Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Центр дистанционного образования "Эйдос"

Центр дистанционного образования "Эйдос"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
курсы, проекты, олимпиады

EIDOS-DIST-EDU # 09
3 марта 2001 года

www.eidos.ru 

= Вместе с Вами эту рассылку получают 2285 человек =

Из коллекции школьных анекдотов Центра "Эйдос":
045.
Уpок инфоpматики подходит к концу. Учитель: - Так, все заканчиваем! И pубильник вниз - хpясь! Ученики: - Мы ж не сохpанились!!! Учитель, смягчившись, pубильником назад: - Hу ладно, сохpаняйтесь...

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА # 09

I. Новости Центра "Эйдос".
ii. Что такое дистанционное обучение (отклики подписчиков).
Iii.
Виртуальное образование (к постановке проблемы).
IV. Дистанционные эвристические олимпиады.
 

I. НОВОСТИ ЦЕНТРА "ЭЙДОС"

@ Пополнилась Коллекция школьных анекдотов Центра "Эйдос". Сейчас их 45 штук. Обновление происходит каждую неделю. См.: http://www.eidos.ru/anekdot/index.htm 

 

@ Не упустите возможность творчески самовыразиться вашим детям и ученикам!13-15 марта 2001 года состоится V-я Международная дистанционная  эвристическая олимпиада - самое яркое событие года! Условия регистрации в олимпиаде см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/inter/2001/regulat.htm. Принимают участие школьники с 1 по 11 классы. Уровень подготовленности - любой. Главное - неординарность ответов!

 

@ 21-31 марта 2001 г. Центр "Эйдос" проводит дистанционные оргдеятельностные курсы по темам: "Индивидуальная образовательная траектория" - http://www.eidos.ru/courses/1-1.htm 
"Методика разработки дистанционных курсов" - http://www.eidos.ru/courses/2-5.htm 
P.S. В связи с непрерывно поступающими заявками на эти курсы желательно не задерживаться с регистрацией.


II. ЧТО ТАКОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
(отклики подписчиков)

В прошлом выпуске я предложил для обсуждения определение ДО. Вот как оно звучало:

"Под дистанционным обучением мы понимаем обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную или временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования". 

Пришло два отклика. Видимо, остальные 2163 получателя предыдущего выпуска нашей рассылки все еще размышляют над этим определением :-)

А пока приведу полученные отклики:

***
Здравствуйте, Андрей!
На мой взгляд, имеющийся в Вашем определении текст "... который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования" следует исключть, так как он касается любого обучения. Осмелюсь предложить свое определение:

"Дистанционным обучением называется обучение, при котoром перемещение информации между объектом и субъектом обучения осуществляется с помощью средств телекоммуникации".

Олег Герус

***
Уважаемый Андрей Викторович!

Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии. При этом учебный материал можно передавать в записи, а носителями записи могут быть и видеокассеты, и CD-ROM'ы, и аудиокассеты. Средства телекоммуникаций -сиречь: Интернет - переносят в реальное время обратную связь между обучаемым и учителем. В этом их принципиальное отличие, которое, на мой взгляд, стоит подчеркнуть в определении.
Далее. Любой творчески организованный учебный процесс направлен на создание образовательных продуктов и внутренних приращений субъектов образования, беда в том, что мы привыкли к информационным учебным процессам, развивающим наши запоминательные способности, а не какие-либо иные. Поэтому творческую составляющую нельзя считать атрибутом только дистанционного обучения.
Кроме того, когда учитель и ученик общаются по чату или по ICQ, их дистанция друг от друга носит
только техническое содержание. (Кстати, почему не использовать ICQ для репетиторства?)
Использование информационных технологий и телекоммуникаций помогает по-новому решать
постановку заочного образования, сделать его действительно дистанционным.
С учетом сказанного Ваше определение может быть скорректировано следующим образом:

"Под дистанционным обучением понимается организация учебного процесса, в котором учитель и
обучаемый разделены во времени и пространстве, но с помощью предоставленных обучаемому
учебных материалов, тренинговых систем и совместного использования средств 
телекоммуникаций обеспечивается контролируемое проходжение учебного курса в сочетании с
самостоятельной индивидуальной и коллективной творческой работой обучаемых над созданием
образовательных продуктов с целью достижения соответствующих внутренних приращений
субъектов образования в установленные учебным планом сроки".

