось за день. И вдруг я вспомнила мальчика, того, возле школы. "Море, море, мир бездонный…",- раздалось в голове. "Да, точно. Море! – подумалось мне. - И я в четвёртый раз завершила незабываемое плавание по морю с гордым названием "Эйдос!". (Каверзина Ксения, 11 "А" класс, МОУ СОШ "Школа №17", г. Ачинск).

---

«Оказывается, что все на свете связано! И то, что я услышала на экскурсии – может пригодиться на уроке, например, истории. А то, что почитала в книге – понадобилось на литературе. А на олимпиаде могут пригодиться все-все мои знания. Вот и получается, что к олимпиаде я готовлюсь каждый день, только сама этого не замечаю. А вот если все записывать, то ничего не пропущу, не забуду! И если все мы будем записывать свои маленькие открытия, то можем ими делиться. И тогда открытий будет у каждого из нас намного больше! Вот, например, моя подруга Диана заметила, что у моего кота усы разного цвета! А я этого даже не замечала, хотя коту уже 14 лет! И так все мы видим что-то, чего не видит друг. С завтрашнего дня я буду вести дневник своих открытий, и делиться ими со всеми!» (Сорокина Валерия, 5 "А" класс, гимназия №89, г.Тольятти).

---

«Конечно, было интересно начинать со страшилок. Ну, кто их не любил в детстве? У кого не пробирал мороз по коже от скрипа половиц? Это было самое интересное задание. Я узнала, что проводить исследования любого жанра, в частности страшилок, очень интересно. Даже если не использовать доп. литературу все получится. Осталось научиться концентрироваться очень быстро, что у меня сегодня очень хорошо получалось». (Беденко Ксения, 8 “В” класс, гимназия N3, г. Иркутск).

---

«Внутренний мир каждого человека разнообразен и ярок. И порой отыскать к нему ключ, отгадать все его загадки - очень непростая, не каждому доступная задача. Так вот, именно "ЭЙДОСу" под силу эта задача, благодаря ей я выложила за работой всю душу, с головой окунувшись в мир трагикомедий, стихотворений-советов, наказов и диалогов великих поэтов. Помня свой прошлогодний опыт участия в данной дистанционной олимпиаде, я, заранее предвкушая удовольствие, ждала тавтограммы и легенды и в этом году. Вот пролетел год, и я уже в 10 классе, соответственно, задания другие. Но, нисколько не унывая, я с новыми силами принялась "покорять" литературный мир, несмотря на то, что дискета с заданиями затерялась где-то у одноклассницы, а идти до нее (под проливным дождем, между прочим) - не ближний свет, уроков на завтра тоже немало... Но, как говорится, "без труда не вытащишь и рыбку из пруда" Уж такая попалась мне скользкая "рыбка". Хочу лишь добавить: побольше бы таких олимпиад, как "ЭЙДОС" - и увлекательных, и интересных, и в то же время сложных. В общем, спасибо, "Эйдос"!» (Бубеева Лена, 10 класс, Российская гимназия №59, г. Улан-Удэ).

---

«В «Эйдосе» нет неинтересных заданий, просто какие-то ближе тебе по духу, по настроению, потому и делаются на одном дыхании. В этой олимпиаде мне понравились все задания, правда, возникли трудности с первым – достаточно трудно объяснить смысл произведения, состоящего из несвязных слогов. Делая задание «Трагикомедия» я долго не могла придумать, какой же изобрести жанр и как его представить. И вдруг вспомнила своё детское увлечение кошками, давнишние фантазии и выдумки. Это и стало материалом. Задания эвристических олимпиад довольно абстрактны. Это качество даёт нам прекрасную возможность выпустить свою фантазию на свободу, окунуться в собственное воображение и взять оттуда всё, что требуется для задания. А сама формулировка задания – лишь подсказка, в каком направлении стоит искать. Так получилось в задании «Я счастлив!». Стихотворение тем и отличается о прозы, что перед тобой стоит задача не только правильно выразить свои мысли, но и сделать так, чтобы они рифмовались». (Терещенко Ксения, 10 "А" класс, лицей информационных технологий, г. Новосибирск).

--

2100 год. Школа № 17«Альфа» с углубленным изучением английского языка. Урок литературы. Робот Пушкин-2 ходит по классу и диктует особенности онегинской строфы:

-Так - вот, my – pupils – школы – № 17 «Альфа», - особенности – моей - онегинской – строфы – в – том, - что…
Тут дверь открывается и вбегает девочка со светлыми волосиками, в криво нахлобученном на голову пузыре, и размахивает маленьким листочком:
-Простите, my teacher, я опоздала! Но это нашла у мамы!
-Ну –ка, -ну –ка, - говорит Пушкин-2.- И –что –это –такое? Where – ты –взяла – это –старое – устройство? Так – не –пишут –уже –много- много - десятилетий..
-I нашла его у мамы, my teacher. Я удивилась, поэтому и принесла его вам. А what это такое?
-This is, - ученики, -предмет, - на – котором – писали – где-то – полвека – назад, -до – тех – пор, - пока – наши – предки – не – создали – сферные – шары, - которыми – мы – пользуемся – сейчас. But, one minuet, - друзья. Там – что-то – написано…
Он взял листик, развернул его, и вот что там было:

«Привет, Кристина! Вот пишу тебе, чтобы поделиться важной и радостной новостью – я снова участвовала в Эйдосе! Как? Ты не знаешь, что это такое?! Отсталый ты человек! Ведь уже все люди нашего времени знают, что это эвристическая олимпиада! Я так и вижу твое удивленное лицо. Ладно, поясню. По Интернету приходят задания, и мы за сутки должны их решить. Нет, это не тесты и не вопросы, а именно творчество. Ты не сможешь ни у кого списать, ведь они направлены лишь на развитие твоего мышления и фантазии! Они такие интересные! Вот, например, в третьем задании, что, кстати, понравилось мне больше всего, надо было дать написать стихотворение – совет другу на тему избавления одной из вредных привычек! Это так весело и забавно! А ты бы знала, какой я жанр придумала, но тсс… Я тебе потом подробнее напишу. Ты, наверное, хочешь узнать, зачем я тебе вообще пишу? КРИСТИНА, участвуй в Эйдосе, развивай свою фантазию и мышление! Хватит целыми днями играть в эти компьютерные игры да читать своего Гарри Поттера! Они не дают тебе развиваться!!! Кристин, поверь, Эйдос – это здорово! Это была моя не первая, и, надеюсь, не последняя олимпиада! Присоединяйся, Кристя! Нас, эйдовцев, много по всей России! Не ленись, солнце! Подумай, ведь Эйдос – это будущее! Удачи!
Твоя подруга Лиза
21.09.2006 г.»

Когда робот дочитал письмо, все его винтики дрожали.
-Вот, - дети, - you –говорили, - что – в- прошлом – не – было – пророков. Вы – ошибались. Эта – girl, - чье – письмо – принесла – сегодня - Светашофф, - была – провидицей. Ведь – you – знаете, - что – будущее – действительно – изменилось – благодаря – Эйдосу. Your родители – участвовали – в –ней, and – вы – тоже. Наверное,- и –та –девочка – участвовала. And –сейчас–то – поняли, - что –Эйдос – действительно будущее?
-Yes!!! – хором воскликнули дети.
-И –вы –будете – участвовать – в – этих –олимпиадах?
-Yes!!!
-Молодцы! И –сейчас – lets – продолжим –урок…
Учеба продолжилась, а этот листик, что принесла в школу Светашофф, положили под стекло в музей Эйдоса, как доказательство необходимости этой олимпиады…» (Светашова Елизавета, 10 «А» класс, МОУ СОШ № 17, г. Ачинск).

---

«Во время участия в эвристической олимпиаде по литературе я открыла новую для себя способность – рифмовать. Получилось всё неожиданно и весело. Придумав первую строчку, я читала её друзьям и просила их помочь придумать следующую. Но строчка приходила на ум мне же вперёд всех. Моей радости не было предела. Я никогда раньше не сочиняла стихов. Дружеская и творческая обстановка помогла мне обрести уверенность в себе. Отличительная особенность этой олимпиады состоит в том, что она не требует конкретных знаний, а заставляет человека раскрыться, включить фантазию и поверить в свои возможности. (Мальцева Дарья, 9 «А» класс, гимназия N86, г.Нижний Тагил).

