Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страховка!

  Все выпуски  

Страховка!!! №9


Нужно ли вызывать ГАИ и "тревожить" страховую компанию при "легком" ДТП

Что делать, если вы попали в ДТП?

Оформить аварию можно сразу и без ГАИ, хотя об этом мало кто знает.
Бесконечные пробки допекают как водителей, так и пешеходов. Украинские города задыхаются от массы автомобилей и даже в случае ДТП с легким "поцелуем" происходит затор.

Недавно, к примеру, в столице на час оказалось парализованным движение трамваев по улице Фрунзе. А все потому, что джип "поскользнулся" на мокрых рельсах и помял две припаркованные легковушки. До оформления инцидента с трамвайных путей он не сдвинулся. И подобных автопроисшествий в городе сотни за день.

Существуют ли нормативы по оформлению ДТП, что предпринимает Госавтоинспекция, дабы ускорить этот неприятный процесс, можно ли оформлять легкие аварии на месте происшествия без сотрудников ГАИ?

Выяснить данные вопросы помог начальник управления Департамента ГАИ МВД Украины Олег Сирый.

Мотоцикл хорошо, а вертолет лучше

- Недавно к нам приезжали коллеги из США, - начал он. - И выяснилось, что порядок и механизм оформления аварий в Украине ничем не отличаются от американского образца. Разве что с техникой у них получше и, кроме автомобилей, имеются еще вертолеты.

Вначале водители сообщают о случившемся в милицию по "02", и на место ДТП выезжают автоинспекторы. Если пострадала только техника, оформить происшествие может обычный наряд ГАИ, а если последствия серьезные, выезжает следственная группа. Одновременно к месту аварии направляются несколько патрулей, чтобы не допустить заторов и в случае необходимости перенаправить автомобильные потоки. Нормативы времени на прибытие к месту ДТП не предусмотрены, но мы заинтересованы, чтобы работа выполнялась профессионально и оперативно. С этой целью создано специальное подразделение по оформлению автопроисшествий, сотрудники которого проходят обучение. В их распоряжении фото- и видеоаппаратура. Столичный отдел насчитывает 164 человека, и все они офицеры.

В Киеве на то, чтобы прибыть к месту ДТП, по нашим данным, уходит в среднем 20 минут. Летом доехать можно быстрее, особенно когда столкновения происходят на мостах: тогда помогают мотоциклы. Добираться иногда приходится и по тротуарам. Затем минут 20-40 занимает сама процедура оформления. Время и в этом случае не нормируется.

В обычном режиме весь процесс с момента звонка пострадавших в милицию до составления документов длится около часа. Правда, бывает и так, что в аварийные дни, например в пятницу, за смену (8 часов) в одном районе происходит до 30 ДТП. И если по времени легкие автопроисшествия совпали с тяжелыми, то участникам конфликта приходится ждать своей очереди, самое большее - часа два.

Изучив все обстоятельства, сотрудники ГАИ, как правило, на месте выносят решение по ДТП. В протоколе указываются те нарушения Правил дорожного движения, которые могли привести к аварии. Если таких данных недостаточно, то протокол не составляют. Делают это уже после того, как будет проведено дознание, экспертиза, найдены и опрошены свидетели.

Страховщики перестраховываются

Многие водители спустя несколько лет после смягчения кодекса об админнарушениях чихать хотели на все дорожные правила. Но один из пунктов они выполняют неукоснительно: в случае столкновения стоят как вкопанные там, где их настигла злая участь, вплоть до оформления ДТП. Сколько бы ни давили на клаксоны соседи по трассе. Бывают ли по закону исключения из "железного" правила? Оказывается, да.

С 20 июля постановлением Кабмина № 538 оформлять легкие (без убитых и покалеченных) ДТП и составлять схему разрешили представителям страховых компаний с согласия водителей (речь идет, конечно же, о застрахованных машинах). Затем информация, как объясняют гаишники, должна передаваться в отделение ГАИ на данной территории, где ее окончательно оформляют на основании объяснений участников аварии.

Это новшество, давно ставшее обычной практикой в странах Европы, даже внесли в ПДД. Но наши страховщики, несмотря на разрешение, пока таких "подвигов" не совершают. Хотя на место аварии выезжают и наблюдают, насколько объективно отражают событие автоинспекторы.

- Первое: нам непонятно, какие именно документы могут оформлять страховщики, - объяснили причины своей пассивности в одной из СК. - Второе: неясен механизм оформления. Третье: страховая компания, в отличие от ГАИ, заинтересованная сторона, и оформление ДТП одной СК может грешить неточностями. Четвертое: не утвержден статус представителя СК, имеющего право на оформление.

Можно ли использовать в качестве доказательств фото- и видеодокументы

Снимать на пленку последствия ДТП не возбраняется. Более того, эти данные могут послужить дополнительными материалами к делу и приниматься судом в качестве доказательств. Правда, при одном условии: если хозяин фототехники заранее зарегистрировал ее в органах внутренних дел. Так что у самых предусмотрительных есть дополнительный шанс.

Ищите свидетелей и адвоката

1) Постарайтесь сохранить нетронутыми все следы происшествия: разбитое стекло, осыпавшуюся с машины грязь, отколовшийся фрагмент бровки. Они помогут установить, кто кого ударил и кто виноват.

2) Если вы в шоке от ДТП и чувствуете, что можете в таком состоянии наговорить ерунды, то лучше отказаться от объяснений и дать их позже, когда вы успокоитесь. Когда даете объяснения, избегайте точных цифр и подробностей: в состоянии стресса человек неспособен объективно оценивать ситуацию. Лучше дополнить свой рассказ позднее, чем менять показания.

3) Среди причин ДТП могут оказаться изъяны дорожного полотна, например, ямы, открытые люки, неубранные с проезжей части предметы, необработанная в гололед дорога. В таких случаях правоохранители обязаны составить дополнительный акт в произвольной форме, подтвержденный двумя свидетелями. Столичные гаишники вызывают в подобной ситуации также представителей дорожных эксплуатационных управлений (ДЭУ).

4) Проверьте, правильно ли оформлены работниками автоинспекции схема дорожного происшествия и другие документы, не упущены ли какие-нибудь существенные детали.

5) Очень важно сразу после ДТП не упустить свидетелей, привлечь людей к оформлению происшествия или хотя бы записать номера авто, фамилии и телефоны. Их свидетельства могут оказаться в вашем деле решающими.

6) Если вы не согласны с вердиктом инспекторов, не подписывайте протокол. Изложите собственное мнение и приложите его к документу. В спорных случаях назначается проверка.

7) Если имеется возможность, пригласите на оформление ДТП адвоката.

 

Когда водители смогут оформлять ДТП и получать страховое возмещение без участия ГАИ?

Министерство финансов России предлагает значительно упростить жизнь автомобилистов. Чиновники выступают за введение уже с 1 января 2008 г. упрощенного, без участия сотрудников ГИБДД, порядка оформления ДТП и системы прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО. Подобная система давно действует в ЕС. Российские страховщики говорят, что к этому сроку вряд ли успеют подготовиться технически, и предлагают развести даты вступления в силу процедур упрощенного урегулирования и прямого возмещения.

Как регистрируют ДТП в Европе

Переход на упрощенную систему оформления автомобильных аварий в некоторых странах Европы начали более 30 лет назад. Во Франции и Бельгии, например, полицию на место аварии вызывать необязательно с 1972 г. Общеевропейского законодательства на этот счет не существует - эти правила регулируются законодательством каждой страны - члена ЕС, отмечает Даниэль Фраля, директор бельгийского центра по организации взаиморасчетов Datasur.
Количество машин, ставших участниками аварии, значения не имеет. Во Франции договориться без вызова полиции можно в любом случае, если нет пострадавших в аварии, а вот в Бельгии, по словам Фраля, в полицию обращаться не обязательно, даже если причинен вред здоровью. Но, как правило, в подобных случаях полицию на место происшествия все же вызывают. Во Франции без полиции не разобраться, если в результате ДТП нанесен ущерб национальной собственности или нарушено движение на дороге, в Бельгии - если ущерб превышает 8500 евро.
Обойтись без участия полиции при аварии можно также в Испании и Великобритании, добавляет гендиректор компании "Прямое страхование" Сергей Маршев.
Во Франции пострадавший автомобиль могут отремонтировать еще до того, как извещение о ДТП попадет к страховщику, рассказывает Маршев. Вот характерный пример работы одной из французских компаний. В течение получаса после того, как клиент сообщил своему страховщику об аварии, с пострадавшим связывается представитель компании и договаривается, где и когда можно забрать битый автомобиль для ремонта. В это время страховщик направляет информацию о машине клиента в специализированную сервисную компанию, которая организует подбор ближайшей авторемонтной мастерской. На время ремонта клиент получает от автосервиса бесплатную машину - мастерской такая система выгодна, ведь она получает гарантированный поток заказов. Передав данные о клиенте в мастерскую, сервисная компания направляет на место ДТП независимого эксперта-оценщика для осмотра и оценки повреждений. После ремонта сверяет счет из автосервиса с отчетом оценщика и направляет результат в страховую компанию для оплаты. Все происходит без малейшего участия клиента, подчеркивает гендиректор "Прямого страхования".

Как возмещают ущерб от ДТП

Вторая составляющая нововведений, о которых говорят российские чиновники, - прямое возмещение вреда по договорам ОСАГО. Главное и неоспоримое преимущество этой схемы перед действующей системой возмещения ущерба по ОСАГО в России состоит в том, что выплату пострадавший получает от своей компании, а не от страховщика виновника ДТП, как сейчас. Остальные плюсы также очевидны: сократятся сроки урегулирования страховых случаев по ОСАГО, судебных разбирательств, связанных с автогражданкой, станет меньше, снизятся расходы страховщиков на ведение дела.
В Евросоюзе эта схема действует следующим образом. Компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование. Страховщик виновника обязуется принимать результаты урегулирования, произведенные страховщиком потерпевшего, в случае если последним были соблюдены единые для всех участников системы стандарты урегулирования страхового случая. Эта система действует во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах. В наиболее развитом и полном виде прямое урегулирование действует во Франции с 1968 г. - на отработку системы французам понадобилось около 10 лет. Важными условиями перехода на эту систему являются единая методика оценки ущерба при проведении техэкспертизы, стандарты электронного документооборота, базы данных ДТП, клиринговый центр для расчетов между страховщиками и проч.
Интересно, как французские страховые компании рассчитываются между собой по встречным требованиям, рассказывает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. Они не предъявляют друг другу каждое выплатное дело, а используют среднюю по всем компаниям расчетную величину ущерба за отчетный период, которая регулярно пересматривается. Так, в 2005 г. (по итогам 2004 г.) эта сумма составляла 1204 евро. Для ускорения платежей французские страховщики ОСАГО создали единый расчетный центр. А ущерб клиенту, если его сумма не превышает 6500 евро, выплачивается по упрощенной процедуре.
В Бельгии главная трудность при переходе на систему прямого возмещения была связана с большими затратами на обработку документации, но с появлением компьютеров и баз данных эти расходы удалось снизить до минимума, уверяет Фраля. Единой базы по всем авариям ни во Франции, ни в Бельгии нет, но в Бельгии в общую базу заносятся данные по ДТП, компенсация по которым выплачивается за счет прямого возмещения. В обеих странах существуют единые стандарты технической экспертизы автомобилей, попавших в аварию. Во Франции вся эта информация и список оценщиков приведены на сайте министерства транспорта, а в Бельгии для подсчета ущерба используется база данных Informex, в которой указаны цены всех автомобилей и запчастей, а также время ремонта.
Прямое возмещение и упрощенное урегулирование могут дополнять друг друга, а могут существовать отдельно. Например, в Германии система прямого возмещения не прижилась. В этой стране сильна судебная система, и у граждан есть возможность через суд взыскать с виновника ДТП и его страховой компании серьезную компенсацию за причинение морального вреда, возмещение судебных издержек и проч.

Российский путь

Что же предлагает отечественным автомобилистам российский Минфин? Чиновники выступают за одновременное - с 1 января 2008 г. - введение процедур прямого возмещения вреда и упрощенного урегулирования ДТП. При этом главные условия, при которых на место аварии можно не вызывать ГИБДД, - участие в ДТП не более двух транспортных средств, причинение только материального ущерба и сама сумма ущерба не более 20 000 руб., говорится в материалах Минфина.
Но отечественные страховщики, поддерживая инициативы Минфина в целом, не согласны со сроками введения обоих новшеств, опасаясь всплеска мошенничества. Сейчас нет единой методики оценки ущерба, нет типовых схем для определения виновности участников ДТП на месте без ГИБДД, не решены вопросы налогообложения при прямом урегулировании, нет баз данных ДТП, не создан клиринговый центр, не определены механизмы финансовых гарантий страховщиков, отмечает Батуркин из РСА - и это далеко не все проблемы, без решения которых о введении новой процедуры не может быть и речи. ГИБДД также выступает за прямое возмещение и упрощенное урегулирование, но при решении всех законодательных и иных вопросов, говорит начальник управления правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества ДОБДД МВД Владимир Кузин.
Ожидается, что соответствующие поправки в закон об ОСАГО должны быть внесены в Госдуму в октябре-ноябре и рассмотрены в первом чтении до конца года.
Страховщики предлагают перенести сроки вступления новшеств в силу, а также развести во времени прямое возмещение и упрощенное урегулирование. Первое предлагается вводить с 1 июля 2008 г., а второе - через год, говорит Батуркин. По его словам, вопрос прямого урегулирования может быть решен в первую очередь. "Что касается упрощенного оформления ДТП, то этот вопрос требует согласования с Минфином и ГИБДД. Поэтому РСА ведет переговоры с Минфином о переносе этого вопроса на более позднее время", - цитирует "Росбалт" Ирину Осокину, директора по международным и государственным программам развития и технического содействия РСА.

Что такое "европротокол"

Упрощенный порядок оформления ДТП действует в большинстве европейских стран. Его главными условиями и отличительными особенностями являются: выезд полиции исключительно на ДТП, повлекшие вред жизни или здоровью, и оформление участниками аварии на месте единого извещения о ДТП (оно и получило название "европротокол"), при этом свой экземпляр каждый водитель направляет в собственную cтраховую компанию. А затем страховщики самостоятельно определяют виновность каждого из участников ДТП на основании информации, содержащейся в извещении, свидетельских показаний и типовых схем ДТП.

 

Как избежать подстав на дорогах? Советы профессионала

 

На дороге правонарушителей ничуть не меньше, чем воров-домушников или преступников других «специальностей». До сих пор довольно часто встречаются случаи подставных аварий, когда водителю приходится платить огромные деньги за ремонт чужого автомобиля. А требуют обычно не малую сумму. Как избежать подобных ситуаций нам рассказал Ст. инспектор ОР ОГИБДД САО г. Москвы, капитан милиции Сергей Букуев.

Как избежать подставы на дороге?

Во-первых, соблюдать правила дорожного движения. Скажу по пунктам: не нарушать правила перестроения и маневрирования, заблаговременно подавать сигналы указателем поворотов, соблюдать требования дорожной разметки и знаков и обязательно учитывать из какого ряда совершать поворот: по правилам совершается поворот из крайнего положения в соответствующем ряду. Соответственно, не надо поворачивать направо из левого ряда, налево – из правого ряда, потому что в этот момент влезет машина подставщиков и все будет абсолютно правильно. Доказать что-либо потом будет очень сложно.

Какие маневры могут совершать подставщики на дороге?

Есть так называемые «беспредельщики», которые подъезжают, бьют машину в соседнем ряду или допускают небольшое соприкосновение, далее перестраиваются в свой ряд, какое-то время движутся рядом с машиной, показывают водителю, что надо остановиться и говорят, что он их при перестроении задел – это часто практикуется на МКАДе. А более грамотные подставщики пользуются ошибками водителей.

Существуют целые группы этих самых подставщиков?

Не могу сказать, что есть организованные группировки, специализирующиеся исключительно на «подставных» ДТП, но экипаж подставной машины состоит обычно из 3-х – 4-х человек. Как правило это достаточно подготовленный водитель, «разводящий», который общается с потерпевшим и группа физ. поддержки, на случай если пострадавший поведет себя агрессивно.

Как можно распознать подставу?

Обращать внимание на машины, которые следуют рядом и стараются постоянно находиться в «мертвой зоне» панорамных зеркал. Если машина едет явно близко, постоянно движется с такой же скоростью в мертвой зоне зеркала, оптимальный вариант – сбросить скорость, пропустить ее немножко вперед и посмотреть на поведение водителя, либо перестоится в другой ряд. Ни в коем случае не перестраиваться резко, если сзади моргают дальним светом фар, очень многие паникуют, не глядя по сторонам, тут же начинают перестраиваться в соседний ряд, где уже стоит машина подставщиков. Также надо обращать внимание на следующие рядом с вами машины, которые имеют механические повреждения крыла, капота, осветительных приборов и детали, которые не влияют существенно на безопасность дорожного движения, на скорость движения, но стоят при этом больших денег. Даже если это не профессиональная «бригада» подставщиков, водитель может воспользоваться ситуацией и отремонтировать свою машину за ваш счет. Для этого ему просто надо дождаться момента, когда вы начнете совершать маневр, не убедившись в его безопасности.

А если водитель уже попал в такую ситуацию?

Необходимо сообщить по телефону 02, записать данные машины второго участника ДТП. По возможности если есть фотоаппарат зафиксировать положение машин и механические повреждения. Если недалеко едет патрульная машина – попробуйте ее остановить, как-то привлечь к себе внимание сотрудников. Если начинают угрожать, давить, можно сымитировать согласие, постараться вызвать милицию, и тянуть время до приезда органов правопорядка. Можно сказать, мол, да, я позвонил, сейчас приедут, привезут деньги и тому подобное. Ни в коем случае не звонить с телефонов подставщиков – скорее всего, с вами будут разговаривать подставные сотрудники страховых компаний, которые скажут, что все нормально, езжайте, пишите расписку, вопрос улажен. Также на телефоне остается номер, по которому вы звонили, а своих координат оставлять им нельзя. И не надо паниковать, собирать деньги. Спокойно дождитесь сотрудников милиции, особенно если на машине подставщиков нет номерных знаков – это часто практикуется. Если водитель начинает упираться, показывает, что готов дать отпор, делать акцент на том, что денег нет и решить все можно только через ГАИ, преступники садятся в машину и уезжают.

 

Сетевое страхование в Украине

Если рабочий день расписан по минутам и заканчивается отнюдь не в 18 часов, интернет может стать настоящей палочкой-выручалочкой.

Через всемирную паутину сегодня можно найти и купить бытовую технику, выбрать условия банковского депозита и потребительского кредитования. Декларируются такие возможности и на страховом рынке. Однако не все так просто. Прошлой осенью корреспондент «i» попытался воспользоваться виртуальным сервисом, заказав через интернет медицинское страхование и страхование квартиры. Заказ был сделан в двух СК — в предварительных заявках мы указали вид и условия страхования, краткую информацию о себе и контактный телефон. Но ни одна СК до сих пор не удосужилась связаться с заказчиком полиса.

Причины такого невнимания к онлайн-клиенту объяснили сами страховщики. Во-первых, на развитие интернет-продаж страховых продуктов накладывает некоторые ограничения украинское законодательство. «Несмотря на то что некоторые отечественные компании заявляют, что на их сайтах работают онлайн-магазины, вести речь о полноценной продаже страховых продуктов через интернет сегодня невозможно. Дело в том, что согласно законодательству, в договоре страхования необходимы наличие подписи клиента и страховщика. Кроме того, в Украине целый ряд видов страхования предполагает наличие заполненного и подписанного клиентом заявления на страхование. А при страховании дорогостоящего имущества или авто представитель СК обязан убедиться в том, что это имущество соответствует описанному клиентом состоянию», — разъясняет ведущий специалист управления рекламы, маркетинга и PR СК «Кредо-Классик» Юрий Лукошкин.

Во-вторых, по мнению страховщиков, потенциальные потребители их продуктов пока редко используют возможность заказа страховки через интернет: «Покупка таким способом электронной техники, книг, мебели, бытовой техники — уже реалии. Но потребитель должен понимать ценность того, что он приобретает, именно поэтому перед покупкой чего-либо в интернет-магазине он обходит пару-тройку обычных магазинов, чтобы увидеть товар. Как пощупать страховку? Ценность страхового полиса может понять только тот потребитель, который сам получил страховую выплату (среди наших граждан таковых, увы, мало, да и те часто имеют негативный опыт. — Ред.)», — считает председатель правления СК «Солидарность» Тимур Шакиров.

Конечно, при появлении спроса все эти преграды можно обойти. Но пока, считает господин Шакиров, основные посетители сайта СК — работники конкурирующей страховой компании, собирающие статистические данные, анализирующие правила страхования, форму договора и списки клиентов. «Реальный клиент может забрести на сайт, но это скорее исключение, чем правило. Для привлечения клиента на сайт нужно много работать. А это — вложение немалых денег и пока, по мнению большинства компаний, неоправданное», — резюмирует господин Шакиров.

Несколько лет назад — после вступления в силу закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев — на сайтах многих СК появились предложения рассчитать стоимость полиса по ГО. Потом возможности были расширены: сегодня на сайтах СК, как правило, предлагается рассчитать стоимость услуги практически по всем наиболее популярным видам страхования — обязательному страхованию ГО, КАСКО, страхованию имущества, от несчастного случая, выезжающих за рубеж. «Могу сказать, что 20% постоянных клиентов обратились к нам после посещения сайта», — заверяет Юлия Мовчан, заместитель председателя правления по маркетингу СК «Добробут».

Успешный выход в интернет подтолкнул некоторых страховщиков сделать следующий шаг и открыть на сайтах интернет-магазины, в которых предлагается заказать (купить) полисы по обязательному ГО, КАСКО, страхованию от несчастного случая, туристическому, медицинскому и имущественному страхованию. «Сейчас в укрнете доминируют два типа продаж страховых продуктов — заказ и оплата страховки с дальнейшей доставкой и только заказ на доставку с расчетом «на месте», — говорит Орест Вачков, начальник отдела PR СК «Универсальная», которой удалось через интернет заключить договора страхования на несколько десятков тысяч гривен. По мнению господина Вачкова, отечественные СК даже на четверть не используют потенциальных возможностей ни одного из названных способов интернет-продаж. Вместе с тем страховщики не оставляют надежды, что интернет как канал продаж страховых продуктов со временем заработает. «Украинский потребитель уже активно заказывает и покупает товары ежедневного потребления в интернет-магазинах, платит за услуги связи, коммунальные услуги и т.п. Не исключено, что в скором времени и услуга покупки страхового полиса через интернет станет актуальной», — отмечает пресс-секретарь СК «ПРОСТО-страхование» Иванна Сойко. Ее коллега — господин Вачков прогнозирует существенный прирост интернет-продаж в ближайшие два-три года.



 

 

С Уважением,
Мельников Константин (Bormaley)
bormaley@finans.net.ua

 


  

Сайт предназначен для облегчения жизни тем, кто хочет разобраться в бурном финансовом мире.
На сайте полезная и интересная информация, которая поможет Вам максимально быстро сориентироваться в финансовом мире.

http://finans.net.ua/


В избранное