С уважением,
Ю.В.Грум-Гржимайло, канд.экон.наук, Москва

***

Уважаемый Юрий Владимирович! 

Благодарю Вас за отклик на мое определение. Вы совершенно правы, дефиниции могут иметь ту направленность, которую хочет обозначить их автор. Это происходит несмотря на вроде бы разработанную теорию определений понятий. Не лишено этого качества и мое определение. И Ваше тоже. В любом случае, определяя что-либо, мы в первую очередь, определяем свое видение, иногда пытась придать ему черты объективности. 

Более значимым в объективном смысле я вижу не сами определения, а их сопоставление, которое рождает новые процессы. 

Спасибо за отклик. 

А.В.Хуторской


III.  ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (к постановке проблемы)

В связи с развитием компьютерных, в том числе и телекоммуникационных технологий понятие виртуальности получило широкое, зачастую необоснованное употребление. Иногда все, что так или иначе связано с сетью Интернет или просто с электронными способами передачи информации, называется виртуальным. 

 

Не избежало подобной участи и образование, где даже невинная пересылка писем по e-mail отождествляется иногда с виртуальным образованием. Набирает обороты процесс создания "виртуальных" школ, центров, университетов (пока еще не встречал "виртуальных гороно" или министерств, если кто знает, сообщите).

 

Так вот, неплохо бы разобраться с виртуальностью в образовании. Глубоко копнуть в рамках одного выпуска нашей рассылки не удасться, но обозначить некоторые штрихи и проблемы для обсуждения, пожалуй, можно.

 

Термин "виртуальный" происходит от латинского слова "virtualis", что означает "возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях". Физики знают, что виртуальными частицами называют такие частицы, которые существуют только при взаимодействии других элементарных частиц. В психологии используют термин "виртуальный объект", понимая под ним, например, объединение человека и машины - такой объект обладает функциями, которых не было по отдельности или в совокупности ни у человека, ни у машины.

 

Опираясь на данное понимание виртуальности, можно сделать вывод, что существование виртуального образовательного процесса вне коммуникации учителей и учеников невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами, коммуникационными технологиями или электронными учебниками. (Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объема учебного материала часто обходится без учета взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п.)

 

На основании проведенного нами анализа сформулируем следующие ключевые признаки виртуального образовательного процесса: а) предварительная неопределенность данного процесса для субъектов взаимодействия; б) уникальность для каждого рода взаимодействия субъектов, в том числе и с реальными образовательными объектами; в) существование виртуального образовательного процесса только на протяжении самого взаимодействия.

 

По традиции дадим определение (и ждем на него откликов ;-):

 

Виртуальным образованием называется процесс и результат взаимодействия субъектов и
объектов образования, сопровождаемый созданием
ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют именно данные объекты и субъекты.

Видимо уместно вести речь о разработке педагогики, исследующей и объясняющей виртуальную образовательную деятельность учеников и педагогов с помощью мультимедийных, телекоммуникационных и других электронных средств обучения. Опираясь на основной признак такой педагогики, ее следует назвать ситуативной, поскольку особенности применения ее принципов определяются всякий раз конкретными условиями обучения и той образовательной ситуацией, которая существует только в данном пространстве, в данное время, между данными субъектами и объектами образования. 

В завершение для желающих познакомиться с одной из гипотез по данному вопросу, могу порекомендовать свою статью 1998 года на тему "Отечественные предпосылки философии виртуального образования" (http://www.eidos.ru/books/virt_edu_ru.html).

 

Уважаемых подписчиков, которых привлекла или "задела" проблема виртуального образования, приглашаю высказаться по существу изложенного выше, а также материалов статьи, на которую дана ссылка. В откликах вполне уместно не только отнестись к сказанному, но и изложить свои сомнения, противоречия или сформулировать вопросы. 

 

Мой адрес не изменился: khutorskoy@eidos.ru

 

С уважением, Андрей Хуторской 


IV. ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ

V-я Международная дистанционная эвристическая олимпиада проводится 13-15 марта 2001 года среди зарегистрированных участников в следующих возрастных группах: 1-2 классы, 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы, 9-10 классы, 11-12 классы. 

Олимпиада содержит 5 номинаций с эвристическими заданиями. Задания являются открытыми, то есть не предполагают заранее известных ответов. Их выполнение ориентирует участника на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации. Критерии оценки ученических работ - нестандартность; творческая продуктивность (объём и содержание созданного участником продукта); мировоззренческая глубина (степень проникновения в основы разрабатываемой или конструируемой области); уровень технического воплощения идеи. 

