Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 12
25 марта 2001 года

www.eidos.ru 

= Вместе с Вами эту рассылку получают 2385 человек =

Из коллекции школьных анекдотов Центра "Эйдос":
098.
Учитель информатики тонет в море и кричит F1, F1, ...

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА # 12

I. Новости Центра "Эйдос" 
ii. Вести с дистанционных курсов.
III. Эвристические олимпиады: взгляд родителя
 

I. Новости ЦентрА "Эйдос"


@ 19 апреля 2001 года состоится 3-я Дистанционная эвристическая олимпиада по физике. Участвуют школьники с 5-го по 11-й классы. Положение об олимпиаде и условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/physics/2001/regulat.htm  


@ На Subscribe.Ru открыта новая рассылка Центра "Эйдос" - дайджест одноименного электронного образовательного журнала, распространяемого по подписке. 

Ведущая рассылки: Галина Андрианова - главный редактор журнала "Эйдос".

В рассылке дайджестов предполагается: 

- краткое изложение материалов электронного образовательного журнала "Эйдос";
- освещение опыта реальной дистанционной деятельности учащихся и педагогов Центра "Эйдос";
- публикация фрагментов дискуссий участников дистанционных мероприятий;
- знакомство с различными взглядами на проблематику творчества в дистанционном и очном обучении - от академического до инновационного.

Подписаться на данную рассылку можно на сайте журнала "Эйдос" по адресу http://www.eidos.ru/journal/title.htm, или прямо здесь:

 

Рассылки Subscribe.Ru
Электронный образовательный журнал "Эйдос": Дайджест.

II. Вести с дистанционных курсов.


В настоящее время в Центре "Эйдос" проходят дистанционные оргдеятельностные курсы на темы "Методика разработки дистанционных курсов" и "Индивидуальная образовательная траектория". В курсах участвует более 30 человек из Москвы, Иваново, Иркутска, Казани, Киева, Красноярска, Миасса Челябинской обл., Олекминска Республики Саха, Омска, Реутова Московской обл., Саратова, Череповца, Шуи Ивановской обл.

Предлагаем фрагмент представления в телеконференции одного из участников курса "Индивидуальная образовательная траектория" (Задание 1. "Визитка").

Масюкевич Светлана Валериевна, учитель информатики, высшая квалификационная категория, МОУ "Гимназия 9", г.Череповец.

В школе работаю с 1986 года, преподаю информатику. За прошедшее время пришлось изучить компьютерную технику от Искры 226 и ДВК-1 до Pentium 2. В 1992 году защитила авторскую программу непрерывного курса информатики 2-11 классов, в 1999 году программа была изменена и вновь прошла экспертизу, теперь она называется "Информатика и компьютерное обучение 1-11 клссс". В 1990-1994 г.г. преподавала в Череповецком государственном педагогическом институте. Прошла путь от ассистента до старшего преподавателя кафедры Информатики и ВТ. Параллельно вела уроки в школе. В то время моими учениками были дети 2, 3, 5, 9, 11 классов и студенты 1-5 курса, таким образом, информатика для меня стала предметом объемным и "перспективным". 

Судьба вернула меня в школу в 1996 году, я была приглашена на должность заместителя директора по научно-методической работе. С удовольствием окунулась в теорию управления. Очень люблю учиться, нравится постигать новое, творить. Будучи замдиректора по НМР, прошла обучение на курсах "Социокультурный системный подход в образовании". Теперь являюсь действующим консультантом по проблемам "Социокультурных технологий эффективного обучения" в г.Череповце. Очень сожалею, что идеи социокультурного системного подхода применяются у нас слишком узко, в рамках предмета "Истоки". Сама же я стараюсь использовать этот подход на уроках информатики, создаю тренинги, нестандартные уроки, уроки с воспитательной составляющей.

Я - учитель динамичный, не могу каждый год идти "по накатанной колее". Часто использую уроки для диалога с учениками о связи информатики и жизни. Все, что узнаю, вижу, читаю, стараюсь передать своим учащимся и коллегами по работе. Наша гимназия несколько лет назад взяла курс на личностно-ориентированное образование. Все учителя, работающие в гимназии, озадачены теоретическим обоснованием данной проблемы, многие создали собственные разработки уроков и мероприятий в этом направлении. Я не являюсь исключением. Свои уроки оформляю на компьютере так, чтобы потом их можно было использовать не только мне, как результат - создается банк собственных педагогических находок и методических идей. Своим опытом делюсь со всеми заинтересованными лицами. Отзывы - самые благоприятные.

