Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интересно о Гоголе

  Все выпуски  

Интересно о Гоголе


Премьера "Ревизора"

 

       Приближался день первого представления «Ревизора». Гоголь самолично просматривал все декорации и просил заменить мебель для дома городничего на более простую. Кроме того, он считал необходимым добавить в интерьер клетку с канарейкой и бутылку водки. Он спорил с режиссером и просил роскошную ливрею Осипа с галунами заменить на костюм, весь запачканный маслом. Он был категорически против париков, которые многие актеры желали использовать для большего комического эффекта. Гоголь испытывал постоянные проблемы в общении с актерами, потому что в этой роли он был дебютантом.

       Известие о премьере появилось в пушкинском «Современнике», а также в «Новостях Санкт-Петербурга»: «Сегодня 19 апреля в Александринском театре состоится премьера «Ревизора», оригинальной комедии в пяти актах».

       В день премьеры Гоголь пришел в театр, страдая от спазма в желудке и ужасно нервничая. Напряжение нарастало. В ложе появился Николай I с наследником. Писатель из-за занавеса осматривал зал. Неожиданно он понял, что большинство присутствующих не сможет понять и оценить спектакль. Так мало было друзей и так много недоброжелателей!

       Он скрылся в директорской ложе и оттуда тайком наблюдал за происходящим в зале и на сцене.

Занавес поднялся и…Гоголь пришел в ужас. Актеры, наряженные, загримированные, появились на сцене в париках, говорили громче, чем обычно, ошибались. Его пожелания и рекомендации были забыты начисто, и он уже не узнавал своей комедии. Бобчинский и Добчинский кривлялись, Хлестаков гримасничал и порхал как бабочка, Осип был похож на водевильного лакея, а городничий имел вид старого вояки. В партере и ложах царило оцепенение. Только в райке веселились. Однако  император был пока на месте, смеялся, аплодировал. Впрочем, он был хорошим актером. Однако после пьесы, по свидетельству очевидцев, он сказал свою знаменитую фразу: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

       После спектакля друзья пытались разыскать Гоголя, но он сбежал. Писатель бродил по городу и зашел к своему другу  Н.Прокоповичу. Тот преподнес ему только что изданный экземпляр «Ревизора», но Гоголь швырнул книгу на пол и произнес свое не менее знаменитое: «Господи боже! Ну, если бы один два ругали, ну и бог с ними, а то все, все…»

        Гоголь опасался последующих сеансов. Но публика рвалась в театр. Билеты раскупались молниеносно у перекупщиков, а пьеса становилась все более спорной. Консерваторы считали автора чуть ли не революционером, подрывающим устои существующего порядка. Либералы, напротив, восхваляли отвагу Гоголя, с которой он обнажал сущность царского режима. Но самого писателя подобные хвалебные отклики пугали. Ведь ничего похожего он не имел в виду. Монархическую систему он считал единственно возможной. И единственное, чем он был недоволен, так это людьми, занимавшими высокие посты. Целью его пьесы была мораль, а не политика.

        Ежедневно до Гоголя доходили разного рода оценки его произведения. Граф Федор Иванович Толстой объявил его «врагом России» и предложил отправить в кандалах в Сибирь. Ф.Ф. Вигель считал Гоголя лицом молодой России, циничной и наглой. И.И.Лажечников делился с Белинским своей точкой зрения: «Я бы не дал и копейки за написание «Ревизора», этот фарс в точности соответствует базарному русскому люду».

Критики тоже набросились на Гоголя. Ф. Булгарин в «Северной пчеле» обвинил писателя в «создании своей комедии на невероятности и несбыточности». О.И.Сенковский заявил, что «в комедии нет ни интриги, ни развязки». Всем этим критикам анонимно ответил Белинский.

        Гоголь бесконечно страдал от этой молвы и от непонимания. Он боялся потерять приятное расположение императора. Писатель устал и уже не мог думать о предстоящей постановке комедии в Москве с Щепкиным в роли городничего. Гоголь писал актеру: «Мочи нет. Делайте что хотите с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне сама она надоела так же, как  хлопоты о ней». Щепкин пытался уговорить его приехать в Москву, где Гоголя любили  и ждали. Но он мечтал уже о путешествии: Германия, Швейцария, Италия… Маршрут выглядел соблазнительно. Но главное – возможность убежать ото всех, забыть весь этот кошмар, «исцелиться».

В Москве премьера «Ревизора» прошла 25 мая 1836 года в Малом театре. Щепкин исполнял роль городничего, Ленский – Хлестакова, и оба имели успех. Но сама пьеса по-прежнему находиласьтся в центре споров.

Молодежь восторженно принимала пьесу, цитировала целые сцены, спорила со старшим поколением и обожала Гоголя.

        А сам Гоголь готовился к отъезду. Ему срочно нужны были деньги: он продал «Ревизора» дирекции Императорского театра за 2500 рублей ассигнациями. Заблаговременно со значительной скидкой уступил издателям все издание своей пьесы, чтобы поскорее только получить деньги.

       Затем он отпустил на волю своего верного слугу  Якима. Но Яким не представлял себе жизни на воле без хозяина и отказался от свободы. Тогда Гоголь решил отправить его к маменьке, потому что брать его с собой было слишком дорого.

       Незадолго до отъезда Гоголь навестил Пушкина. Поэт выглядел уставшим от своих проблем и сплетен вокруг его жены. Они долго беседовали, и в качестве прощального подарка Гоголь предложил почитать главы из «Мертвых душ». По воспоминаниям Якима, чтение продолжалось всю ночь. Пушкин был мрачен. Когда чтение кончилось, он произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» О чем они говорили дальше, никто не знает. Это была их последняя встреча.

      6 июня 1836 года Вяземский посадил Гоголя и сопровождавшего его Данилевского на пароход.  И они покинули  Россию.

 

  

При подготовке материала была использована книга Анри Труайя «Николай Гоголь». М., 2004.

 

В марте открывается новая версия сайта gogol.ru. Мы приглашаем всех, кто интересуется жизнью и творчеством писателя, посетить нашу гоголевскую страничку. Ну а для любителей активной культурной жизни у нас будет много сюрпризов. Мы ждем вас!


В избранное