Материалы четырех предыдущих Международных олимпиад - см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/inter/index.htm 

Условия регистрации в V-й Международной дистанционной эвристической олимпиаде см. по адресу http://www.eidos.ru/olymp/inter/2001/regulat.htm

Дистанционные эвристические олимпиады Центра "Эйдос"

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

Дмитриев Антон, 3 класс, г. Алдан:
Я научился тому, что не надо бояться. Я понял, что я еще многого не знаю, я задумался над новыми вопросами. Наибольший интерес у меня вызвало задание "Лабиринт" - там мне пришлось подумать логически, да еще и нарисовать сюжет. Я старался сделать все приятно и красиво, но мне было очень сложно и трудно. Были трудности с заданием "Правила". Пришлось пользовать книгами, но там я ничего не нашел.

Волкова Алена, 3 класс, г.Череповец:
Я поняла, что каждый человек может придумать компьютерную игру, я научилась фантазировать. Самые интересные задания 2 и 4, потому что во втором я сама придумывала компьютерную игру, а в 4 - рисовала свои впечатления о масленице. Мне очень понравилась эта олимпиада, потому что можно было высказать свои чувства и фантазии. 

Мурадов Александр, 8 класс, Гимназия 7, г.Казань:
Мой наибольший интерес вызвало задание "Шифровка", потому что это похоже на приключения. И ещё я мог как бы создать свой язык. Задания олимпиады я выполнял самостоятельно. Организаторам олимпиады я желаю проведения олимпиад ещё не один раз, а учителям я советую получше подготавливать своих учеников, чтобы они занимали призовые места.

Буртный Андрей, 8 класс, сш 43, г.Мурманск:
Так как я участвовал в олимпиаде такого рода впервые, я понял, что эти мероприятия очень интересны и развивают сообразительность. Задания, связанные с работой в графических редакторах мне больше всего нравятся, так как это дает волю воображению. Олимпиада была не из легких, вызвала чувство большого морального и физического перенапряжения. Выполнение заданий было затруднено из-за того, что техника не очень хорошая. Основная трудность - незнание в совершенстве программ и редакторов, в которых мне приходилось работать. Мне пришлось ограничиваться рамками своих возможностей и возможностей техники. 

Галитаров Никита, 9 класс, Лицей информационных технологий, г. Новосибирск:
Когда я выполнял эти задания мне пришлось брать на вооружение как свою смекалку, так и дополнительную литературу. Решая задания, я думал о том, как бы оправдать мысли родителей, что я хорошо знаю информатику. Основная трудность заключалась в третьем задании. Я долго не мог понять, что нужно делать. Но потом понял, что в конце не указана фраза, которую нужно передать и понял, что всё решение задачи в этом.

Завражных Николай, 10 класс, КЭПЛ, г.Киров:
Я понял, что потенциально способен решать творческие задачи. К тому же в процессе работы узнал много нового, в частности о поисковых системах в Интернет. Мне пришлось много думать, причем думать творчески, что требуется нечасто. Это было очень интересно. Трудности в основном были из-за нестандартности заданий. Для их решения пришлось мыслить не так, как я привык. Подобные олимпиады следует проводить по всем предметам (математика, физика и т.д.). Вообще, такого рода задания должны быть в любой олимпиаде.

Гришин Евгений, 11 класс, ЦО "Юниор", г.Москва:
Очень интересная работа. Не традиционная олимпиада, а именно работа. Хорошая и творческая. Интересно было последнее задание, т.к. оно предполагало тестирование поисковых систем и их сравнение, а я это очень люблю. Третье задание тоже очень интересное - предполагается пошевелить мозгами и фантазией. Я чувствовал энтузиазм и с ним выполнял задания. Основной проблемой было выплеснуть все мысли, кружившиеся в моей голове. Этому препятствовал не только ограниченный словарный запас школьника 11 класса, но и клавиатура. Причём последняя - очень активно. Побольше времени, творческих заданий и подобных конкурсов.

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству.

Уважаемые друзья! Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU.

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу khutorskoy@eidos.ru  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Дистанционное образование: курсы, проекты, олимпиады" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи  (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-DIST-EDU), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-DIST-EDU, # 06, 11 февраля 2001 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru >


(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru
Пишите нам по e-mail: list@eidos.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное