Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Проект "Эффективный человек"

  Все выпуски  

Проект "Эффективный человек": Продукты общества потребителей


Ранее:
“Самцы и самки: тайны пола” - о биологии взаимоотношений
“Эмоциональный гедонизм” - о смещении видения и целей

Было ли у васхотьраз ощущение, что вы превращаетесь в скверную пародию на самого себя?..

Возможно, вы видели эту рекламу. Там изображена пригородная улица с богато выглядящими домами и безукоризненного вида газонами. На обочине рядом с одним из таких домов припаркован огромный джип, который, собственно, и рекламируется, но возле остальных домов стоят... танки. Настоящие танки. Большие, смертоносные, бронированные танки.

Эта холодящая кровь реклама призвана напомнить, какими холодными стали наши отношения с окружающими по мере ужесточения потребительского соревнования, этой “войны всех против всех”. С психологической точки зрения реклама намекает на то, что нам необходимо управлять автомобилем не менее мощным, чем танк, чтобы составить конкуренцию всем остальным чудовищным транспортным средствам, которые ездят по улицам. Однако “танк” при этом должен быть высококлассным и комфортабельным.

Конечно, эта реклама – преувеличение. Наши отношения с соседями не так холодны и враждебны. ПОКА не так. Но в воздухе определенно чувствуется какое-то похолодание.

В прошлом социалисты, мы постепенно превращаемся в одиночек. Мы теряем возможность личного соприкосновения. Мы - “гусеницы”, все глубже и глубже заворачивающиеся в свой кокон. Включая обитателей охраняемых квартир с сигнализацией на дверях, жителей домов-комплексов с охранниками на входе, работников офисов с решетками на окнах. “С общественной точки зрения дом-крепость сам навлекает беду на своих жильцов, - говорит дизайнер жилых кварталов Питер Кэлторп. - Чем больше люди погружаются в изоляцию, тем больше им приходится бояться”.

Потреблятство производит одиночество.

Вильгельм Ропке был одним из гигантов традиционной консервативной мысли в экономике. “Homo sapiens consumens теряет из виду все, что составляет человеческое счастье, кроме денег и преобразования их в товары”, – писал Ропке аж в 1957 году. “Тем, кто заражается стремлением «не отставать от Джонсов» в своем образе жизни, – утверждал он, – не хватает истинных, нематериальных по сути условий для простого человеческого счастья. Их жизнь пуста, и они пытаются как-то заполнить эту пустоту”. (об этом же писал и Торстен Веблен, и на мой взгляд - намного интереснее).

“Может быть именно этот страх собственной ненужности в мире ненужных вещей делает наиболее очевидными неестественность и абсурдность большой части того, что в наше время называется работой”, – пишет Стад Теркель в бестселлере “Working”. Может быть, именно чувство, описанное Теркелем, привело к одним из самых печальных в современной статистике результатам: уровень мировой депрессии сегодня существенно превышает тот, который был 50 лет назад.

Потреблятство производит пустоту.

Социальные гарантии находятся в состоянии упадка. Обезумев от потока материальных вещей и не вступая в соприкосновение с атмосферой здорового сообщества, мы смотрим на жизнь как бы со стороны. Спеша на работу, мы видим вереницу бульдозеров, выравнивающих площадку, прежде служившую для семейного отдыха; теперь, скорее всего, там будет торговый центр, ресторан или офисное здание. Но нам нет до этого дела, мы спешим на работу.

Но - вот парадокс! - редко можно услышать, чтобы кто-нибудь оценивал свою работу как призвание. Работа может быть “интересной и творческой” - или “тупой и скучной”. Она может давать общественное положение - или считаться незначительной, безотносительно ее истинной ценности. Работа может приносить большие денежные вознаграждения - а может едва поддерживать наше существование. Но мы почти никогда не спрашиваем, в чем смысл нашей работы и чему она служит.

Для большинства (но, конечно, не для всех нас), если работа приносит деньги, этого достаточно. Зачем делать эту работу? Очень просто. За нее платят.

Потреблятство производит безразличие.

Более 90% девочек-подростков считают шоппинг своим любимым занятием. Менее 10% обозначают в качестве такового “помощь другим людям”. Тридцать лет назад около 70% студентов считали, что “формирование ясной жизненной философии” является важным для них, тогда как меньше 30% говорили то же самое о “зарабатывании большого количества денег”. Сегодня эти цифры поменялись местами.

Любопытно, что все претензии к системе образования, существующей в университетах, сводятся к фразе “Они не учат меня быть машиной для зарабатывания денег”. Однако самой частой фразой, которую можно слышать в разговорах студентов большинства университетов, является “Жесть, как мы бухнули вчера вечером”.

Мы находимся в порочном круге. Систематически предпочитая вещи людям, тем самым мы делаем выбор, который отделяет нас от жизни, становясь причиной еще более интенсивного потребления и еще большего отделения. Но нам все равно. Подобно небольшой рыбе, которая съела маленькую рыбу, мы потребляем продукты, укрывшись за стенами своих домов. А потом беспомощно наблюдаем, как большие рыбы, производящие эти продукты, откусывают огромные куски от наших городов, заглатывая рабочие места, традиции и просто открытое пространство.

Мы надеемся, что кто-то другой позаботится обо всем, и платим за эту заботу, чтобы считать себя вправе сосредоточиться на работе и трате денег. Но, к собственному ужасу, часто мы обнаруживаем, что многие из тех, кто оказывает нам услуги, торгует в розницу, говорит, что заботится о нас - в сущности, о нас уже не заботится. Может быть, более уместно было бы сказать, что они потребляют нас.

Потреблятство производит потреблятство.

И неудивительно, что наши друзья превращаются в знакомых, наши семьи становятся все менее и менее крепкими, а наши дети больше слушают продавцов на рынке, чем своих родителей. Безразличие, одиночество и внутренняя пустота - вот что получаем мы в ответ на то, что стараемся сделать свою жизнь лучше: но не так лучше, как подсказывает нам “моральный закон в себе”, а так, как говорит девушка с рекламы “Herbal Essences”:

“Удовольствие по правилам и без.”

Ну так было ли у вас хоть раз ощущение, что вы превращаетесь в скверную пародию на самого себя?

С уважением, Алексей Глазков.

В тексте использованы материалы книги Граафа “Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру”.

Далее:
“Дихотомия мадонны-шлюхи” - о тактике привлечения инвестиций…
“МММ 2.0. Современный взгляд” - взгляд на нее “изнутри”…
“Поколение Космо: пластилиновые блонди” - и о результатах этой тактики
“Такое милое, привычное свинство” - о плюсах и минусах традиционных отношений

Советую почитать:


В избранное