Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 14
8 апреля 2001 года

www.eidos.ru 

= Вместе с Вами эту рассылку получают 2477 человек =

Из коллекции школьных анекдотов Центра "Эйдос":
129.
Учительница спрашивает на уроке литературы: - Вовочка, ты за лето хоть одну книжку прочитал? Вовочка: - Конечно, Марь Ивановна, FM Достоевский "Идиот.ru"!

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА # 14

I. Новости Центра "Эйдос".
ii. Призеры 5-й Международной дистанционной эвристической олимпиады.
III. Фрагмент работы призера 5-й Международной дистанционной эвристической олимпиады.
IV. Фрагменты дистанционного курса "Методика разработки дистанционных курсов".

 

I. Новости ЦентрА "Эйдос" 

@ Определены призеры 5-й Международной эвристической олимпиады почти во всех возрастных группах. С фрагментом работы одного из призеров можно познакомиться в данном выпуске рассылки.

@ 19 апреля 2001 года ДЛЯ СТУДЕНТОВ и ШКОЛЬНИКОВ проводится Дистанционная эвристическая олимпиада ПО ФИЗИКЕ! Зарегистрироваться в олимпиаде можно до 18 апреля. Положение об олимпиаде и условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/physics/2001/regulat.htm. Кроме того, это положение можно получить по электронной почте, выслав запрос по e-mail: eidos@mailru.com.

@ На Subscribe.Ru открыта рассылка Центра "Эйдос" - дайджест одноименного электронного образовательного журнала, распространяемого по подписке. Подписаться на данную рассылку можно на сайте журнала "Эйдос" по адресу http://www.eidos.ru/journal/title.htm, или прямо здесь:

 

Рассылки Subscribe.Ru
Электронный образовательный журнал "Эйдос": Дайджест.


II. ПРИЗЕРЫ 5-й Международной дистанционной эвристической ОЛИМПИАДЫ


С 13 по 15 марта 2001 года проводилась V-я Международная дистанционная эвристическая олимпиада, в которой приняло участие более 500 человек.

1-2 классы (105 участников)
1 место - Тарасов Алексей, 2 "В" класс, школа 28, г.Киров
2 место - Лемешев Алексей, 2 "А" класс, школа 1, г. Лесосибирск
3 место - Назарова Валерия, 5 лет, "Эйдетика", НОУ ЦПР "Карьера", г.Саратов

3-5 классы (162 участника)
1 место - Краев Алексей, 5 "А" класс, школа "Бейт Сефер Менахем", г.Сертолово Ленинградской области
2 место - Симунова Оля, 5 класс, гимназия 4, город Чебоксары.
3 место - Королева Юлия, 5 класс, Школа - Центр ТР и ГО, г. Алдан РС (Якутия) 

6-7 классы (92 участника)
1 место - Доненко Алёна, 7 "А" класс, школа N6, г. Дружковка, Донецкая область, Украина 
2 место - Жук Юрий, 7 "А" класс, школа 5, г. Калининград 
3 место - Ситниченко Саша, 6 класс Школа - Центр ТР и ГО, г. Алдан РС (Якутия) 

8-9 классы (79 участников)
1 место - Акберов Ленар, 9 "А" класс, Гимназия N7, г. Казань, Республика Татарстан
2 место - Татузов Алексей, 9 "В" класс, школа N91, г.Москва
3 место - Мясникова Юлия, 8 "З" класс, Ижевская гимназия 56, г.Ижевск, Удмуртская Республика

10-11 классы - на проверке в жюри.

Следующая дистанционная эвристическая олимпиада - ПО ФИЗИКЕ - состоится 19 апреля 2001 года. Участвуют школьники с 5-го по 11-й классы и СТУДЕНТЫ! Положение об олимпиаде и условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/physics/2001/regulat.htm 


iIi. ФРАГМЕНТ РАБОТЫ ПРИЗЕРА 5-й Международной эвристической олимпиады


Каждый из участников олимпиады выполнял 5 заданий-номинаций, такие как: ОТКРЫТИЕ, ВЕЛИЧИНА, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, ВИРТУАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, СИМВОЛ, МЕТАСМЫСЛ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА, СКРЫТЫЕ СВОЙСТВА, КАРТА ИНТЕРНЕТА и др. Приведем пример одного из заданий и ответа на него.

Задание в номинации "ОТКРЫТИЕ": Барон Мюнхгаузен в расписание каждого своего дня включал открытие, которое он должен сделать. Составьте перечень своих открытий, которые вы хотели бы сделать в ближайшую неделю, год, десятилетие. Укажите в каждом случае, для чего вы планируете сделать то или иное открытие.

Акберов Ленар, 9 "А" класс, Гимназия N7, г. Казань, Республика Татарстан:

По-моему, для барона Мюнхгаузена открытия важны были только чтобы еще раз утвердить свои позиции в обществе, так как громкое открытие привлекло бы к нему всеобщее внимание, а, как мы знаем, он сочинял все свои истории для этого. Поэтому, мои открытия должны быть как можно более громкими, кричащими, как заголовки бульварной прессы, которую читают только из-за ее сенсационности. Несмотря на полную нелепость всех моих (будущих) открытий, внимание ко мне будет привлечено и "я" добьюсь того, чего хотел. Итак, мои открытия:
1) Летающие машины на бензиновом двигателе (лучшее транспортное средство)
2) Клонированный человек (это будут мои помощники)
3) Искусственный интеллект (он поможет мне придумать новые открытия)
4) Роботы с искусственным интеллектом (самые лучшие помощники - не только стоят и пылятся, но и двигаются, одновременно советуя мне)
5) Безопасное атомное топливо ("прирученный атом" - лучшее горючее)
6) Upgrade - летающие машины на атомном двигателе (новое лучшее транспортное средство)
7) Космические корабли на атомном двигателе (открытие мира межзвездных полетов на космических кораблях)
8) Новый супер-пупер-гипер сплав, который обеспечивает одновременно огромную прочность материала и неимоверную легкость (возможность будущего прогресса)
9) Строительство космических кораблей из нового материала (намного удешевляет стоимость космических кораблей)
10) Новый элемент периодической системы, по номером 300 (!!!) - самый радиоактивный.
11) Возможность нераспада 300-го элемента периодической таблицы (по идее он должен распасться в миллиардные доли секунды)
12) Строительство нового поколения космических кораблей на новом атомном топливе (резкое уменьшение затрат на движение, начало эры межгалактических путешествий) - на этом открытия в области космоса завершаются
13) Открытие неустойчивых молекул (появление одежды, которая меняет свой вид, прочность, промокаемость и т.д. по желанию)
14) Открытие генетических овощей и фруктов (возможность накормить любого и каждого в любом месте земного шара - транспортировка на атомных самолетах)
15) Открытие легчайших и прочнейших генетически измененных деревьев , из которых можно строить легчайшие и прочнейшие дома, в которых можно жить любому и каждому (обеспечение каждого человека жильем)
16) Открытие нового вида термических материалов, работающих на воздухе, которые могут быть либо горячими, либо холодными (обогреть замерзающего и спасти от жары).
17) Открытие вещества, которое раз и навсегда, при однократном приеме может "излечить", избавить человека от всех плохих чувств и эмоций - зависти, ненависти, злости (установление абсолютного мира на земле).
18) Открытие лекарства от всех болезней (кроме мира на земле будет еще и здоровье).
19) Открытие лекарства от старости и ограничение рождаемости (решение проблемы перенаселенности и проблемы ранней смертности - не смотрите, что я уже изобрел лекарство от всех болезней, не болеть и не умирать это далеко не одно и то же).
20) Открытие "чипа языка" (все люди могли бы говорить на одном одновременно красивом, удобном, богатом языке друг с другом).
21) Решение экологической проблемы - восстановление нормального газового баланса в атмосфере (решение проблемы озоновых дыр), проблемы неимоверной загрязненности морей (восстановление жизни в воде).
22) Открытие нового супер-пупер сорбента, который за пару недель смог бы очистить планету от грязи (еще один шаг к восстановлению нормальной экологии).
23) Открытие Новых Абсолютно Экологически Чистых Материалов (прекращение загрязнения планеты в целом). - Заметьте, какие проблемы я решаю своими исследованиями.
24) Восстановление (с помощью клонирования) тех видов животных, которые умерли из-за влияние человека (восстановление природы нетронутой и прекрасной).
25) Открытие Супер-оружия, которое смогло бы защитить человечество от атаки инопланетян (окончательные мир и спокойствие за 25 дней). :))
26) Начало завоевания и освоения других миров (народу-то много, а жить уже не где, хотя за 26 дней люди вряд ли сильно размножатся).
27) Объявление меня любимого ПРЕЗИДЕНТОМ МИРОЗДАНИЯ (никто не без греха самолюбия, честолюбия и эгоизма).
28) Заселение особо удаленных планет клонами (развитие жизни там).
29) Исследование новых обнаруженных форм жизни (последующий прогресс).
30) Генетические модификация человека, в том числе увеличение работоспособности мозга до 200%. (Человек - король природы. Нет, не король, Император, ВЛАСТЕЛИН!!!). :))
31) Последний день МЕСЯЦа РЕФОРМ, открытие эликсира счастья, вселенский праздник в честь меня любимого. (Наконец-то на земле восстановился рай - как из Библии, только народа больше на пару миллиардов - больше для человека разумного ничего не надо - все есть: кормят и одевают тебя роботы разумные, если чего травмировал, отрежут у клона, все время под "наркозом" счастья и т.д. и т.п. - АБСОЛЮТНЫЙ ПЛЮС).

Вот так, за тридцать один день "я" создал прекрасный мир, в котором все рады и каждый рад. Не забыл и о себе, поэтому меня можно считать очень хорошим человеком.

Дистанционные эвристические олимпиады Центра "Эйдос"


P.S. Следующая дистанционная эвристическая олимпиада - ПО ФИЗИКЕ - состоится 19 апреля 2001 года. Участвуют школьники с 5-го по 11-й классы и СТУДЕНТЫ! Положение об олимпиаде и условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/physics/2001/regulat.htm 


IV. ФРАГМЕНТЫ ДИСКУССИЙ УЧАСТНИКОВ дистанционного курса "методика разработки дистанционных курсов"

С 21 по 31 марта в Центре "Эйдос" проходил дистанционный оргдеятельностный курс "Методика разработки дистанционных курсов", в котором приняло участие 18 человек из разных городов - учителей школ, вузовских педагогов и специалистов (http://www.eidos.ru/courses/index.htm). Во время занятий велась интенсивная учебно-разработческая деятельность участников по определенной оргдеятельностной технологии. Кроме того, на протяжении курса проходила телеконференция по e-mail, фрагменты которой представлены ниже.

Собаева Елена Владимировна, кафедра педагогического творчества Сумского педагогического университета, г.Сумы, Украина:

Исследую вопрос активизации познавательной деятельности студентов в дистанционном обучении, работаю над диссертацией. Давно познакомилась с вашими материалами о технологии эвристического обучения, а сейчас появилась финансовая возможность воспринять эти технологии на практике. Тем более что и сам предмет обучения мне интересен. Надеюсь, что данный курс поможет мне усовершенствовать собственный электронный учебник "Основы педагогики". 

Планирую представить на обсуждение компетентной аудитории некоторые собственные разработки в области дистанционного обучения. Улучшить качество имеющегося продукта. Определить возможное место индивидуальных эвристических заданий для студентов, изучающих курс "Основы педагогики", форму отчета студентов об этом виде деятельности.

Технологии эвристического обучения предполагают у обучающихся достаточно высокий уровень навыков рефлексии и самостоятельной познавательной деятельности. Но, как известно, далеко не все школьники и даже студенты имеют такие навыки. Значит ли это, что дистанционные учебные заведения оставят за своим бортом тех, кто хочет учиться, но не умеет осуществлять адекватную самооценку, планировать свою деятельность, выделять главное, систематизировать и т.д.?

***
Остривная Людмила Григорьевна, кафедра экономики Сумский государственный университет:.

Я решила принять участие в данном курсе по нескольким причинам. Во-первых, для меня важно научиться разрабатывать дистанционные курсы, основываясь не только на интуитивных ощущениях, а на конкретных знаниях и методиках. Во-вторых, интересно самой проверить на практике саму систему дистанционного обучения и доказать, конечно прежде всего самой себе, что действительно возможно полноценное обучение через интернет на примере собственного результата обучения. В-третьих, работа на данном курсе поможет мне лучше выделить этапы разработки дистанционных курсов и связанные с этим затраты времени.

***
<Отклик Дельцовой Ирины Алексеевны старшего преподавателя кафедры педагогики ИвГУ, г.Иваново - Хуторскому Андрею Викторовичу, г. Москва.>

Уважаемый Андрей Викторович!
Благодарю Вас за внимание к моей работе. Приступая к обучению в условиях вашего курса, я в большей степени интуитивно выделяла ДО как обучение, предоставляющее новые возможности обучающемуся и обучающему. В настоящее время мною осознаётся два очень принципиальных преимущества ДО - 1) объединение в условиях обучения разных людей (по психофизиологическим характеристикам), которые в условиях очного обучения возможно и не смогли бы общаться, а в виртуальных условиях могут способствовать расширению межличностного образовательного пространства; 2) реализация индивидуального подхода через дифференцированно выстроенное обучение. Т.е. возможность выстраивания разветвлённого алгоритма последовательности действий обучаемых, которые выбирают приемлемый для себя путь.

***
Гафурова Наталья Олеговна, Государственная академия цветных металлов и золота, кафедра довузовской подготовки, к.п.н, доцент, г.Красноярск. Отклик на тему для обсуждения Кулик Евгении Юрьевны из Conf_08:

Вы предлагаете тему для обсуждения: "Всегда ли нужно стремиться к получению конкретного образовательного продукта". Мое мнение следующее. Если исходить из основных положений личностно ориентированной модели образования, то думаю, что образовательный продукт должен быть результатом каждого занятия. Сами по себе знания не могут быть элементом общей культуры, т.к. во-первых в наше время знания очень быстро "устаревают" и во-вторых, сами по себе, отдельно взятые знания без "понимания учеником ЗАЧЕМ ему это нужно", без системного видения, без знания способов их добычи, методов анализа и исследования они (знания) вообще бесполезны. Тем более без системного подхода, глобализации, универсализации и перечисленных выше характеристик у учащегося не "сформируется научное видение картины мира, вовлеченность в культурное пространство". Никто не отрицает необходимость практической направленности образования и в частности каждого занятия, но это лишь практико ориентированные фрагменты для учащихся, которые он в своем каркасе (скелете) системы знаний нанизывает на нужные участки. Зная систему, способы ее работы и построения, в жизни он сам дополнит этот каркас по необходимости. НО на каждом занятии так же нужно строить работу с мотивацией учащегося и непременно в поле его смыслов и интересов.

***
Отклик Татуры Александра Васильевича, "УМС", программист, Киев :
Уважаемая Галина Андрианова,
Вы пишете: "У Татуры Александра Васильевича есть небольшая приписка в конце страницы "Отвечу на любые вопросы по материалу, Что бы Вы хотели узнать на следующем занятии?" Если преподаватель будет ждать, когда учащиеся захотят задать ему вопросы, то, скорее всего, он их не получит. Какие виды деятельности Дистанционного педагога могут быть направлены на получение гарантированной обратной связи?"

С Вами полностью согласен, но не имея педагогической практики сложно ответить на этот вопрос. Возможно нужно взаимодействовать с помощью механизма задание-решение или вопрос-ответ.

Вы пишете:
Комментарии Г.А.Андриановой, соруководителя курса: Александр Васильевич, Вам вопросы: Предложите ли Вы своим учащимся набор (ассортимент) приложений, которые они смогут разработать на Вашем занятии (курсе)? Либо у всех учащихся будет задание разработать одно приложение, а затем их результаты будут сравниваться? Или у Вас есть третий вариант?

Огромное спасибо, с радостью отвечу :
Да, конечно, я хочу предложить разработать всем разные приложения, они будут подобны по смыслу, но будут различны по синтаксису. Но Вашу идея, по поводу того, чтобы разработать одно предложение, по-моему, стоит взять на вооружение. Так как ученикам будет интересно - что будет дальше ? Возможно это и есть часть ответа на вопрос, о получении обратной связи !

***
Дьякова Маргарита Борисовна, доцент кафедры химии Иркутского госпедуниверситета, г. Иркутск - Кулик Евгении Юрьевне, г. Саратов; Еремеевской Нине Павловне, г. Омск.

>Отклик Кулик Евгении Юрьевны, СарИПКиПРО, Саратов.
>Только, Маргарита Борисовна, мне кажется, что 25 человек для первого курса, проводимого только одним преподавателем - очень много. Мы вдвоем проводили 5-дневные курсы для 10 учителей и в итоге ежедневно работали до 19-20 часов. Если действительно позволить каждому учащемуся выбирать ИТО и отвечать на вопросы по существу, не формально, фактически проводя индивидуальные консультации - курсы занимают много времени. Но, возможно, это только мой опыт, и у кого-то есть другой?

Уважаемая Евгения Юрьевна!
Благодарю Вас за добрые слова в адрес моей работы. Вы, конечно, правы, что с группой из 25 человек работать трудно. Единственное, чем я руководствовалась - навыками проверки, рецензирования и обсуждения больших объемов работ, выполняемых 40 - 50 студентами очной формы обучения. Для ДО поэтому и назвала 25 человек. Но это студенты. Группа учителей, конечно, в любом случае, должна быть меньше. Спасибо.

***
<Дельцова Ирина Алексеевна, старший преподаватель ИвГУ, г. Иваново - Гафуровой Натальи Олеговны, к.п.н., доцент кафедры довузовской подготовки, ГАЦМиЗ>

> Уважаемая Наталья Олеговна!
Не могу с вами согласиться что старая знаниевая парадигма распространяется на большинство очных курсов. Мой опыт общения в интернете свидетельствует об обратном, что многие разработчики ДО не могут уйти от соблазна представить максимальное количество информации для обучения. В очном же обучение многообразие средств и форм обучения на много опережает ДО. Подтверждением является работа Г.К. Селевко "Современные образовательные технологии". 

***
> Еремеевская Нина Павловна, г.Омск:
> Уважаемые коллеги!
> И еще одно замечание общего плана. Мне кажется на наших курсах царит недопустимый плюрализм мнений по понятию "дистанционное обучение". Как форма обучения ДО уже существует за рубежом много лет, сложился соответствующий понятийный аппарат. Коль скоро мы позаимствовали эту форму, то наверное не худо бы изучить, что за ней стоит. Тогда не было бы попыток "встроить ДО в очный процесс, использовать его в комбинации с очным обучением", как предлагают некоторые коллеги, поскольку это две совершенно противоположные формы обучения. А вот использование в очном обучении некоторых технологий ДО (например, компьютерных) не только возможно, но и необходимо. Пример - страны Западной Европы, где без применения компьютерных технологий образовательный процесс сегодня просто не мыслим. Естественно, применительно к школам там не встретишь термин "дистанционной обучение", как это имеет место у нас. Зачем детям дистанционное обучение? Эта форма изначально создавалась для взрослого контингента, заинтересованного в учебе без отрыва от производства, так сказать. Мы же все "творчески" переработали и запутали все окончательно. Как преподаватель иностранного языка причину многих недоразумений в данном вопросе вижу в отсутствии информации, которую можно было бы легко получить, владея хотя бы одним иностранным языком, лучше - английским.
>С уважением и пожеланиями успехов всем Нина Павловна Еремеевская, г.Омск

Уважаемая Нина Павловна!
Причиной плюрализма мнений по поводу определения понятия "ДО", если и является недостаточное знание английского языка, то далеко не основной и не единственной и царит этот плюрализм не только на наших курсах. Думаю, это связано с тем, что возникло ДО в странах Запада в реалиях их социальных установок и подходов к образованию (обучению). У нас другие реалии и механический перенос ДО западного образца в нашу систему образования (также как и многого другого) может не принести ожидаемых результатов. Конечно, наиболее удачно ДО для системы образования взрослых людей и об этом уже шла речь в материалах одной из конференций нашего курса, но вряд ли есть острая необходимость лишать такой возможности российских школьников. Надо только во всех случаях хорошо продумать цели, содержание, объем таких занятий. Спасибо.
***

Хусаинова Екатерина Феликсовна, ведущий инженер кафедры железобетонных и каменных конструкций Казанской государственной архитектурно-строительной академии:

Главные результаты курса - более ясное представление о том, что же я, собственно, хочу и могу сделать, разрабатывая курс по ЖБК (железобетонным конструкциям). Все оказалось гораздо проще и одновременно гораздо сложнее, чем думалось вначале. Сложнее - потому что над многими аспектами разработки я просто не задумывалась. Проще - благодаря предложенным Вами схемам занятий. Если говорить о том, что удалось СОЗДАТЬ, то могу ответить так: структурный план курса, в котором больше вниманию уделяю методам донесения информации, а не использованию технических новинок. Сложное техническое решение должно встраиваться в курс, а не служить его основой.

***
Подробности о дистанционных курсах см. по адресу: http://www.eidos.ru/courses/index.htm 

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству.

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU.

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу khutorskoy@eidos.ru  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 06, 11 февраля 2001 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >


(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное