Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 52
20 января 2002 года

www.eidos.ru 

= Вместе с Вами эту рассылку получают 2758 человек =

http://www.eidos.ru "Талант раскрывается только тогда, когда его выпустят из клетки стандартов" - Охотин Михаил, 11 класс, г. Курган

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА

I. Новости.
II. Личностно-ориентированное обучение.

III. Дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку - Скоро!

I. Новости 

@ 536 участников, в том числе 20 команд зарегистрировалось в дистанционной эвристической олимпиаде по английскому языку, которая состоится 24 января 2002 г. Регистрация продолжается до 23 января включительно. Подробности - http://www.eidos.ru/olymp/english/2002/regulat.htm 

@ 17 января состоялось обсуждение доклада А.В.Хуторского о проблемах проектирования личностно-ориентированного обучения на Отделении общего среднего образования РАО.


II. Личностно-ориентированное обучение

А.В.Хуторской:

Если бы потребовалось назвать лучшее пособие по личностно-ориентированному обучению, я бы не задумываясь назвал фильм "Общество мертвых поэтов" с Робином Уильямсом в главной роли. Когда с 1992 по 1995 гг. на базе Школы свободного развития в Черноголовке мы проводили оргдеятельностные семинары для учителей, приезжающих к нам из разных городов, то этот художественный фильм смотрели наряду с документальными видеозаписями экспериментальных уроков нашей школы. 

Вчера поздно вечером этот фильм шел по первому каналу. Жаль, что данный выпуск рассылки придет к вам уже после его демонстрации. Кто этот фильм не видел, советую специально найти и посмотреть его. Это посильнее "Большой перемены" будет ... 

"Вы должны верить, что вы уникальны ... И пусть стадо блеет: "Это ме-е-рзость..." - таково кредо учителя, волею судьбы попавшего в лучшую американскую частную школу, которая готовила детей отнюдь не для уникальности, а для поступления в университеты. Мистер Киттинг (Р.Уильямс) - учитель-новатор, как бы сказали у нас. Он учит иметь другую точку зрения, залезая на демонстрационный стол и приглашая сделать это своих учеников. Их собственные стихи для него стоят больше, чем туповато-академические рассуждения о поэзии из учебника. Именно поэтому одно из его первых заданий классу - вырвать из литературной хрестоматии вводную статью именитого доктора философии, предлагающего оценивать поэзию с помощью графика.

 Его ученики действительно раскрываются. Один, самый робкий, буквально "раскрученный" своим учителем, прямо на глазах у ошеломленного класса сочиняет философские стихи. Другой - получает и блестяще исполняет главную роль в спектакле. Третий, преодолевает жизненные препятствия на пути к своей любви... И все вместе они создают, точнее воссоздают по напутствию своего учителя, свободолюбивое "Общество мертвых поэтов", в которое когда-то входил он сам, учась в этой же самой школе.

Финал фильма, конечно, закономерен, хотя и неоднозначен. Это трагедия, вызванная нежеланием деспота-отца, который распланировал всю жизнь подростка-сына, считаться с его личными целями. Это поиски виновного, которого администрация школы находит в лице нашего учителя. Это "сдача" учениками своего учителя. И если бы не их демонстративное вставание из-за парт вслед уходящему учителю, их вставание на парты под угрозами исключения, произносимыми директором школы, можно было бы считать, что в борьбе личности и стада побеждает стадо. Поэтому фильм - оптимистический. Поэтому - образовательный и педагогический. Поскольку он раскрывает не только суть личностного подхода, но и проблемы его реализации.

Именно о проблемах реализации личностно-ориентированного подхода три дня назад мне довелось выступать на заседании Отделения общего среднего образования РАО, которое проходило совместно с Ученым Советом ИОСО РАО. Ниже приведены тезисы моего доклада, которые к сожалению, не передают атмосферы, царившей во время его обсуждения, но позволяют ее спрогнозировать.

Если изложенные в тезисах проблемы окажутся для вас небезразличными, пишите. Мой адрес andreykh@mail.ru.

***

Методологические ПРОБЛЕМЫ реализации личностного подхода при проектировании ОБРАЗОВАНИЯ

А.В.Хуторской, докт. пед. наук,
зам. директора ИОСО РАО

(Тезисы доклада на Отделении общего среднего образования РАО 17.01.2002 г.)

Личностный подход проектирования образования вызван необходимостью комплексного обеспечения личностно-ориентированного обучения √ одного из гуманистических типов обучения, получивших развитие в современной теории и практике отечественного образования (см. список литературы).

Дефиниции. Под личностно-ориентированным обучением мы понимаем обучение, которое обеспечивает индивидуальную творческую самореализацию ученика как субъекта социальных отношений на основе его продуктивной образовательной деятельности.  Продуктивная образовательная деятельность предусматривает создание учеником образовательной продукции, соответствующей изучаемой образовательной области и индивидуальному уровню развития, а также обученности ученика.

Под образованием здесь и в дальнейшем будем иметь в виду общее среднее образование.

Под проектированием образования мы понимаем следующие виды деятельности и получаемые на их основе результаты:

-         выбор философских, социальных, политических, управленческих и иных позиций, на основе которых определяется стратегия, модель и тактика проектирования образования;

-         построение методологических, психологических, физиологических, дидактических и методических оснований современного образования;

-         разработку образовательных концепций разного уровня (общей концепции школы, концепций структуры, содержания, средств, технологий, контроля образования, концепций образовательных областей и предметов, подготовки кадров и т.п.);

-         разработку образовательных программ всех уровней, учебников, пособий, средств обучения и контроля, методических пособий и рекомендаций.

По отношению к деятельности РАО перечисленные направления проектирования образования отражаются в составлении планов и программ научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы РАО, его отделений, институтов, их подразделений.

Личностный подход к проектированию образования подразумевает такой вектор вышеперечисленных направлений проектирования, который обеспечивает:

-         реализацию ученического компонента в образовании, т.е. учет индивидуальных особенностей, личных целей и уровня развития ученика в ходе его образования, а также планирования и корректировки обучения;

-         индивидуальную образовательную траекторию учащихся, определяемую на основе их личностных особенностей и социально обусловленных заданностей окружающего мира, в том числе и образовательных норм;

-         продуктивную образовательную деятельность ученика, позволяющую фиксировать, диагностировать, осознавать и оценивать его личностное образовательное приращение в каждой образовательной области.

Наличие личностно-ориентированного обучения и соответствующего подхода к проектированию образования вызывает ряд проблем, обусловленных как развитием самого подхода, так и его ролью в системе других подходов к образованию и его проектированию. Детализируем два круга указанных проблем на конкретных примерах, оставляя общий спектр данных проблем открытым.

Первый круг проблем. Проектирование личностно-ориентированного образования связано со следующими научными проблемами: исследование методологических закономерностей субъектно-объектных отношений в обучении, разработка соответствующего понятийного аппарата, проектирование личностно-ориентированных программ, учебников, здоровьесберегающих технологий, творческих форм и методов обучения, типов и форм профильного обучения, технологий реализации индивидуальной образовательной траектории ученика, субъективно-ориентированных систем диагностики и контроля образовательных результатов и др.

Проблемы, относящиеся к развитию собственно личностного подхода проектирования образования, концентрируются, на наш взгляд, вокруг следующих узловых направлений:

1.    Разработка методологических основ личностно-ориентированного образования и их реализация на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождения образования. Приведение смысла, целей, структуры и содержания образования в соответствие со спецификой личностного развития учащегося, включенного в процесс проектирования своего образования. Нуждается в научных исследованиях проблема ученического компонента образования, введенного в современный базисный учебный план. Требуют разработки новые подходы к конструированию образовательных программ по учебным предметам, предполагающих наличие у школьников индивидуальных учебных программ.


2.    Исследование роли и влияния личностной ориентации обучения на модернизацию системы школьного образования. Каким образом учет интересов и склонностей учащихся, предоставление им возможности выбора индивидуальной образовательной траектории отразится на сохранении и развитии их здоровья √ физического, психического, нравственного. На основе полученных результатов возможны предложения по изменению регламентирующих документов и положений: образовательного минимума, требований к уровню подготовки учеников, базисного учебного плана и др.

3.    Проблема соотношения субъектного и объектного в образовании. Данная проблема нуждается не столько в общем решении, сколько в определении приоритетов личностно-индивидуального и социально-общественного характера обучения в зависимости от этапа и уровня развития личности. Решение данной проблемы связано с выявлением методологических закономерностей, присущих процессу личностно-ориентированного обучения на разных возрастных периодах и ступенях образования. Необходимо также исследование взаимодействия принципов природосообразности и культуросообразности при разработке концепций образовательных областей и требований к подготовке учеников.

4.     Личностное содержание образования. Традиционно под содержанием образования понимается предназначенный для усвоения учениками объём информации (иногда ошибочно называемый знаниями). Проектирование личностного содержания образования требует решения иной задачи: разработка и задание для ученика образовательной среды и механизмов деятельности в ней, которые позволят ученику выращивать собственное содержание образования, двигаясь по индивидуальной траектории изучения фундаментальных образовательных объектов (обязательных для каждого учебного предмета). Отдельной и наименее разработанной проблемой является концепция учебника личностно-ориентированного типа, проектируемого, в том числе и в гипертекстовой мультимедийной среде на электронных носителях.

5.    Природосообразные, здоровьесберегающие, продуктивные образовательные технологии. Такие технологии позволяют детям обучаться соответственно своему естеству. При этом ученики включаются в целеполагание, планирование и осуществление образовательного процесса. Продуктивный и деятельностный характер образования ориентирует учебный процесс на усвоение универсальных образовательных умений, формирование коммуникативных и иных компетенций, способов решения проблем и добывания знаний. Методологической проблемой является отбор оптимальных для каждого этапа обучения личностно-ориентированных технологий, а также поиск форм интеграции деятельностного компонента содержания образования с тематическим.

6.    Профильное обучение. С позиций личностно-ориентированного обучения максимальная степень профилизации обучения √ это его индивидуализация. Профильная школа является дополнительной возможностью для ученика реализовать собственную образовательную траекторию освоения учебных дисциплин. Проблема состоит в разработке и реализации личностного аспекта типов, форм и содержания профильного обучения.

7.    Личностно-ориентированная система диагностики и контроля. Предстоящее введение единого государственного экзамена обостряет проблему разработки комплексной, в том числе и субъективно-значимой системы контроля и оценки результатов обучения.  Контролю и оценке должны подлежать все заявляемые цели образования на всех уровнях, от федерального до ученического. Результаты, достигаемые учеником согласно его индивидуальным планам должны оцениваться и влиять на его жизненный путь не меньше, чем выполнение стандартных тестов. Необходимо восстановить в правах и нормативно регламентировать герменевтический подход к диагностике и оценке образовательных достижений ученика. Условием фиксации личностных результатов образования является также применение рефлексивных приемов и технологий обучения, разработка которых составляет отдельную научно-педагогическую проблему конструирования современного содержания, средств и методов образования.

Второй круг проблем. Реализация личностного подхода при проектировании образования определяется местом и ролью данного подхода во всей совокупности имеющихся подходов к обучению и педагогическим исследованиям. Особый круг проблем возникает при взаимодействии личностного подхода проектирования образования с "неличностными", например, с предметно-ориентированным подходом, социально-ориентированным, формально-ориентированным.

Обозначим факты и проблемы, затрудняющие реализацию личностного подхода при проектировании образования на примере анализа проектной деятельности ИОСО РАО.

1. Работа по проектированию исследований носит несистемный характер, не учитывающий всех фундаментальных компонентов проектирования образования. Так, методологическая и дидактическая компоненты, обосновывающие личностную ориентацию общего среднего образования, не занимают должного места в планах НИР и ОЭР.

2. Проблематика целей, содержания, форм, методов, мониторинга, контроля и оценки результатов личностно-ориентированного обучения практически не находит отражения в содержании планов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, в формировании тематики диссертационных исследований.

3. При разработке концептуальных образовательных документов (концепция и программа широкомасштабного эксперимента, образовательные минимумы, требования к уровню подготовки выпускников, концепции образовательных областей, содержание единого государственного экзамена и др.) личностный аспект образования зачастую вытесняется другими его аспектами или компонентами (например, предметно-тематической частью содержания образования), а сами документы обезличиваются, то есть теряют указания на своих авторов.

4. Среди аргументов, отвергающих необходимость личностного подхода к образованию и его проектированию, называются обычно следующие: "личностный подход перспективен, за ним будущее, но сейчас его разрабатывать рано", "данный подход не имеет отношения к предметному содержанию образования, которым традиционно занимается институт", "отсутствуют специалисты по личностно-ориентированному обучению" и т.д.

5. Имеет место проблема кадрового обеспечения в указанной области √ подготовка аспирантов, прием на работу молодых специалистов. Недостаточно привлечение для сотрудничества и выступлений признанных специалистов в области личностно-ориентированного подхода √ ученых и педагогов-практиков.

В то же время, личностный подход находит свое отражение в научно-исследовательской деятельности ученых ИОСО РАО. Пример тому сборник научных трудов прошлого года, в котором примерно третья часть статей посвящена личностно-ориентированному обучению (Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.≈ М.: ИОСО РАО, 2001.- 336 с.).

Выявление проблем, связанных с проектированием личностно-ориентированного обучения √ первый шаг на пути их решения. Научные исследования в данном направлении жизненно необходимы, поскольку усиление роли личности ученика в его образовании √ условие перехода к новому качеству общего среднего образования и модернизации российской школы. 

Литература 

1.    Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. √ М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "Модек", 1998. √ 544 с.

2.    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. √ М.: Сентябрь, 1996. √ 96 с.

3.    Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. √ Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. √ 560 с.

4.    Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. √ 1994. - ╧5. √ С.16-21.

5.    Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. √ 2-е изд. √ Казань: Центр инновационных технологий, 2000. √ 608 с.

6.    Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

7.    Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.- 544 с.  

Проект решения 

1.    Отделению общего среднего образования РАО осуществить координацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области личностно-ориентированного обучения между различными Отделениями и институтами РАО.

2.    Выделить в качестве отдельного направления эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования "Личностный аспект модернизации структуры и содержания школьного образования" и организовать его научно-методическое сопровождение.

3.    Включить в планы НИР и ОЭР ИОСО РАО на 2002-2003 гг. разработку проблематики личностно-ориентированного обучения на методологическом, дидактическом и методическом  (по отдельным учебным предметам) уровнях. Разработать и апробировать концепцию учебника личностно-ориентированного типа. Исследовать проблему личностно-ориентированных технологий обучения и соответствующей системы контроля.  

P.S. Ни одного из предлагаемых пунктов решения члены Отделения общего среднего образования РАО пока не приняли...


III. ДИСТАНЦИОННАЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 

http://www.eidos.ru/olymp/english/2002/regulat.htm 

Регистрация - до 23 января 2002 г. включительно!

Уважаемые ученики, учителя, родители! Приглашаем вас принять участие в 4-й Дистанционной эвристической олимпиаде по английскому языку 24 января 2002 г. У вас есть новые возможности: 

- ЗАРПЛАТА ДЛЯ КООРДИНАТОРОВ! Локальные координаторы, обеспечивающие участие в олимпиаде 30-ти и более человек, получают за свою работу денежное вознаграждение!

- ДИПЛОМЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА! Призеры олимпиады получают почетные дипломы, а лауреаты - свидетельства о своих достижениях.

- СОРЕВНОВАНИЕ МЕЖДУ ШКОЛАМИ! Впервые одновременно с индивидуальным первенством проводится официальное состязание команд участников! Узнаем, какая школа самая творческая!

СДЕЛАЕМ МИР НЕМНОГО ЭВРИСТИЧНЕЕ! 

Пришлите заявку как можно раньше, чтобы сразу получить инструкции по организации олимпиады. Для подготовки к олимпиаде рекомендуем приобрести задания и комплекты работ призеров предыдущих дистанционных эвристических олимпиад по английскому языку (1999, 2000, 2001 гг.). Материалы высылаются по электронной почте сразу после получения заявки. Подробности по адресу http://www.eidos.ru/olymp/works.htm

Как зарегистрироваться жителям Украины - http://www.eidos.ru/ukr/index.htm. Рассмотрим предложения по региональному представительству в других странах. 

ЗАРЕГИСТРИРУЙСЯ И ПОБЕДИ!

ЕСЛИ ТЫ С НАМИ, ТО УЖЕ ВПЕРЕДИ! 

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству.

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU.

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу khutorskoy@eidos.ru  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 06, 11 февраля 2001 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >


(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001-2002
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное