← Март 2005 → | ||||||
3
|
5
|
6
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
||
15
|
19
|
20
|
||||
21
|
22
|
24
|
26
|
27
|
||
28
|
30
|
За последние 60 дней 2 выпусков (1-2 раза в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://i-news.narod.ru
Открыта:
26-03-2001
Адрес
автора: insurance.russinsurance-owner@subscribe.ru
Статистика
+1 за неделю
Страхование для всех
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Страхование для всех. Рассылка от http://www.insur.ru/Присылайте свои пресс-релизы по адресу s v kozlitin @ yandex . ru |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикации о страховании Программа оценки автомобилей Страхование квартир и домашнего имущества Обзор рынка безопасности |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поздравляем прекрасную половину человечества с праздником!!!
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страхование квартир и домашнего имущества. Тематический обзор/источник - "Обзор страхового рынка", ноябрь
2004 г./
В прошлый раз тематический обзор рынка страхования жилья (квартир и домашнего имущества) приводился в папке Страховщика-Маркетолога в октябре 2003 года. Формулируя вопросы, которые следует задать специалистам страховых компаний для подготовки на основании их ответов приведенного ниже тематического обзора, мы учли ответы, полученные год тому назад. Год назад рынок страхования жилья не продемонстрировал заметных изменений по сравнению с более ранними периодами. Рынок характеризовался относительными выровненными по региональному признаку тарифами, во многом совпадали другие условия страхования – в частности, такие, как состав базового страхового покрытия, близкие подходы к оценке имущества и объема ущерба, приоритеты страховщиков в вопросе эффективности различных каналов распространения страховых продуктов были аналогичны, и т.п.
Создавалось впечатление, что осенью 2003 года рынок в значительной степени стабилизировался, но с учетом двух обстоятельств: (1) стабилизация и «стандартизация» была локальной, т.е. имела место в рамках отдельных регионов, и (2) от иных регионов заметно отличался московский регион, в котором наблюдались все признаки обостренной конкурентной борьбы между страховщиками. За прошедший год в экономике и нормативно-правовом регулировании не произошло ничего, что могло бы существенно изменить ситуацию. Поэтому мы ожидали повторения картины, которая наблюдалась в октябре-начале ноября 2003 года. Так ли это – будет видно из информации, полученной от страховщиков. 1. Риски (опасности), от которых проводится страхованиеСтандартизация услуг страховщиков, о которой было сказано выше, в значительной степени характерна для состава страхового покрытия – его базовой составляющей, дополнительно страхуемых рисков, основных исключений. Это подтверждается на протяжении двух-трех последних лет. Поэтому и сейчас мы не ожидали изменения ситуации. Таблица 1 посвящена рискам, от которых проводилось страхование в рамках базового (стандартного) покрытия и в дополнение к нему. Респондентам предлагалось заполнить таблицу, принимая во внимание следующее: а) под базовым покрытием понимается страховое покрытие, предусмотренное типовыми (наиболее продаваемыми) полисами и по которому действует средний для данного риска и имущества тариф; б) под минимальным тарифом понимается тариф для жилого помещения, вероятность наступления страхового случая для которого относительно мала (наличие сигнализации, решеток на окнах, стальной двери); в) под максимальным тарифом понимается тариф для жилого помещения, вероятность наступления страхового случая для которого относительно велика (отсутствуют перечисленные выше средства безопасности). Таблица 1. Риски (опасности), от которых проводится страхование Обозначения в ячейках таблицы 1: Х Тmin/Тmax, где: Х – тип покрытия (Б – страхование от данного риска входит в базовое покрытие; Д – страхование от данного риска входит в дополнительное покрытие); Тmin – минимальный тариф; Тmax – максимальный тариф. Если отдельные элементы обозначения отсутствуют, это означает, что респондент не указал соответствующие сведения.
*) страхуется совместно с риском «Пожар». Совокупный тариф с риском «Пожар». **) Случай всеми страховщиками признается страховым только в случае, если природное явление классифицируется как стихийное бедствие. Заметное отличие от прошлогодних результатов – риски «Ущерб любого рода, произошедший по вине гостей страхователя» и «Ущерб любого рода, произошедший по вине совместно проживающих со страхователем лиц» страховщики, данные которых были представлены в обзоре за октябрь 2003 г., отказывались страховать, в том числе и дополнительно к базовому покрытию. Это вряд ли можно объяснить тем, что теперь в опросе приняли участие другие компании, чем год назад: данные риски не принимали на страхование в том числе и страховщики московского региона, одним из элементов конкурентной борьбы в котором является предложение наиболее полного покрытия. Если сейчас данные риски начли приниматься на страхование некоторыми московскими компаниями (а в опросе участвовали далеко не последние операторы рынка), то можно быть уверенным, что это становится стандартом, по крайней мере – стандартом локального рынка. В пользу того же говорит то обстоятельство, что российский рынок по многим параметрам постепенно приближается к западным стандартам – а там данные риски традиционно входят в объем покрытия, пусть и с некоторыми оговорками (см. раздел «Зарубежные материалы»). Заметим, что год назад пусть незначительного, но все же прогресса в условиях страхования жилья по сравнению с предыдущими периодами, не отмечалось. Видимо, включение в покрытие риска ущерба, причиненного законно находящимися в квартире людьми стало одним из этапов совершенствования условий страхования, на которое компании побуждает идти конкуренция. Напомним вывод, который следовал из информации, собранной в октябре 2003 г. «Общее исключение – отказ страховать ущерб, причиненный лицами, совместно проживающими со страхователем, или его гостями. Запрет страховать такие риски – это скорее традиция, поскольку нормативно данное страхование не запрещено. При этом, риск вполне реальный, и его страхование может иметь спрос. Сейчас же создается впечатление, что страховщики приравнивают действия совместно проживающих со страхователем лиц и его гостей к действиям самого страхователя – ущерб, причиненный последними, не может быть застрахован в силу п. 1 ст. 963 ГК». В отношении к страхованию риска терроризма так же произошли изменения, хотя и не столь существенные. Год назад страховщики намного менее уверенно подходили к страхованию это риска, хотя и начинали понимать его актуальность в связи с известными трагическими событиями. Теперь же респонденты не только отмечают принципиальную готовность страховать от повреждения или уничтожения или уничтожения имущества в результате террористического акта, но и уверенно сообщают, как повлияет на стоимость страхового покрытия включение в него данного риска. Как обычно, мы не удивляемся разнице в тарифах компаний. Общий характер ответов дает основания быть уверенным, что если один и тот же объект предложить для андеррайтинга нескольким страховщикам, они предложат очень близкие тарифы. А разницу в ответах респондентов можно объяснить неизбежным субъективизмом: один человек представляет «плохую» квартиру совсем не так, как другой. Аналогичные соображения уместны и в отношении минимального тарифа. 2. Принимаемое на страхование имуществоДругая характеристика страхового покрытия, наряду с составом рисков, – это принимаемое на страхование имущество и стоимость такого страхования. Таблица 2. Принимаемое на страхование имущество Обозначения в ячейках таблицы 2: Знак/Х Тmin/Тmax, где: Знак – опись необходима (+) или нет (-); Х – тип покрытия (Б – страхование от данного риска входит в базовое покрытие; Д – страхование от данного риска входит в дополнительное покрытие); Тmin – минимальный тариф; Тmax – максимальный тариф. Если отдельные элементы обозначения отсутствуют, это означает, что респондент не указал соответствующие сведения.
Все отличия от результатов, полученных в октябре прошлого года, можно «списать» на то, что иной состав страховщиков, специалисты которых приняли участие в опросе. В зависимости от степени «осторожности» политики, аудитории, на которую ориентирован продукт, и других индивидуальных обстоятельств компания формирует базовое покрытие, и этим объясняется то, могут ли быть те или иные виды имущества застрахованы в составе базового, «минимального» покрытия, или их страхование осуществляется дополнительно. Как и ранее, требование описи – обычное условие. 3. Факторы, влияющие на тарифСтраховщиками были отмечены перечисленные в таблице 3 основные факторы, влияющие на тариф. Респонденты оценили их существенность: 5 – самый существенный, 4 – менее, и т. д. Таблица 3. Факторы, влияющие на тариф
Страховщики единодушны во мнении, что если даже с квартирой ничего не случалось в прошлом, то из этого следует благополучие и в дальнейшем – так можно объяснить невысокую роль длительности и «качества» страховой истории как критерия, по которому можно судить о будущем. Интересно так же, что специалисты полагают, что наличие в квартире жильцов заметным образом не увеличивает и не уменьшает степень риска (относительно низкий рейтинг «непрерывности проживания постоянных жильцов»). Это можно понять так, что квартиры чаще страдают от «внешних» причин – залив соседями, пожар в соседнем помещении и т.п. Как видно из таблицы 4, страховщиками весьма индивидуально оцениваются обстоятельства, при наличии которых в страховании будет отказано. Таблица 4. Факторы, влекущие за собой отказ в приеме квартиры на страхование
Можно было бы ожидать, что конкуренция вынудит страховые компании пополнить свой портфель за счет объектов, ранее вообще не представленных на потенциальном страховом рынке. Но уже около трех лет этого не происходит. Если до этого была заметна тенденция постепенного смягчения требований страховщиков, то в последнее время, по-видимому, произошло «насыщение»: требования страховщиков приблизились к той границе риска, за которой остались только заведомо убыточные объекты. 4. ЛьготыЛьготы (скидки) являются традиционным инструментом конкуренции. Повсеместно практикуется снижение тарифа на очередной срок страхования при безубыточном окончании предыдущего договора. Таблица 6. Скидка, % или доля базового тарифа
Единственное замечание, которое можно сделать: в октябре 2003 г. размер скидки доходил до 50%. Но, напомним, состав страховщиков, участвующих в последнем опросе, иной и можно ли говорить, что скидки снижаются в среднем по рынку – большой вопрос. Две другие разновидности скидок говорят о том, что, по мнению страховщиков, в главной степени определяет степень риска: сама квартира и присущие ей особенности, или же «индивидуальные характеристики» собственника квартиры, а так же о том, насколько страховая компания доверяет «коллегам», страховавшим данную квартиру в прошлом. Таблица 7. Предоставление и переход скидок
Все страховщики готовы предоставить скидку клиенту, застраховавшему в этой же компании что-либо еще – например, автомобиль. И, наоборот, тот, кто застраховал квартиру, имеет право на скидки по другим видам страхования. Ситуация, в целом, аналогична наблюдавшейся год назад. 5. Лимиты ответственности, франшизы. Дополнительные услугиВ страховании квартиры и находящегося в ней имущества возможны различные подходы к установлению лимитов ответственности в то время, как в отношении франшизы, как правило, наблюдается единая политика. Кроме того, конкуренция неминуемо приведет к тому, что страхование жилья, как развивающийся и массовый вид страхования, будет все более походить на страхование автотранспорта, в котором дополнительные услуги, помимо собственно возмещения причиненного ущерба, давно стали нормой. О ситуации по данным аспектам можно судить по данным, показанным в таблице 8. Таблица
8. Принципы определения лимитов ответственности, франшизы
С точки зрения установления лимита ответственности страховщики классифицируют принимаемое на страхование имущество, в целом, одинаково. Как и ранее, франшиза может и не предусматриваться, что влечет повышение тарифа. По-видимому, практика обязательности франшизы ушла в прошлое: страховщики готовы урегулировать и незначительные убытки. Но безусловное предпочтение отдается – как сейчас, так и ранее – безусловной франшизе. Между тем, не затихает дискуссия, насколько правомерно, что страховщик заранее оговаривает: объем выплачиваемого возмещения во всех случаях будет меньше установленной договором страховой суммы. По-видимому, дискуссионность этого обстоятельства серьезно страховщиками не воспринимается. Новой тенденцией следует считать то, что компании все более активно привлекают клиентов гарантией дополнительных услуг, не ограничиваясь лишь возмещением их финансовых потерь в денежной форме. Дополнительные услуги неизбежно рано или поздно станут нормой. 8. Вопросы урегулирования убытковКлиент оценивает качество страховой услуги в значительной степени по тому, как происходит урегулирование убытков, что он может сделать «не так», в результате чего страховщик получит право отказать в выплате или уменьшить ее размер. Не секрет, что многие правила страхования в разделе, содержащем обязанности страхователя при наступлении страхового случая, имеют множество «рифов», на которые страхователь, как неспециалист, не обратит внимания, или не придаст им должного значения. Один из таких «рифов» - срок уведомления страховщика о происшествии. Таблица 9. Уведомление страховщика о страховом случае, осмотр поврежденного имущества.
Видом страхования, в котором наиболее развито мошенничество со стороны клиентов, традиционно и обоснованно считается автострахование. Год назад страховщики видели эту проблему и в страховании жилья, но лишь в перспективе. Прошедший год, как видно из таблицы 10, внес свои коррективы. Таблица 10. Вопросы мошенничества со стороны страхователей
Основное изменение по сравнению с прошлогодней ситуацией заключается в том, что больше страховщиков столкнулись со случаями мошенничества на практике. Следует подчеркнуть, что московский регион и здесь впереди других регионов. 9. Каналы сбыта и характеристики клиентовБезусловно, для успешного развития любого массового вида страхования необходима система продаж намного более сложная, затратная и требующая внимания со стороны страховщика существенно более пристального, чем в видах страхования, в которых успех достигается не за счет количества продаж, а за счет «качества» немногочисленных, но крупных принимаемых на страхование рисков. К последней категории относятся, например, практически все виды страхования имущественных интересов юридических лиц. Кроме того, клиентские портфели по массовому страхованию требуют постоянного «обслуживания» - по рассмотрению значительного числа претензий, отслеживанию окончания очередных сроков страхования. Поэтому интересным представляется, какие клиенты формируют большую часть портфелей по страхованию жилья. Эти два аспекта – система продаж и состав клиентского портфеля – отражены в таблице 11. Таблица 11. Эффективность каналов продаж и клиентский портфель В таблице использована следующая шкала оценок: 5 – наиболее эффективный канал распространения страховых услуг / ведущее место данной группы клиентов в портфеле компании 4 – менее эффективный канал распространения страховых услуг / важное, не ведущее место данной группы клиентов в портфеле компании … т.д.
Два вывода, которые можно сделать из рассмотрения таблицы 11, неожиданными не являются. 1. Страховые агенты были и остаются основными «продавцами» услуг по страхованию жилья. По сравнению с прошлым годом не значительно, но возросла роль страховых брокеров. 2. Впервые становятся страхователями в основном покупатели нового жилья; относительно редки случаи, когда человек, ранее не страховавший свою квартиру, вдруг решается на это. По-прежнему подавляющее число клиентов – это те, кто страховался и ранее. 10. Дополнительная информацияВ таблице 12 собраны разноплановые сведения: насколько приоритетным для страховщика является работа на рынке страхования жилья, сказывается на росте спроса на страховые услуги развитие ипотеки (в той степени, в которой ипотека развивается) и как относится респондент к планам введения обязательного страхования жилья. Таблица 12
1. Скорее всего, немного существует страховщиков, которые безоговорочно отдают приоритет какому-либо одному виду страхования. Поэтому оценку «4», которую дали все респонденты, следует рассматривать как весьма высокую. 2. Государственная и местная власти прилагают большие усилия к развитию ипотеки, неотъемлемой частью которой должно стать ипотечное страхование – прежде всего, страхование предмета ипотеки и жизни заемщика. Но ответы страховщиков показывают, что если когда-нибудь развитие ипотеки повлечет гарантированный спрос на страховые услуги, то до этого еще далеко. 3. Большинство страховщиков планирует участвовать в обязательном страховании жилья, но почти все респонденты отмечают несвоевременность введения ОСЖ. Интересно, что когда готовилось введение ОС ГО ВТС, оценки очень многих страховщиков были иными: многие говорили, что вводить данное обязательное страхование необходимо, но с опаской оценивали свое участие в нем из-за высокой убыточности. Как и в любом виде страхования, существуют факторы, препятствующие его развитию. Что это за факторы, по мнению респондентов, применительно к страхованию жилья, показано в таблице 13. Таблица 13. Препятствия для развития добровольного страхования жилья
Названные страховщиками факторы, препятствующие развитию страхования жилья, в большинстве своем – те же, что мешают развитию любого другого массового вида страхования. Причем страховщики полагают, что противодействовать этим препятствием силами отдельных компаний или страхового сообщества в целом бессмысленно. Респондентам виднее, и не будем с ними спорить. 11. «Коробочные» продукты по страхованию квартир и домашнего имуществаВ зарубежной практике есть понятие «зонтичного» (umbrella) страхования – комплексной страховой услуги, касающейся разных, но сопутствующих один другому имущественных интересов. На практике, практически все полисы, распространенные на Западе, являются комплексными. Нам показалось интересным рассмотреть, как зарубежная практика применяется в России. Для этого респондентам было предложено кратко рассказать о предлагаемых их компаниями программах типа «многое в одном». «Ангара». Разрабатывается и утверждается риск пожара с фиксированной страховой суммой от 200 тыс руб до 1млн. руб. и установленным лимитом ответственности на отделку помещения в пределах 10%. РУКСО. Страхование со страховой суммой $10 000 без предварительного осмотра. «Русские страховые традиции» Страховая сумма = 500 000 руб. (фиксированная) + страхование по основному договору, т.е. а) Стандартный перечень рисков б) Стандартный перечень имущества, в отношении которого проводится страхование в) Срок страхования – 1 год (фиксированный) г) Страховая премия уплачивается единовременным платежом. «Стандарт-Резерв»
«Энергогарант». Страховой продукт «пять в одном». [1] Валюту респондент не указал. Надо полагать, это - «условные единицы».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор рынка безопасности"Обзор рынка безопасности" - информационно-аналитические материалы о различных аспектах безопасности.Периодичность выхода - раз в месяц, распространяется только по подписке, ориентирован на широкий круг читателей. Предлагаем вашему вниманию некоторые из выпусков "Обзора рынка безопасности": "Страховое мошенничество" Стоимость CD-диска с архивом "Обзора
рынка безопасности" за 1999 - 2004 годы
для физических лиц - 300 рублей
для юридических лиц - 1800 рублей Форма заявки на архив "Обзора рынка безопасности" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CD-архив с "Публикациями о страховании" за 2004 год. Предлагаем вашему вниманию CD-диск
с архивом публикаций о страховании за 2004 год - 36 Mb информации
о страховании в формате WinWord.
Только
для постоянных читателей - CD-архив "Обзора страхового рынка" за 2004
год.Цена - 750 рублей (включая доставку почтой по России). Цена - 1800 рублей. Присылайте заявки по адресу s v kozlitin @ yandex . ru
|
|
|
|
|
|
|
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: insurance.russinsurance |
Отписаться |
В избранное | ||