Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": 'Начинающему бизнес: советы не постороннего' Павел Рабин


Павел Рабин - один из авторов Slon.ru. D 90-е компании Рабина принадлежал крупный пакет акций ОАО «Мечел», а сам он несколько лет был членом Совета Директоров Челябинского металлургического комбината. Множество других проектов Павла Рабина, - кафе «Робин-Бобин» и ресторан русской кухни «Наше Все», журнал «Уральская парадигма», телефильм «Чужая жизнь. Китайский дневник», - по мнению экспертов, являются способами самовыражения удачливого предпринимателя. А лично мне просто нравится его мнения - потому что я нахожу в них подтверждения собственным мыслям и действиям. Встречайте:

"Начинающему бизнес: советы не постороннего"

Научиться вести бизнес сложно. Нужен конкретный жизненный опыт, а не умозрительные советы. Проще всего бросить человека в воду, а потом он либо сам научится плавать, либо утонет. У меня никогда не было свода конкретных правил ведения бизнеса, были некие представления о том, что такое деловая активность. Эти правила подсказала сама жизнь.

Три правила предпринимателя

Я пришел в бизнес в 45 лет. Когда ушел из госслужбы, у меня был 26-летний стаж работы, взрослые дети, установившаяся семейная жизнь. В советские времена много ездил по командировкам. Поезда, гостиничные номера с соседями – в то время люксы были не для меня. Поэтому у меня был определенный опыт общения с людьми. Я видел, что можно было бы многое сделать удачнее, но делать этого было нельзя: мощные ограничения со стороны государства, полное отсутствие бизнес-структур.

Отсюда Правило номер один: «Больше общайся, будь внимателен, смотри на окружающее и осознавай его».

Когда в 90-х начали появляться новые правила игры, я пришел в бизнес. Сначала с иллюзиями. Казалось, у меня такой огромный жизненный опыт, так много друзей вокруг. К друзьям всегда можно обратиться за деньгами, советом, предложить партнерство, в конце концов… Но я очень быстро понял, что в бизнесе нельзя надеяться ни на друзей, ни на родных, тем более на ошибки врагов. Только на себя.

Правило номер два: «Бизнесом надо заниматься одному. И чем более бизнесмен успешен, тем более одиноким он становится». У него может быть много соратников, помощников, референтов, но принимает решение он один и несет за него ответственность тоже один. Как только я отступал от этого правила – сразу попадал впросак.

Правило номер три: «Деньги – у людей. Если ты хочешь зарабатывать деньги, решай людские проблемы». Чем лучше ты выполнишь задачу по решению чужих проблем, тем больше будет твоя прибыль. С учетом этих принципов я строил свой ресторанный бизнес, пытался удовлетворить базовые потребности людей в хорошей и недорогой еде. Но я считаю, что как бизнесмен проявил себя, прежде всего, на фондовом рынке: в трейдинге, ведении реестров, решении нестандартных задач по сохранению собственности.

Цель бизнеса - не деньги

Цель бизнеса не деньги. Деньги становятся инструментом, позволяющим осуществлять проекты разного масштаба. А это уже в большей степени амбиции, чем потребности. Ты уже не деньги зарабатываешь, а проверяешь себя: способен ли? Чистой воды честолюбие. Однако в большом бизнесе существует опасность нравственного порядка. Рано или поздно, когда ты научился создавать деньги «из воздуха», и оброс огромной собственностью, возникает проблема сохранности и защиты своего дела и своих активов.

В этот момент – если амбиции выше нравственности – перестают существовать общепринятые моральные ограничения. Мы все защищаем Ходорковского, говорим, что с ним несправедливо поступили. Несправедливость – в том, за что и как его судят, что ему «припаивают». Но когда он перестал заниматься бизнесом, связанным с игрой ума, и начал качать нефть, которая на самом деле принадлежит не ему, Ходорковский приобрел ужасающую легкость по отношению к чужим судьбам, жизням и капиталам. И цена за возможность идти той дорогой, которую он выбрал, оказалась высока.

Сейчас я отказываюсь от любых бизнес-предложений. Занимаюсь некоммерческими проектами и только теми, которые мне интересны. Вряд ли меня понимают бывшие друзья, которые не приняли меня как бизнесмена, и те, которые покинули страну в поисках лучшей доли.

Видно тех, кто шагает по головам

Но все не так плохо, на мой взгляд. Я считаю, что 90 процентов бизнесменов обладают нравственным стержнем, и 90 процентов политиков в душе честны. Пороки видны у тех, кто шагает по головам и поэтому на виду. Их мало. Основная масса нормальных людей работает на себя и не высовывается, иначе их могут сожрать. Но нужно помнить, что развивают экономику не Путин, не Медведев, не Абрамович с Ходорковским, а вот эти 90 процентов простых, незаметных бизнесменов.

--

Единственное, что я хотел бы добавить к статье - пояснения к Правилу номер два.

Я совершенно уверен, что категоричное "чем более бизнесмен успешен, тем более одиноким он становится" воспримется многими из нас как "не стоит никому доверять, рассчитывать нужно только на себя". Так вот, ребята и девушки: это неверно.

Масштабность принимаемых решений и грандиозность последствий - главное в работе руководителя. Это недоступно мышлению наемника. "Почему он не работает засучив рукава, с 9 до 17, как все мы?" - думают клерки. "Потому что ваша ошибка стоит компании нескольких часов, а моя - нескольких лет, если не всей жизни" - мог бы ответить директор. Но не ответит: они не услышат ответ, а услышав, не поймут его.

Бизнесмен - это атлант, несущий компанию на своих плечах. Одиночество его не в том, что рядом нет человека, которому можно доверять. Одиночество в том, что среди достойных слишком мало желающих. И из них ведь еще нужно выбрать достаточно сильного - а чем больше ноша, тем их меньше...

Но не забывайте - именно на них держится наш мир.

Будьте сильными. С уважением, Алексей Глазков.

В избранное