В текущем учебном году гимназия вышла на новую проблему: работа с одаренными детьми. Вопросам одаренности были посвящены несколько педагогических советов. При подготовке к ним я пользовалась Internet и случайно (а может по провидению?) попала на сайт WWW.EIDOS.RU.

Материалы, которые я изучила, помогли мне понять, чем нужно заниматься дальше и в личном плане и в плане развития педагогического коллектива в целом. Первое, что я сделала - дала возможность своим ученикам попробовать себя в эвристической олимпиаде по информатике. К сожалению, участниками олимпиады стали не самые сильные ученики (для многих сдерживающим фактором послужила финансовая сторона дела), но даже они показали неплохие результаты, а самое главное - доказали себе, что могут сами что-либо сотворить, увлеклись, вдохновились. Сейчас ходят довольные и гордые за себя и свой город. 

Второе мое действие - выступление на педагогическом совете, серия открытых уроков по личностно-ориентированному подходу, сбор коллег-преподавателей в проблемную группу "Развитие одаренности". Группа готова к прохождению дистанционных курсов, но пока открытым остается вопрос финансирования учебы. Поэтому я в индивидуальном порядке решила пройти плановые курсы "Индивидуальная образовательная траектория ученика". 

Я уже познакомилась с книгой А.В.Хуторского "Развитие одаренности школьников". Книга впечатляет, идеи ее поддерживаются мною полностью, во многом они перекликаются с тем, что я пытаюсь делать на своих уроках. Остается сожалеть, что в области информатики нет таких ярких проработок, как в математике или литературе. С другой стороны, это значит, есть над чем работать нам!

На курс я возлагаю большие надежды:
- хочется основательно утвердиться в правильности выбранной стратегии достижения образовательных задач своего предмета;
- хочется научиться ставить эвристические цели не только самой, а еще научить учеников этому - вот труднейшая задача;
- хочется научиться создавать действительно эвристический урок или хотя бы фрагмент урока;
- хочется понять систему контроля и оценки таких заданий, взаимосвязь оценки и отметки;
- хочется впитать теоретические основы так, чтобы пошел процесс творчества у себя и желание передать это коллегам;
- хочется общения с грамотными, знающими профессионалами, их компетентной оценки и поддержки, а, возможно, и дальнейшего сотрудничества.

Проблема находится у меня в стадии осмысления, поэтому возникают некоторые вопросы, их я и адресую своим коллегам:
1. Можно ли одинаково успешно обучать всех с помощью эвристических технологий?
2. Нужно ли это для всех учеников? А учителей?
3. Может ли нетворческий учитель воспитать творческую личность или нужно ли быть одаренным учителем, чтобы развивать одаренность ученика?
4. Как не перейти черту от "заставляю учиться" к "заставляю творить"?
5. Как уложить творчество в рамки урочной системы?
6. Хронометраж урока творчества и хронометраж подготовки к нему учителя/ученика.
7. Не приведет ли творчество к ущербу фундаментальности образования?
8. Когда можно говорить об использовании в учебном заведении эвристических технологий, если там 1 педагог, группа учителей или весь педагогический коллектив освоил их?
9. Место эвристических школ в система общего образования.

Подробности о дистанционных курсах см. по адресу: http://www.eidos.ru/courses/index.htm 


III. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ олимпиадЫ: ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЯ


Татузов Александр Леонидович, родитель и локальный координатор Алексея Татузова (9"В" класс, школа 91, г. Москва) - неоднократного победителя и призера дистанционных эвристических олимпиад.

Огромное спасибо центру Эйдос за проведение эвристических олимпиад с их неожиданными, парадоксальными и творческими вопросами. В ходе этих замечательных мероприятий ребенок получает положительный творческий заряд, который ощущается еще долго после их завершения. Да и педагог или родитель загорается творческой энергией, ощущает, как много полезного можно еще сделать, и радуется возможности работать с талантливыми учениками, а ведь в ходе эвристической олимпиады все дети становятся талантливы. 

Эвристическая олимпиада является одним из наиболее интересных мероприятий как по степени интеллектуально-эмоционального воздействия, так и по огромному положительному влиянию на весь процесс последующего образования ребенка и работы педагога. 

Несмотря на обилие сетевых мероприятий, появившихся в последнее время, очень мало действительно продуманно построенных, с ясными выраженными целями и идеями, очевидными всем участникам результатами. 