---

«Мои ученики принимают участие в олимпиаде уже второй раз. Мне очень нравятся задания, которые придумывают для ребят её организаторы. Было очень интересно, как проверить знания учащихся по литературе на расстоянии, так, чтобы учитель или кто-либо другой не смог вмешаться и помочь. Я думаю, то, что предложили организаторы олимпиады, очень необычно. Задания помогают раскрыть творческие способности учащихся. Многие из ребят меня удивили. Я и не думала, что они так хорошо разбираются в литературе, знают литературные жанры и их особенности. Ведь среди участников многие имеют по литературе оценку «3». Оказалось, что я что-то в них просмотрела. Это для меня, как для учителя, очень важно.

К этой олимпиаде невозможно подготовиться специально: нужно просто знать литературу, владеть творческими приёмами, много читать. Если этого нет, то ученик не сможет достойно проявить себя. Задания исключают вмешательство взрослых, потому что невозможно придумать то, что придумывают наши дети. И в этом, я считаю, самое главное достоинство олимпиады.

Ребята относились к выполнению заданий по-разному. Кто-то всё сделал очень быстро и, как нам показалось, получил от участия в олимпиаде огромное удовольствие. Некоторые ученики работали очень долго. У них было несколько вариантов ответов на задания. Но, думаю, и такой творческий поиск принёс ребятам радость.

Ещё одним очень важным достоинством данной олимпиады я считаю то, что все работы проверяются и публикуется рейтинг участников. Это очень важно для ребят. Их оценивают посторонние люди, и эта оценка не зависит от отметки в дневнике, личных качеств или чего-то другого – это оценка их работы». (Молькова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы, школа №8, г. Иваново).

---

«О существовании эвристической олимпиады я узнала 19 сентября. Звонок преподавателя Гуманитарного университета, завкафедры МХК – и решение попробовать!

Привлекла идея, имя А.В. Хуторского, с работами которого знакома. Обычные, в традиционной форме олимпиады не люблю. Данную олимпиаду восприняла как альтернативную и не ошиблась.

Я не знала, что ждет меня 21 сентября. И вот задания у ребят на столе. Сначала паника. Потом сосредоточенность и тишина. В течение дня я наблюдала за детьми и видела, что мои ученики – прежде всего замечательные люди.

Веселая, неунывающая Лена… Просто удивила своей работоспособностью и целеустремленностью.
Нестандартная, не признающая никаких правил, Вика. Сидит смирно, как будто придавленная грузом нестандартности, так неожиданно свалившейся на нее, а она не знает, что с ней делать.

А вот и малыши, как мы их ласково называли в течение дня – Соня и Игорь. Какие же они творческие и увлеченные! Им трудно набирать текст, они быстро устают. Старшие приходят на помощь. И это здорово! И это главное!» (Кушнарева Наталья Юрьевна, зам. директора по НИТ, гимназия N1, г.Хабаровск

---

«В этот раз команда собралась быстро, потому что у эвристических олимпиад в школе уже есть поклонники. Было много разных неувязок, например, мы отправили заявку не по тому адресу. Но чудо произошло, и олимпиада началась минута в минуту. Напряжение исчезло, когда мы прочитали олимпиаду. Правильно, что вся разновозрастная команда слушала задания каждой возрастной группы: теперь у ребят есть представление об уровне сложности в перспективе. Я была в восторге, комментируя каждое новое задание. Стало ясно, что будут очень интересные работы. Действительно, когда началась проверка, было трудно сдержать смех и умиление от некоторых детских произведений. Наши ученики просто молодцы, даже если не станут победителями. Олимпиада – совершенно новая страница в жизни школы, она показывает, что учение может быть по-настоящему интересным». (Лобаченко Ольга Эдуардовна, учитель, школа №8, г. Иваново)

---

«Они подобны кометам… Вспыхнули на темном небе, оставив после себя сверкающий хвост, и погасли… Важно успеть. Да, только бы успеть! За эту долю секунды успеть все запомнить! Сложно, ведь их бесчисленное множество…И это все живет во мне? Волнительно…Захватывающе. Невероятно!!! Четыре буквочки: и д е я . Ради того, чтобы ее познать, стоит жить. Он огромен и всеобъемлющ, этот мир идей. Сравним разве что с космосом, только намного насыщеннее и ярче, хотя… Что мы знаем о космосе? Столько же, сколько о мире идей? У людей, как частичек одного целого, все же есть отдельные миры - это их образы, идеи, мысли, схожие и различающиеся, запомнившиеся и канувшие. Живем, часто не замечая все великое разнообразие, или не хотим замечать. Возможно, ведь… В том числе вместе с «Эйдосом», эвристической олимпиадой и яркими людьми, затеявшими этот смелый проект. Решений и открытий нам! Уверена, что они не заставят себе ждать. Ведь все- таки главное – успеть…» (Байназова Маргарита, 11 «А» класс, МОУ СОШ № 52, г. Уфа).

---

«Литература - третья наша дистанционная эвристическая олимпиада. Это превращается в какое-то необычайное путешествие, приключение. Поначалу я хотела выявить наклонности моей дочери для дальнейшей профессиональной деятельности, акцентировать её внимание на них. Не тут-то было. Аппетит пришел во время еды. Мы уже хотим участвовать в каждой второй олимпиаде, не меньше. Рождаются домашние заготовки для предстоящих олимпиад (по журналистике, например – эссе «как я успела-таки отослать олимпиаду по литературе»). Само событие «олимпиада» обрастает нестандартными ситуациями, историями, находками, открытиями которые уже и с темой олимпиады даже не связаны. Это отдельная история, новая жизнь, некое «автономное плавание». Не будь у нас этих олимпиад – вряд ли случились бы эти приключения. Отказаться от них уже не возможно.
Кроме того возникла срочная необходимость подключать интернет на домашний компьютер, что бы не бегать в интернет-салон, не подстраиваться под их условия». (Мельникова Елена Константиновна, родитель, учитель МОУ №162, г.Самара).

---

«Меня прельщает возможность попробовать себя в разных жанрах. Я люблю разнообразие. Так что ждите. Я буду участвовать у Вас ещё много раз, и не только по литературе!.. Я заболела вирусом под названием «Эйдос». Кто меня вылечит? Только Вы и никто больше. Знаете, клин клином вышибают.

Потрясающе продуктивный день. Я жутко измотана. Когда долго бежишь - открывается второе дыхание. Я слишком долго сижу за компьютером - у меня открылся новый ресурс невоплощённых идей. Помогите мне воплотить их в жизнь!

Вы мне нравитесь. Нравится Ваша разноплановая структура. Нравятся Ваши головомоечные задания. Я могу больше сказать: я Вас обожаю. Что-то вроде признания в любви? Да, это так. Надеюсь, что моё письмо читает голубоглазый высокий брюнет. Надеюсь, я Вам нравлюсь. Надеюсь, дождусь ответного признания в любви. Люблю, целую, Ваша Л.

---

ВНИМАНИЕ!

Всем любителям словесности!
У вас есть желание творить?
Где еще, кроме олимпиад, можно реализовать стремление креативно мыслить?

Приглашаем вас принять участие в гуманитарных проектах Центра «Эйдос»:

Проект «Моя сказка» - http://eidos.ru/project/all/skazka/index.htm 
Проект «Мое стихотворение» - http://eidos.ru/project/all/poem/index.htm 
Проект «Мой Булгаков» - http://eidos.ru/project/all/bulgakov/index.htm

Для участия в проекте необходимо:

1. Выбрать желаемое время проведения проекта.
2. Предварительно оплатить регистрационный взнос (по тарифам олимпиад).
3. Выслать заявку в Оргкомитет по e-mail адресу: projects@eidos.ru в установленной форме.

Подарите себе радость новых открытий, а миру новый шедевр! Выберите свой проект и зарегистрируйтесь в нём.

Подробности на страницах проектов ЦДО «Эйдос»! - http://www.eidos.ru/project/all/index.htm

===

III. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА МАЛОЧИСЛЕННОЙ?


А.В.Хуторской, д.п.н., член-корр. РАО

Школы на селе - главный резерв и надежда отечественного образования. Те, кто назвал их малочисленными (малокомплектными) - мало понимают в образовании

Две трети школ в России - сельские. То есть большинство. Правда, количество учеников в них меньше, чем в городских школах. Это почему-то некоторые считают недостатком. Между тем, многие великие люди проходили образование именно в школах малых. В Древней Греции, так учитель вообще прогуливался по саду с несколькими учениками, и такие школы оставили след в истории, сопоставимый со всеми остальными школами мира, которые создавались на протяжении тысячелетий.

В малом часто заключено большее.

После окончания пединститута в 1986 году я 3 года работал учителем и завучем в Сашкинской сельской школе Калужской области. У меня был класс, где учились 2 ученика. Конечно, занятия с ними абсурдно было проводить так же, как и с классом в 30 человек. Но у меня и мысли никогда не было, чтобы относится к образованию этих учеников как какому-то малочисленному явлению. Это нормальные ребята, с потенциальным величием не меньшим, чем ученики других школ.

Название "малочисленная" - принижающее. Я считаю, что хорошая школа, а такими иногда и сегодня считают, например, некоторые частные школы с классами, где учатся не более 10 человек, так вот, она по определению должна быть небольшой. А отклонением от нормы я бы как раз считал школы, в которых учится полторы тысячи учеников. О каком личностном обучении или индивидуальной траектории там можно говорить?!

Т.е. небольшая школа - это норма, а школа-гигант, школа-концерн, это и есть отклонение от нормы. Но тогда именно их и надо называть, например, "крупночисленными" школами, школами-монстрами. И привлекать внимание к проблеме их разукрупнения, реструктуризации. Сельская школа в этом случае может служить примером, образцом, а не наоборот.

В конце 1980-х годов, когда в России дистанционное обучение только начиналось, в наших дистанционных проектах принимали участие школьники из-за рубежа. Я тогда был несколько удивлён, когда ученики по-моему, из Канады или из какой-то скандинавской страны, написали нам, что их всего несколько человек, но у них есть доступ к интернет, и они любят участвовать в различных международных образовательных проектах. Собственно, с помощью проектов они и осуществляют своё образование. Не хилое, между прочим, образование! По крайней мере, они уже тогда владели телекоммуникациями лучше, чем многие ученики и учителя современных школ-монстров.

В 1992 году в поселке Черноголовка я учредил свою авторскую школу - Школу свободного развития. В ней обучалось не более 60 учеников. Но эти дети создавали и защищали за один учебный год до 12 индивидуальных творческих работ каждый. Традиционные образовательные стандарты они при этом перекрывали и опережали, а уровень выполнения контрольных нормативов у них был выше, чем в среднем по московским школам. Наш опыт организации обучения в небольшой школе привлекал внимание педагогов из разных городов. На наших семинарах за 5 лет в общей сложности побывало около 700 педагогов, они учились проектируемому и реализуемому у нас образованию.

Можно привести немало убедительных примеров, подтверждающих ценность и эффективность именно школ с небольшим количеством учащихся. Но почему же тогда не уделить им большее внимание в противовес тому, которое сейчас есть среди чиновников и ученых. Ведь что происходит, под предлогом экономической целесообразности сегодня идет процесс закрытия сельских школ с небольшим числом учеников. За несколько последних лет в России ликвидировано около 18 тыс. школ! И это происходит не случайно. Выстраиваются концепции так называемой реструктуризации малых сельских школ. Людей убеждают, что это не так уж и плохо...

Вот, например, что пишет ректор Высшей школы экономики Я.И. Кузьминов: "Лозунг – закроем школу, потеряем село – многие считают неправильным. Школа, как известно, надстройка, и при отсутствии экономической базы она не спасет село и не решит нынешних проблем. Люди будут жить не там, где расположена школа, а там, где есть рабочие места и нормальные бытовые условия. Только тогда они будут рожать детей и думать, где их дети будут учиться".

С таким подходом не согласен начальник Главного управления образования Курганской области Б.А.Куган, который считает, что единственным стабильно функционирующим институтом на селе осталась школа: "Для нас очень важно само присутствие учителя на селе, сельского интеллигента, задающего культурный уровень среде, – говорит он. - Уберите учителя из села, и вы получите деградирующую среду. Сельская школа, без сомнения, является средством окультуривания среды, социальной стабильности сельского социума".

Поддержка сельской школы нужна не только на уровне управленцев или экономистов. Необходима государственная политика по осознанию и развитию образовательного уклада на селе, его многообразию, глубинным культурологическим основам. От ученых-педагогов и дидактов требуются модели различных сельских школ. Они, эти модели, уже и существуют. Назову хотя бы несколько:

1. Исторические модели малых школ. Это, и школа в Древней Греции, Школа Л.Н. Толстого, западные модели школ, общинные школы на Руси, Школы мастеров и т.п.

2. Современная модель школы с концентрированным разновозрастным обучением. Сегодня такие школы работают под руководством М.П.Щетинин, А.А. Остапенко.

3. Очно-дистантная модель школы. Это тот случай, когда удаленный учитель ведет занятия с отдельными учениками, их небольшими группами. В какой-то степени эту модель реализует Центр дистанционного образования "Эйдос", который проводит дистанционные элективные курсы, онлайн-защиты творческих работ небольших групп учеников из разных городов.

4. Тьюторство, как модель школы индивидуального образования.

5. Семейные школы, клубы и т.д.

Перечисленные модели школ далеко не единственные. Я убежден, что в разных сельских школах сегодня действуют разные модели обучения. Школы в якутских улусах имеют своеобразие, как и сельские школы центральной полосы России.

Проблема - отсутствие образовательной системы, учитывающей своеобразие сельских школы. Что же требуется от ученых-педагогов, чтобы осуществлять проектирование образования на основе анализа имеющегося на селе уклада?

- Исследовать существующую практику на селе и выявить, обосновать действующие модели обучения в разных сельских школах;

- Определить специфические стандарты и учебные программы для разных типов сельских школ, пусть это будет называться национально-региональным или школьным компонентом, это не важно. Важно, чтобы специфика моделей обучения была осознана и явно выражена;

- Разработать особый вариант базисного учебного плана (БУПа), который учитывал бы специфику различны моделей школ. Например, у нас пока нет БУПа и соответствующей нормативной базы, с помощью которых сельская школа могла бы осуществлять обучение, например, всех учеников в одном месте (классе), а такое часто встречается, когда объединяют несколько классов и занятия ведёт один учитель. Нет и БУПа для асинхронного дистанционного обучения, когда разные ученики в разных местах учатся в разное время. Как при этом рассчитывать нагрузку их учителю?

- Для сельских школ с малым количеством учеников требуются особые педагогические технологии, формы и методы обучения. Им почти не учат в пединститутах, в результате их выпускники, входя в класс, где сидят 1-2 ученика, ведут для них лекции с указкой у доски.

Технологии обучения в сельской школе пригодятся и в городской. Крупночисленные школы тоже могут уменьшать количество учеников, например, разбивая детей на группы.

- Для каждой модели школы нужны свои учебники, построенные именно на основе принципов данной модели. Нужна и специфическая подготовка педагогов для тех или иных моделей школ.

Какова главная проблема реализации намечаемых нами подходов? Самая основная проблема - это существующая сегодня однозаданность. С точки зрения чиновников им удобнее, чтобы во всех школах, и городских, и сельских, было что-то одно. Так легче проверять, контролировать, сравнивать. Но в малых школах, более, чем в крупных, выражено особенное, своеобразное. И эта многовариантность - условие приближения образования к ученику, его поселку, региону.

"Не хочу обижать городские школы, но они больше похожи на жесткий конвейер, - говорит один из директоров малочисленных сельских школ. - А у нас - три ступеньки, трава, лес рядом - душа поет. Если малая школа погибнет, такое ощущение, что погибнет и та Россия, которую мы знаем..."

Первоисточник: http://www.eidos.ru/avh/be/20060911/index.htm

===

IV. МОЯ ИНФОРМАТИКА. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


Творческое учебное пособие для ученика младших классов, построенное по принципу рабочей тетради.

ОПИСАНИЕ ИЗДАНИЯ

Код: 140201
Жанр: Учебно-методическое пособие
Автор(ы): А.В.Хуторской, Г.А. Андрианова
Для кого: Учителя начальной школы и информатики, ученики, родители
Формат, объём: Электронное издание, 2959 Кб
Цена без НДС: 396 руб.
Примечание: Практика личносто-ориентированного обучения

АННОТАЦИЯ

Цель пособия - помочь учащимся овладеть первичными понятиями и практическими способами работы с окружающей информацией. Работу по тетради можно начинать во 2-м, 3-м или 4-м классах.

Авторы курса - соразработчики образовательного стандарта Министерства образования РФ по информатике, предлагают личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников.

Учиться детям помогают занимательные персонажи - школьница Настя, кот Макс и компьютерный домовой Информашка. Предусмотрено знакомство с компьютером и бытовой информационной техникой - телефоном, телевизором, магнитофоном.

Прочитав книгу, вы узнаете:

∙ 6 типов учебных заданий на работу с информацией.
∙ Творческие открытые задания на каждый урок по всем темам.
∙ Практические и исследователькие работы для выполнения на уроках и дома.
∙ Разнообразные рефлексивные задания, составленные специально для младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗДАНИЯ

Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Моя информатика. Пособие для ученика начальной школы. [Электронный ресурс]. Версия 1.1. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. - 2959 Кб.

К учителю

Информация обо мне

Введение. Знакомство с Настей, котом Максом и Информашкой

Уроки

1. Что такое информация. Знакомство с компьютером.
2. Виды информации. Клавиатура и мышь.
3. Я и информация. Как включать и выключать компьютер.
4. Источники и приемники информации. Правила здоровья.
5. Носители информации. Рабочее место за компьютером
6. Творческая работа. Темы: "Мой источник (приемник, носитель) информации"
7. Компьютер и его составляющие. Монитор
8. Знак (число, буква, символ, пиктограмма). Рабочий стол компьютера
9. Информация и знаковые сообщения. Панель задач, переключение алфавитов, дата и время
10. Преобразование информации (кодирование). Главное меню. Пуск. Проводник. Завершение работы
11. Языки. Естественные и искусственные языки. Окно (Window). Действия с окном
12. Творческая работа. Темы: "Моя пиктограмма", "Мой секретный код", "Мой язык"
13. Информационные объекты. Признаки объекта Основные клавиши клавиатуры
14. Действия с информационными объектами. Шрифты, сохранение работы
15. Поиск информации. Алфавит, оглавление. Поиск файла и его редактирование
16. Хранение информации. Формуляр, каталог. Сохранение файла на дискету
17. Творческая работа. Темы: "Моя библиотека (фонотека, видеотека, дискотека)"
18. Сообщение. Утверждение и отрицание. Истинное и ложное. Правила работы за компьютером (повторение)
19. Действия и результат. Прямые и обратные действия. Гигиена рабочего места, гимнастика для глаз, кистей рук (повторение)
20. Порядок действий. Последовательность. Графический редактор Paint. Панель инструментов. Цветовая палитра.
21. Алгоритм. Способы задания алгоритма. Графический редактор Paint. Действия с инструментами. Сохранение рисунка
22. Команда. Исполнитель действий. Графический редактор Paint. Поиск файла с рисунком. Редактирование рисунка: распылитель, заливка
23. Программа. Компьютерная игра "Сапер"
24. Творческая работа. Темы: "Моя программа", "Мой лабиринт"
25. Конструирование. Конструирование из автофигур
26. Графики и таблицы. Создание таблицы
27. Моделирование. Рисование модели
28. Творческая работа. "Мое расписание уроков", "Моя модель класса"
29. Телефон, алгоритм действий. Компьютер вокруг
30. Средства работы с информацией: телевизор, магнитофон, принтер, копир. Печать файла на принтере
31. Творческая работа. "Я звоню по телефону", "Я копирую текст/рисунок"
32. Электронная почта и Интернет. Поиск сайта в сети Интернет
33. Творческая работа "Мое письмо по электронной почте"
34. Мои итоги года
35. Разрезалки
36. Приложения

В комплект входит "Моя информатика. Пособие для учителя начальной школы", которое приобретается отдельно.

Купив эту книгу вы сможете:

- реализовать в практике своей работы курс, основанный на продуктивном, личностно-ориентированном подходе к обучению.
- дополнить традиционное обучение новыми оригинальными "открытыми" заданиями.
- использовать на уроках распечатанный дидактический материал из рабочей тетради.
- приобщиться к новым современным педагогическим технологиям.

В ВАШУ БИБЛИОТЕКУ :

Моя информатика. Пособие для учителя начальной школы - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/140202/
50 форм учебных занятий. Инструментарий для творческого учителя - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/110102/ 
Диагностика, контроль и оценка творческого обучения - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/110501/ 
Как разработать творческий урок - http://www.eidos.ru/shop/ebooks/110301/ 

---

Прайс-лист с презентациями всех изданий для педагогов находится по адресу http://www.eidos.ru/shop/price.htm

Как купить - http://www.eidos.ru/shop/doc/index.htm. Получить электронные издания вы сможете СРАЗУ после поступления оплаты.

Оплатите свои электронные издания сегодня, и вы получите их навсегда!
 

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос" получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 170, 17 января 2005 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru

Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru

В избранное