Проект "Эффективный человек": Номенклатурный бизнес
В 1988-1991 годах, когда для смягчения агонии постсоветской экономической системы было разрешено заниматься коммерческой и финансовой деятельностью, появилось первое поколение российских предпринимателей. Основным источником "первой волны" было то, что называют блатом: знакомства и связи открывали доступ к общественным ресурсам, позволяя вовлечь их в частный бизнес на льготных условиях, а сложный процесс становления бизнеса сделал абсолютно незаменимыми практические навыки - как устанавливать и поддерживать
связи, использовать "задел" доверия, изобретательно обойти бюрократические препятствия и уладить проблемные ситуации...
Спустя десяток лет началось становление деловых людей "второй волны", вобравшей в себя номенклатуру (бывших и действующих госслужащих и управленцев) всех уровней. Масштабы этого процесса ассоциируются, скорее, с коррупцией, чем с блатом. Однако личные связи руководителей и умение работать с людьми, ранее использовавшиеся главным образом в интересах государственных предприятий, теперь были, естественно, направлены на пользу собственных предприятий.
Не секрет, что "старая гвардия" основала многие банки, компании, консультативные фирмы. Ей была доступна необходимая информация о рынке, об инвестиционных проектах, предложенных зарубежными партнерами, различная статистика, не говоря уже о взаимной моральной и материальной поддержке. Так что блат, как форма взаимодействия, перерос в умение неформального общения с чиновничьими структурами.
Предпринимательство такого рода серьезно изменило представления людей о частном и общественном. Расчетливость и преследование собственного интереса снизили значимость человеческих отношений: место ценностной ориентации (этические принципы блата были, по существу, общечеловеческими - отнестись по-человечески, выручить и пойти навстречу, но примененные только к "своим") занимает нескрываемая экономическая заинтересованность. В цене становится успех, индивидуализм, машинная эффективность. Место этических принципов
- "он не может так поступить", "я тебя не подставлю" - заняла специфическая этика без морали.
А сейчас наступает третья волна.
В негосударственной сфере сегодня появился термин "корпоративность". У этого понятия два смысла: во-первых, оно обозначает критерий, по которому принимается решение "кому предоставить ту или иную возможность"; во-вторых, подразумевается доверие, поскольку главная цель корпоративности - уменьшить сложность среды и снизить риск. Логика корпоративности узнаваема: иметь дело со "своими" и поддерживать их.
"Кто же сдаст своих?" - вот основной вопрос, которым манипулирует третья волна. Это кастовый принцип: однажды нарушив правила, ты выпадаешь из круга "своих" и автоматически теряешь все бонусы. Бывший достоянием межличностных отношений, блат приобретает коллективную форму: теперь становится выгодно задействовать и вовлекать массы, выгодна публичность и открытость связей. Ведь именно их наличие и показывает твою "принадлежность".
К чему все это? Чтобы понимать и помнить. Понимать, что по сути, как бы благопристойно это не выглядело внешне, поведение бизнесменов "третьей волны" не преследует какую-то иную цель, отличную от целей предыдущих: этика так и осталась без морали, а бизнес не несет в себе новую парадигму, по-прежнему оставаясь "just a business". И помнить, что только изначальная социальная ориентация дела, в котором вы собираетесь принять участие, может являться какой-никакой гарантией адекватного обмена между "продавцом"
и "покупателем" и доказательством его обоюдной полезности. Как, например, позиция Ройбера, выраженная в слогане "мы выращиваем социальные веб-проекты" и Кодексе.
Конечно, если вы сами создаете дело - вы вольны выбирать свой путь. Но надеюсь, вы выберете его верно.