Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страховка!

  Все выпуски  

Страховка! №14


Страховщики, бизнес и власть не находят взаимопонимания
Принятие законопроекта об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов уже второй год откладывается. Авария на опасных производствах способна нанести колоссальный ущерб. Авария на шахте «Ульяновская», которая унесла жизни 108 горняков, вновь заставила вспомнить о том, как страхуется у нас ответственность владельцев опасных предприятий. О том, что такое страхование должно быть обязательным, независимо от профиля опасного производства, говорят уже давно. Работа над законопроектом об обязательном страховании ответственности владельцев предприятий – источников повышенной опасности ведется аж с 1998 года. За прошедшее десятилетие материальные фонды российских промышленных предприятий сильно постарели, так что вероятность разного рода аварий с каждым годом растет. По данным МЧС, ежегодно в стране в результате эксплуатации опасных объектов погибают 4 человека, а ущерб от техногенных катастроф оценивается в 40–50 млрд. рублей. При этом никто не подсчитывал косвенный ущерб, связанный с изменением условий жизни людей в результате аварии. По словам президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, реальный ущерб может быть в 10 раз выше.
Ожидалось, что законопроект, прошедший первое чтение в Госдуме еще в конце 2005 года, заработает чуть ли не с нынешнего года. Однако этого не случилось: страховщики, бизнес и власть не могут найти взаимопонимания. По словам заместителя генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николая Галушина, второе чтение законопроекта не планируется в Госдуме и в весеннюю сессию. «На наш взгляд, камнем преткновения при прохождении законопроекта во втором чтении стало столкновение позиций страховщиков и промышленников», – сообщил «НГ» эксперт отдела страхования опасных объектов ОСАО «Ингосстрах» Андрей Копыток. По его словам, принятие закона станет возможным, когда будет найдет баланс между тем, сколько готовы платить промышленники, и тем, сколько потребуется страховщикам для формирования необходимых резервов.

Новый закон позволит создать механизм солидарной ответственности страховщиков по крупным рискам.
Социальная значимость закона об обязательном страховании ответственности при эксплуатации опасных объектов бесспорна. «Его главная миссия – защищать интересы рядовых граждан, которые являются потенциальными жертвами ЧП на производстве. Гибель на производстве, инвалидность одинаково ужасны для человека, в каком бы регионе он ни жил – в бедном или богатом, у какого бы нанимателя ни работал – у совестливого или у равнодушного. Ведь сейчас выплаты пострадавшим производятся в основном из регионального бюджета и (или) из «кармана» нанимателя, и их размер в разных регионах может разительно отличаться», – сообщил «НГ» первый заместитель генерального директора СК «МАКС» Владимир Когтев. По его словам, закон призван компенсировать подобное неравноправие, чтобы во всей стране люди, пострадавшие в результате эксплуатации опасного производства, получали одинаковые ощутимые выплаты, ведь федеральный закон будет поддерживать единый стандарт покрытия рисков. По мнению экспертов, такой закон на руку и государству. «С увеличением сумм страхового покрытия государству не придется тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий техногенных катастроф, а юридические и физические лица получат суммы возмещения, более соразмерные причиненному ущербу. Технические аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как правило, отличаются масштабностью последствий, значительным количеством пострадавших и нанесением заметного ущерба окружающей природной среде», – считает начальник отдела страхования индустриальных рисков ОАО «КапиталЪ Страхование» Евгений Швецов.
До сих пор владельцы опасных предприятий страхуют свою ответственность перед третьими лицами добровольно – в соответствии с Федеральный законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это страхование, по сути, добровольно-принудительное – без него невозможно получить лицензию на эксплуатацию подобных объектов. «Страховые тарифы составляют от 0,3 до 2,0%. Они индивидуальны и зависят от объема производства, характеристик производственных фондов, объема опасных веществ, находящихся на объекте, сложившегося уровня аварийности, географического местоположения и иных факторов», – уточняет Евгений Швецов. Поскольку все расходы на страхование осуществляются из прибыли предприятий, у страхователей сложилось отношение к этому виду страхования как к дополнительному налогу. Понятно, что большинство предпринимателей стремятся минимизировать эти расходы. Что же касается выплат, установленных действующим законом, то они мизерны. Максимальное покрытие – 7 млн. рублей. Сегодня этого не хватит даже на техническую экспертизу в случае серьезной катастрофы. «Этого явно недостаточно для покрытия вреда потерпевшим при крупных авариях. В новом же обязательном законе максимальная страховая сумма увеличена почти в тысячу раз и составляет 6,5 млрд. рублей! Естественно, она позволит в большей степени возместить вред населению в случае аварии», – уточняет Андрей Копыток.
Новый закон предполагает существенно увеличить выплаты людям в случае катастрофы. Так, в соответствии с Законом «О промышленной безопасности» максимальное возмещение в случае смерти не превышает 50 тыс. рублей. Новый законопроект предполагает, что единовременная выплата по ущербу «вред жизни и здоровью» составит 600 тыс. рублей. Уже разработана и четкая классификация всех опасных объектов, планируется создать единую информационную базу подобных предприятий. По сути, новый закон объединит действующие Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений». «Критерии опасных объектов в новом законе основываются на уже имеющейся практике этих двух законов. Плюс к опасным объектам добавлены автозаправочные станции, в том числе и газовые», – уточняет Андрей Копыток. По его словам, принятие закона будет выгодно и самим предпринимателям: «Сейчас, учитывая «добровольность» данного страхования, предприятиям приходится оплачивать страховые премии из прибыли. После принятия закона об обязательном страховании они смогут расходы на данное страхование относить на себестоимость». Об этом же говорят и эксперты компании «СОГАЗ». «Принятие закона позволит создать механизм, позволяющий перевести затраты предприятия на возмещение вреда в случае аварии на опасном объекте из разряда чрезвычайных расходов в разряд плановых, относить эти расходы на себестоимость и предложить пострадавшим от аварии лицам реальное страховое покрытие причиненного ущерба», – убежден начальник управления маркетинга страховой группы «СОГАЗ» Алексей Смертин.

Почему в столице стали чаще угонять элитные авто
В Москве все чаще с улиц «уводят» дорогущие машины, которые сразу пропадают без следа. За последний месяц добычей угонщиков стали два Bentlеy президентского класса общей стоимостью более пятнадцати миллионов рублей. В обеих машинах была спутниковая сигнализация, но воры отключили ее, превратив авто в «невидимки».
Главный вопрос: зачем угонять машину, которую невероятно трудно продать (подобных авто не так много - шансы «засветиться» высоки) и тем более невыгодно разбирать на запчасти (детали с идентификационными номерами не так-то просто пристроить)? За ответом мы обратились к опытному сотруднику ГИБДД, просившему не называть его имени.

- Машины такого класса, как правило, угоняют на заказ, - объясняет наш собеседник. - Раньше они «уходили» в Чечню. Теперь элитные авто все чаще переправляют в страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Грузию. Реже - в дальнее зарубежье. Для этого используют железную дорогу или большегрузный автотранспорт. Так, например, джип «Лексус», угнанный у актера Бориса Невзорова, обнаружили в вагоне товарного поезда, следовавшего в Финляндию. «Груз» сопровождают представители криминальных структур. А «крышевать» угонщиков и перевозчиков вполне могут какие-нибудь высокопоставленные чиновники.
В общем, мы дожили до новой вехи: раньше машины угоняли в Европе и сбывали у нас, а теперь у нас появилось столько суперэлитных иномарок, что Европа облизнулась (им так много не купить, да и вообще краденое - дешевле!) и стала заказывать угоны в России.
Есть и еще одна версия угонов, которую рассматривают гаишники.
- Мы называем это «страховой вариант», - рассказывает наш собеседник. - Предположительно, хозяева сами заказывают угон, чтобы получить страховку и заодно избавиться от надоевшего авто. Продать, к примеру, Bentlеy очень непросто. Владелец договаривается с угонщиками, получает сумму от сделки и страховку. А воры отправляют авто заказчику с перебитыми номерами.

Треть украинских страховых компаний - на продаже...
Активность инвесторов с началом последних политических перипетий в Украине значительно поубавилась — они заняли выжидательную позицию.
Коснулось это и страхового рынка, хотя некоторые страховщики объясняют настороженное отношение инвесторов системными недостатками нашего рынка.

Еще в феврале эксперты связывали все возможные изменения на страховом рынке в 2007 г. с принятием в ближайшем будущем новых нормативных актов, в частности, новой редакции закона «О страховании» (см. «i» №563). Сегодня участники рынка даже не берутся прогнозировать, каким будет нынешний год. В частной беседе с корреспондентом «i» один из страховщиков описал ситуацию так: «Основная масса СК сейчас ищет инвесторов — хоть бы кто дал какую-то копейку, у большинства украинских компаний нет реальных активов. Ничего не стоящие ценные бумаги занимают в общей структуре активов СК около 45%. Есть компании, у которых ликвидность 90% активов — под большим вопросом».
Рынок требует работы на перспективу, что могут себе позволить только крупные зарубежные инвесторы. «Отечественные же в большинстве случаев не верят в успех страхового бизнеса. Иностранцы идут на растущие рынки, где ежегодный прирост составляет десятки процентов, тогда как европейский страховой рынок демонстрирует рост на 1-2% в год. Для них приход в Украину — возможность со временем хорошо заработать, заняв определенную долю рынка»,— отметил Василий Фурман, гендиректор СК «Вексель». По его мнению, происходящие в Украине политические события однозначно негативно влияют на намерения зарубежных инвесторов. «Они желают быть уверенными в том, что инвестиции оправдаются, поэтому на их планы политический кризис окажет сдерживающее влияние»,— считает он.
Впрочем, не все участники рынка поддерживают такую точку зрения. «Думаю, политическая ситуация на переговорный процесс о продаже СК никак не повлияет. Тем более, еще не все крупные западные страховщики зашли на украинский рынок. Так, группа Fortis пришла в Украину через покупку лайфовой компании. Скорее всего, они рассматривают вопрос покупки рисковой компании (возможно, чешская PPF в скором времени откроет или купит рисковую СК.— Авт.). Не исключено появление в Украине таких крупных мировых игроков как Hannover Re, HSBC Holdings, холдинг RWE AG. Причем крупные западные компании приходят как стратегические инвесторы»,— утверждает первый заместитель председателя правления СК «Добробут» Александр Завертень. Вместе с тем, добавил он, сегодня сложно прогнозировать действия иностранных инвесторов в Украине. По его мнению, причиной этого является не политическая ситуация, а малое количество привлекательных для покупки объектов.
По мнению Ларисы Непочатовой, президента СК «Бусин», из более чем 400 отечественных страховых компаний заинтересовать реальных покупателей могут не более 100. Остальные никому, кроме своих акционеров, не нужны. «Стремление привлечь инвесторов или продать компанию есть у очень многих страховщиков. Но, по-моему, это не стратегия развития (скажем, способ увеличения капитализации компании), а просто желание акционеров»,— говорит госпожа Непочатова. Причем, отмечает она, часто такие намерения не подкреплены ни бизнес-планом, ни реальной оценкой стоимости компании. «Серьезный инвестор захочет посмотреть не только аудиторский отчет, но и многие другие параметры, а также самостоятельно провести аудит. Большинство же отечественных СК, даже те, которые заявляют о намерении привлечь инвестора, пока не готовы к продаже. Если несколько человек имеют компанию, расположенную в одной комнате, то это не СК, она стоимости не имеет или имеет бросовую стоимость»,— говорит президент СК «Бусин».
Конечно, в нескольких СК потенциальные инвесторы уже неоднократно проводили аудит. Но пока по разным причинам сделки купли-продажи срывались. Возможно, продавец с покупателем не сошлись в цене. А возможно, покупатель увидел за компанией целый шлейф схемных операций, а следовательно, реальную угрозу встречных проверок. Кроме того, на рынке существует ряд компаний, практикующих покрытие заявленных убытков вновь поступившими страховыми платежами. Это значит, такому страховщику необходимы инвестиции, чтобы рассчитаться по существующим обязательствам. Естественно, ни у одного инвестора нет желания рассчитываться по обязательствам прежнего собственника.
Другой способ привлечения средств — поиск портфельного инвестора. Но пока в Украине не развит фондовый рынок, об этом говорить преждевременно. «Да, есть ПФТС, но там котируется очень ограниченное количество акций СК, котировки которых формируются не всегда рыночным способом. Да и с нашего фондового рынка иностранный портфельный инвестор с целью покупки акций украинских СК, как правило, не заходит. IPO практически для всех отечественных страховщиков пока нереально»,— утверждает господин Фурман.

Борьба конкурентов
Недобросовестный конкурент неоднократно пытался помешать СК «МАКС» продуктивно работать в г. Ржев.
С 2003 года пункт продаж страховой компании «МАКС» занимает активную позицию на рынке страхования этого города. Он удобно расположен неподалеку от территории ОГИБДД Ржева и значительно опережает конкурентов по количеству заключенных сделок. Вот уже 4 года здесь трудится Светлана Алексеевна Беккер – профессионал страхового дела с почти десятилетним стажем работы - она пользуется заслуженным доверием клиентов и партнеров.

События развивались так: в ноябре 2006г. поблизости от точки продаж «МАКСа» частный предприниматель Соколов Игорь Леонидович стал продавать полисы одной из небезызвестных страховых компаний. И все бы ничего, но он повел себя не совсем корректно, сходу предложив С.А. Беккер перейти на работу к нему. Естественно, он планировал переманить за собой и часть клиентов. Она отказалась. Тогда Соколов решил пойти другим путем. Представившись недовольным потребителем, он инициировал в прокуратуру г. Ржева жалобы на работу С.А.Беккер в частности и ЗАО «МАКС» в целом, утверждая, что нарушается законодательство о запрете деятельности страховых компаний непосредственно на территории ГИБДД. Прокуратура оперативно рассмотрела жалобы «клиента» и не нашла им объективного подтверждения.
Тогда Соколов стал угрожать Беккер физической расправой и даже частично привел свои угрозы в исполнение, в результате чего Беккер обратилась в УВД с заявлением. Сейчас материалы по этому делу находятся в суде. Но Соколов и тут не сдался, и в своем стремлении расправиться с удачливым конкурентом стал инициировать звонки в органы внутренних дел, администрацию города Ржева и прокуратуру с жалобами на работу пункта продаж ЗАО «МАКС» По имеющейся информации, он жаловался и на другие страховые компании, которые реализуют свою продукцию в оговоренной законом близости к ОГИБДД районного центра. Кроме того, выяснился пренеприятный факт: по информации, полученной в правоохранительных органах, в середине 90-х Соколов уже имел серьезный конфликт с законом.
По неподтвержденным данным, уже в феврале 2007 года И.Л. Соколов начал подумывать о продаже своего павильона. Видимо, неудачливый конкурент понял, что его нечистоплотные попытки вытеснить с выгодной точки продаж столь надежного страховщика, как «МАКС» успехом не увенчаются.
Напомним, что ЗАО «МАКС» является одним из лидеров страхового рынка России и задает тон в создании методологии страхования и внедрении новых технологий, которые впоследствии с успехом используются многими страховщиками России. Кредо страховой компании «МАКС» это: ответственность и обязательность, деятельность во благо своей страны и каждого ее гражданина, уверенность в своих силах и нацеленность на значимый результат. Сотрудники «МАКСа» всегда готовы к здоровому соперничеству с конкурентами и стремятся своей качественной работой доказать преимущества этой страховой компании в любом уголке нашей страны. Ситуация в Ржеве – тому пример.

 


 

 

Уважаемые читатели данной рассылки, т.к. я являюсь не только теоретиком в сфере страхования, а и практиком с большим опытом работы в страховании, то Вы можете обращаться с вопросами, которые возникают по сфере страхования: бесплатную консультацию по выбору страхового продукта, а также помощь в составлении жалоб, «писем-требований» гарантирую.

Приниматься заявки на спецвыпуски: Вы задаете «горячие» вопросы и по ним – выходит спецвыпуск с всесторонним освещением проблемных вопросов.

 


 

 

С Уважением,
Мельников Константин (Bormaley)
bormaley@finans.net.ua

   


Сайт предназначен для облегчения жизни тем, кто хочет разобраться в бурном финансовом мире.
На сайте полезная и интересная информация, которая поможет Вам максимально быстро сориентироваться в финансовом мире.

http://finans.net.ua/


В избранное