Эвристические олимпиады отличают два положительных качества:
- Первое, четкость организации и конкретность рекомендаций. 
- Второе, и самое, на мой взгляд, важное, это вопросы, на которые предлагается участникам ответить. 

Я думаю, что у всех детей, участвовавших в эвристических олимпиадах, при воспоминаниях о них глаза загораются восторгом, и все они ждут следующих соревнований и счастливы принять в них участие. В этом исключительно важный психолого-педагогический аспект эвристических олимпиад, которые создают принципиально новую для нашей школы связь удовольствия, или даже восторга, и учебы, в отличие от традиционной образовательной системы, часто ассоциирующей процесс обучения с такими эмоциями как скука, унижение, страх. 

На эвристической олимпиаде ребенок идейно распрямляется, ведь его просят ответить на вопросы необычные, привлекательные этим новым взглядом на привычные предметы. Он интуитивно чувствует, что заданные вопросы затрагивают важнейшие принципы познания и, несмотря на некоторую детскость, являются очень серьезными и жизненными, коренным образом отличаясь от часто явно надуманных школьных задач. Вопросы позволяют ребенку становиться творцом, создавая новые миры, новые концепции, давая возможность его интеллекту гордо воспрянуть. Вот эта, предоставленная центром Эйдос, возможность творчески и интеллектуально подняться над самим собой, или хотя бы стремление к таковому, является, по-моему, главным достоинством эвристических олимпиад. 

В принципе, любой педагог мог бы взять вопросы предыдущих олимпиад, или олимпиад текущих, но для других возрастных групп и, несколько переиначив их, адаптировав к уровню и интересам его учеников, проводить занятия своих учеников по этим вопросам, такие рекомендации раньше давались организаторами эвристических олимпиад. Это, несомненно, очень полезно. И, я думаю, очень многие хорошие учителя так и делают. При этом в некоторой степени достигается положительный эффект обучения ребенка радости от процесса познания. 

Но олимпиада, особенно такая престижная, как Международная олимпиада центра Эйдос дает мощнейший дополнительный мотивационный стимул для участников. В ходе олимпиады, вынужденно концентрируясь, в очень ограниченный промежуток времени ученик должен вложить всю сумму своих достижений по мыслительным упражнениям, плоды своих размышлений, постепенно становящихся мировоззрением, и идеи, возникающие в рамках каждого вопроса на пике этой концентрации. 

Конечно, не все удается сразу, не все ожидания сбываются, но чувство радости от вдохновения, от возникших озарений, остается у ребенка навсегда, и в будущем он уже ожидает их появления, а это одно из самых лучших проявлений творческого процесса. И именно олимпиады с необходимостью предельного напряжения интеллектуальных сил для реализации здорового честолюбия способствуют этому. 

Конечно, каждый учащийся ребенок (имеется в виду не просто посещающий школу, а именно узнающий новое и получающий от этого удовольствие) в течение года учебы размышляет по поводу основополагающих принципов строения мира и его познания. Известно, что в юношеском возрасте люди с удовольствием спорят на общечеловеческие темы, пытаются найти "философский камень" сущности мира, вселенной и человека. Однако эти размышления и споры носят в основном умозрительный характер. Заслуга руководителей центра Эйдос в том, что им удается перевести эти вечные вопросы, по крайней мере, часть из них, в плоскость практических ответов на вопросы, соприкасающиеся с ежедневной жизненной и учебной практикой детей. 

Ища ответы на эти будящие воображение вопросы, ребенок формулирует плоды своих предыдущих размышлений, доводит их до некоторого логического конца, завершая некоторый этап мыслительной деятельности. Вот эта возможность и необходимость реализации своих дум, приобретенного опыта, которые будут оценены мудрыми и знающими экспертами, то есть не пропадут впустую (а желание быть правильно понятым достойными учителями очень важно) и создает ту великолепную атмосферу творческого поиска, которая так привлекает в эвристических олимпиадах. 

Поэтому еще раз спасибо центру Эйдос за великолепное интеллектуальное состязание, каковым является эвристическая олимпиада. 

Дистанционные эвристические олимпиады Центра "Эйдос"


P.S. Следующая дистанционная эвристическая олимпиада - ПО ФИЗИКЕ - состоится 19 апреля 2001 года.
Участвуют школьники с 5-го по 11-й классы. Положение об олимпиаде и условия регистрации в ней см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/physics/2001/regulat.htm 

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству.

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU.

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу khutorskoy@eidos.ru  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 06, 11 февраля 2001 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >


(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное