Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электронный журнал "Спамтест". Все о борьбе со спамом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ашманов и ПартнерыSubscribe.ru
Электронный журнал "Спамтест" No. 56

в этом номере:


Новости

Ущерб от спама растет

21.06.2004

За последние десять месяцев, несмотря на применение спам-фильтров и принятие законодательных актов, ущерб от спама в крупных компаниях вырос в 2,23 раза и составил $1934 в год на одного сотрудника. Таковы результаты исследования компании Nucleus.

Десять месяцев назад Nucleus опросила сотрудников 82-х крупнейших мировых компаний из списка Fortune 500. Как выяснилоcь в результате опроса, в то время они получали в среднем 13 спамовых писем ежедневно и тратили на их чтение и удаление 1,4% своего рабочего времени. При средней ставке оплаты труда в $30/час ущерб от спама составлял $874 в год на каждого работника (без учета затрат на уничтожение вирусов, лишний трафик, расход вычислительных и других ресурсов).

Повторный опрос показал, что в мае 2004 года сотрудники тех же компаний ежедневно получали в среднем уже 29 спамовых писем и тратили на них 3,1% рабочего времени. За десять месяцев, несмотря на применение антиспамовых фильтров и принятие законодательных актов, ущерб от спама вырос в 2,23 раза и составил $1934 в год на одного сотрудника. При этом сами компании, как правило, оценивали ущерб от спама в среднем в $220 в год на одного сотрудника, т.е. приблизительно в 10 раз занижая цифру, полученную в исследованиях Nucleus.

Согласно полученным Nucleus результатам, эффективность корпоративных фильтров спама, несмотря на все усилия разработчиков, снижается. Год назад они уничтожали 26% спама, в мае - только 20%. Однако даже эта цифра дает на практике экономию довольно существенных средств, и спам-фильтры вполне себя окупают. Каждое уничтоженное письмо со спамом является экономией трудовых, вычислительных, коммуникационных и прочих ресурсов.

Эксперты из Nucleus настоятельно рекомендуют для абсолютного большинства компаний покупку и применение спам-фильтров. А чтобы добиться максимально эффективной защиты от спама, необходимо их тщательное конфигурирование.

Источник: Вебпланета

Большая шестерка разработала ряд практических антиспамовых рекомендаций

23.06.2004

ASTA, Антиспамовый технический альянс (Anti-Spam Technical Alliance), опубликовал документ, который содержит ряд инициатив и рекомендаций, направленных на уменьшение количества спама в почтовом трафике. В Альянс входят такие крупнейшие компании как AOL, BT, Comcast, EarthLink, Microsoft и Yahoo!.

Документ содержит ряд практических рекомендаций, адресованных как интернет-провайдерам и почтовым сервисам, так и пользователям Интернета. ASTA не считатет, что предлагаемые Альянсом меры приведут к окончательному решению проблемы спама, однако полагает, что их использование в широких масштабах позволит значительно улучшить ситуацию.

ASTA прежде всего призывает провайдеров взять на себя ответственность за решение проблемы спама. Дело не только в том, что спам обходится им в 500 миллионов долларов ежегодно (в эту сумму включены и издержки на судебные тяжбы со спамерами). В противном случае, по мнению входящих в Альянс компаний, эта проблема просто не может быть решена. Активное участие провайдеров в борьбе со спамом предполагает обеспечение безопасности сетей, использование новых технологий и стандартов для защиты от спама, а также изоляцию "зомбированных" пользовательских компьютеров, блокирование открытых релеев и прокси-серверов.

В документе подчеркивается, что наряду с обеспечением защиты от входящего спама, провайдеры должны также быть уверены в том, что машины их пользователей без ведома последних не используются спамерами. "Зомбированные" машины должны быть отключены до тех пор, пока не будут очищены от "троянцев".

По информации AOL с "зомбированных" машин в настоящее время рассылается 89% спама. По оценкам Microsoft, доля спама, рассылаемого с зараженных компьютеров пользователей, составляет 40%.

ASTA считает необходимым также фильтровать исходящую почту и предлагает ограничить количество отсылаемых с одной машины сообщений - не более 500 в день или 100 в час, - "чтобы быть уверенными в том, что она не рассылает спам". Подозрительные машины должны быть сразу заблокированы.

В число рекомендуемых мер входит также обучение пользователей методам защиты от спама и обеспечение их необходимыми программами. Ряд рекомендаций по защите от спама предлагается и пользователям.

Кроме того, большое значение компании, входящие в ASTA, придают разработке и внедрению системы идентификации отправителя.

Документ содержит также рекомендации, касающиеся правильной организации легитимных массовых рассылок.

Полный текст документа опубликован здесь.

Источник: Reuters

Мосгордума начинает борьбу со спамом

23.06.2004

23 июня депутаты Московской городской Думы приняли в первом чтении проект постановления "О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия массовой рассылке сообщений электросвязи рекламного характера". Текст см. здесь.

Столичные парламентарии предлагают запретить рекламодателями использовать электронные сети для массовой рассылки рекламы, за исключением тех случаев, когда на эту рассылку дал предварительное согласие сам адресат или осуществляется рассылка лицам, связанным договорными отношениями с отправителем. При этом рекламодатель обязан прекратить рассылку, если получатель этого потребует.

Согласно документу, массовой признается рассылка рекламы более чем в 2500 адресов в течение 24 часов или более чем в 25000 адресов в течение 30 дней или более чем в 250000 адресов в течение одного года.

Использование сети связи общего пользования для массовой рекламной рассылки влечет наложение штрафа, размеры которого для юридических лиц составят от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ, а для физических лиц - от 10 до 15 МРОТ.

Серьезные штрафы предусмотрены и для спамеров - непосредственных исполнителей массовых рассылок "с использованием средств и программ, затрудняющих идентификацию лица и используемой таким лицом ЭВМ, вводящих адресатов в заблуждение относительно характера сообщения или его отправителя а равно с обходом средств защиты сетей связи". Группа лиц, осуществляющая спамерскую рассылку "по предварительному сговору", может попасть на исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо схлопотать арест на срок от трех до шести месяцев.

Уголовную ответственность предлагается применять и в тех случаях, когда отправители сообщений будут пытаться распространять информацию, которая носит нецензурный или порнографический характер, а также содержит вирусы.

По информации РИА "Новости", депутат Степан Орлов, один из авторов проекта, пояснил журналистам, что любой гражданин вправе пожаловаться в органы Главсвязьнадзора на незаконное распространение рекламы, после чего будет проведена проверка лиц, нарушивших законодательство.

Проект законодательной инициативы принят в первом чтении единогласно. Работа над поправками продлится до 28 июня.

Источник: РИА "Новости"

Спам стоит британским компаниям 6,7 млн. фунтов в год

23.06.2004

Убытки от спама для британских компаний составляют 6,7 млн. фунтов. Затраты на защиту от вирусов - 3,3 млн. фунтов. Таковы результаты исследования Yahoo!.

В целом, спам и вирусы "съедают" в год 10 млн. фунтов. Это эквивалентно потерям в ситуации, когда все компьютеры компаний девять рабочих дней в году "болеют" и простаивают - три дня борются с вирусами и шесть дней - со спамом. При этом, как отмечает BBC, средний сотрудник болеет в два раза меньше.

Особенно страдает от спама и вирусов малый бизнес, где компьютеры зачастую не обеспечены адекватной защитой.

Хотя новые антиспамовые законы в Британии сократили число несанкционированной рекламы британского происхождения, ящики корпоративных пользователей забиты спамом из США и других стран.

По данным Yahoo, 50% из 2,5 тыс. респондентов, опрошенных в ходе исследования, обращались к своим провайдерам с просьбой принять какие-то меры для уменьшения потока получаемой ими несанкционированной рекламы. Однако реакция большинства провайдеров на подобные просьбы позволяет Мартино Корбелли (Martino Corbelli), сотруднику компании SurfControl, занимающейся фильтрацией электронной почты, говорить о том, что провайдеры и почтовые сервисы не выполняют своих обязательств перед клиентами, не прислушиваются к их жалобам и безразличны к проблеме спама. При этом Корбелли полагает, что если бы интернет-провайдеры активно использовали технологии защиты от спама, его объем мог бы сократиться на 90%.

Исследования выявили также, что 22% респондентов отвечали на спамерские письма, а это - верный способ открыть шлюзы для потока спама.

По данным Yahoo каждый день в мире отсылается около 14,5 млн. спамерских писем.

Источник: BBC

Хочешь получать больше спама - потребуй у спамера прекратить рассылку

24.06.2004

Канадская компания Vircom исследовала, как влияют на объем спама, получаемого незащищенными пользователями, различные ответы на спамерские послания - от клика на ссылку в спамерском письме до агрессивного послания спамерам.

В течение полугода Vircom, которая занимается разработкой систем безопасности электронной почты, проводила мониторинг тысяч почтовых ящиков. То, что позитивный ответ на спамерское письмо является верным способом "засветить" адрес и подвергнуться дальнейшим атакам спамеров - общеизвестно. Исследователей из Vircom поразил тот факт, что агрессивные отповеди спамерам приводят к аналогичному результату. После того, как пользователь отсылает спамеру требование прекратить рассылку, объем спама в его почтовом ящике возрастает на 300%!

Vircom дает несколько простых рекомендаций, выполняя которые можно уйти из-под прицела спамеров:

  • никогда не отвечать на спам;
  • никогда не пытаться отказаться от спамерских рассылок;
  • никогда не выходить на сайты по ссылкам в спамерских письмах (в этом случае существует еще и опасность получить дополнительные "подарки" - например, вирус);
  • использовать разные почтовые адреса для деловой переписки и получения рассылок, новостей и т.п.;
  • давать свой почтовый адрес только надежным корреспондентам;
  • никогда ничего не покупать у спамеров или их заказчиков;
  • использовать антиспамовые фильтры.

Источник: MARKET WIRE

Сотрудник AOL продал 92 млн. адресов клиентов компании

24.06.2004

Правоохранительные органы США объявили об аресте сотрудника крупнейшего американского провайдера America Online. 24-летний Джейсон Сматерс (Jason Smathers) обвиняется в хищении и продаже 92 млн. электронных адресов клиентов компании. В результате абоненты AOL получили миллионы рекламных писем.

Арестован также покупатель украденных адресов - 21-летний маркетолог из Лас-Вегаса Шон Данавэй (Sean Dunaway).

Будучи одним из инженеров AOL, Сматерс в апреле и мае 2003 года, воспользовавшись чужим паролем, украл конфиденциальную информацию - 92 млн. электронных адресов, а также почтовые адреса, телефонные номера и данные о типах кредитных карточек 30 млн. клиентов AOL.

Как выяснилось в ходе расследования, Сматерс продал список Данавэю, который использовал электронные адреса клиентов AOL при рассылках рекламы собственного интерактивного казино. Кроме того, Данавэй перепродал адреса другим спамерам за 52000 долларов. Сколько получил Сматерс, пока не известно. Однако за обновленную версию списка в марте 2004 года Данавэй заплатил ему 100000 долларов, а перепродал информацию за 32000.

Весной 2004 года в ходе расследования один из покупателей Данавэя указал на источник информации. Когда AOL выявила факт хищения, и стало ясно, кто является основным подозреваемым, Сматерса уволили.

В результате использования спамерами электронных адресов клиентов AOL, они получили миллионы несанкционированных рекламных писем.

Если вина обвиняемых будет доказана, им грозит лишение свободы на срок до пяти лет и штраф до 250 тысяч долларов.

Представители AOL заявили, что компания сожалеет о случившемся. Компания начала тщательную проверку по результатам официального расследования и намерена усилить систему внутренней безопасности.

Источник: Reuters

На рассмотрение Госдумы РФ внесен законопроект о борьбе со спамом

24.06.2004

Депутат Госдумы РФ Владимир Мединский, руководитель исполкома московской организации партии "Единая Россия", заявил о том, что внес в нижнюю палату парламента законопроект, ориентированный на борьбу с массовыми рекламными рассылками (спамом), осуществляемыми по интернету, а также с использованием средств автодозвона на факсы, мобильные и стационарные телефоны. (Полный текст законопроекта см. ниже.)

Законопроект подготовлен рабочей группой, возглавляемой Владимиром Мединским. В состав группы входят: президент фонда социальных инициатив и исследований Rambler Иван Засурский, эксперт Национальной коалиции против спама Александр Страх, директор Центра институционально-правовых исследований института экономических стратегий Кирилл Всеволожский и начальник отдела информационных технологий исполкома МГРО партии "Единая Россия" Вадим Сенькин.

Инициаторы проекта предлагают внести изменения в Федеральный закон от 1995 года "О рекламе", в Кодекс РФ об административных правонарушениях от 2002 года и в Уголовный кодекс РФ от 1996 года.

Поправками предлагается установить административную и уголовную ответственность за распространение рекламы путем массовой рассылки сообщения по сети Интернет, на мобильные телефоны, факсы. В качестве меры наказания предлагаются значительные штрафы, а в серьезных случаях с участием организованных групп либо должностных лиц - исправительные работы на срок от одного года до двух лет.

К ответственности предполагается привлекать заказчиков несанкционированных рассылок, если будет доказана их вина, и непосредственных исполнителей. Деятельность операторов связи по предоставлению услуг связи и управлению сетью, в соответствии с документом, не может быть признана деятельностью по распространению рекламы.

Как сообщает IT-daily, по мнению экспертов рабочей группы, информацию об исполнителях будет несложно получить у заказчиков - "для этого существуют проверенные методы у компетентных органов". Заказчиков будут выявлять по информационной части письма, которая в большинстве случаев носит рекламный характер и указывает на заинтересованные организации. В случае отказа сотрудничать со следственными органами заказчики рискуют попасть в список соучастников преступления.

Инициаторы проекта надеются, что спам станет вне закона в России уже в этом году. "Мы подошли к завершающему этапу борьбы со спамом", - считает Иван Засурский, заместитель генерального директора интернет-холдинга Rambler.

Антиспамовые законы приняты уже в ряде стран, включая США, Австралию, Японию, Южную Корею и Великобританию. Специальная директива о борьбе со спамом была принята в ЕС. Однако объемы спама в мире неуклонно растут: согласно результатам исследований MessageLabs, в мае доля спама достигла рекордных 76%. Специалисты отмечают единение вирусных и спамерских технологий. По результатам исследований, проведенных компанией Sandvine, 80% спама рассылается с "зомбированных" машин. Торговля IP-адресами зараженных машин становится серьезным криминальным бизнесом, в том числе и в России.

В США антиспамовый закон "Can-Spam Act" начал действовать в январе 2004 года, при этом за период, прошедший со времени вступления в силу закона, объем спама вырос на 10%. Специалисты критикуют "Can-Spam Act" за половинчатость и неэффективность и утверждают, что он, скорее, создает легальные рамки для спама, чем искореняет его.

Европейское законодательство жестче американского: если в США адресат должен потребовать прекратить посылать ему спам, то в ЕС для рассылки рекламных объявлений необходимо сначала получить разрешение адресата. Тем не менее, опрос IT-специалистов на конференции InfoSecurity, которая проходила в Лондоне в апреле, показал, что 38% из них не верят в успех антиспамерской директивы, принятой Евросоюзом. 40% опрошенных считают, что эффективным может быть закон, который в принципе запретит рассылку коммерческих предложений в почтовые ящики частных лиц. Одна из причин столь скептического отношения к возможности победить спам юридическими методами состоит в том, что большая часть спама приходит в страны Евросоюза извне.

По информации компании Ашманов и Партнеры доля спама в почтовом трафике Рунета в настоящее время составляет 75-80%. Доля русскоязычного спама в общем потоке несанкционированных рекламных писем - 40-45%. Кроме того, по результатам исследований Commtouch, опубликованным в апреле, Россия занимает пятое место в мире по наличию спамерских сайтов (1,5%).

По данным Фонда социальных инициатив и исследований Rambler, в России спам приводит к потерям компаний от 50 до 200 долларов в год в расчете на одного офисного сотрудника. По итогам 2003 года ущерб от массовой рассылки в России составил 200 млн. долларов.

Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ, сообщил, что число пользователей Интернета в России ежегодно возрастает на 35-40% и составляет на сегодняшний день 14 млн. человек, а к 2010 году достигнет 50 млн.

Специалисты корпорации Microsoft, которая, пожалуй, является самым активным борцом со спамом на юридическом поле, считают, что проблему спама можно решить только комплексно, сочетая технологические и юридические методы.

Источник: "Ашманов и Партнеры"


Текст законопроекта о спаме

Вносится депутатом В. Р. Мединским
ПРОЕКТ

Российская Федерация
Федеральный Закон

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации

Статья 1.

Дополнить Федеральный закон "О рекламе" от 18 июля 1995 года Э 108-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, Э 30, ст. 2864) статьей 13.1 следующего содержания:

"Статья 13.1 Особенности рекламы в сети связи общего пользования.

1. Допускается распространение рекламы путем рассылки сообщений электросвязи (телефонной и факсимильной связи, мобильной радиосвязи, путем использования сетей общего пользования и т.д.) при соблюдении всех следующих условий:

  • рассылка не является массовой;
  • сообщение может быть идентифицировано потребителем как рекламное без ознакомления с самим сообщением (в частности, путем пометки "реклама" в разделе "Тема" или иным способом);
  • в сообщении указаны полное наименование, действительный почтовый и электронный адреса лица, в интересах которого осуществляется рассылка (рекламодателя), а также лица, фактически осуществляющего рассылку (отправителя);
  • потребителю предоставлена и в самом сообщении разъяснена возможность отказа от получения дальнейших сообщений.

Отправитель обязан незамедлительно прекратить рассылку в адрес лица, которое обратилось к отправителю либо рекламодателю с требованием о прекращении рассылки.

2. Массовой признается рассылка сообщений более чем в 1000 адресов в течение 24 часов, более чем в 10000 адресов в течение 30 дней или более чем в 100000 адресов в течение одного года.

3. Деятельность операторов связи по предоставлению услуг связи и управлению сетью связи не может быть признана деятельностью по распространению рекламы.

4. Распространение информации, в том числе коммерческих предложений, путем рассылки посредством сообщений электросвязи (включая факсимильные и иные сообщения) допускается с предварительного согласия адресатов. Сообщение признается направленным без предварительного согласия адресата, если иное не будет доказано заинтересованными лицами.

5. Не допускается использование сетей телефонной связи для распространения рекламы посредством систем выбора и (или) набора номера без участия оператора (автодозвона)."


Статья 2.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, Э 1, ст. 1; Э 18, ст. 1721; Э 30, ст. 3029; Э 44, ст. 4295) следующие дополнения:

1. Главу 13 дополнить статьей 13.25 следующего содержания:

"Статья 13.25. Массовая рассылка сообщений электросвязи.

Использование сети связи общего пользования для массовой и иной незаконной рассылки сообщений электросвязи рекламного и агитационного характера, а равно осуществление рассылки в адрес лиц, обратившихся с требованием о прекращении рассылки, влечет наложение административного штрафа в размере от трёхсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда."

2. Часть 2 статьи 23.1 после цифр "13.22," дополнить цифрой "13.25,".

3. Части 1 статьи 23.44 после цифр "13.18," дополнить цифрой "13.25".


Статья 3.

Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, Э 25, ст. 2954; 1998, Э 22, ст. 2332; Э 26, ст. 3012; 1999, Э 7, ст. 871, 873; Э 11, ст. 1255; Э 12, ст. 1407; Э 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, Э 11, ст. 1002; Э 13, ст. 1140; Э 26, ст. 2587; Э 33, ст. 3424; Э 47, ст. 4404, 4405; Э 53, ст. 5028; 2002, Э 10, ст. 966; Э 11, ст. 1021; Э 19, ст. 1793, 1795; Э 26, ст. 2518; Э 30, ст. 3020, 3029; Э 44, ст. 4298; 2003, Э 11, ст. 954; Э 15, ст. 1304; Э 27, ст. 270 8, 2712; Э 28, ст. 2880) статьей 274.1 следующего содержания:

"Статья 274.1 Массовая рассылка сообщений электросвязи.

1. Осуществление лицом, имеющим доступ к ЭВМ, массовой рассылки сообщений электросвязи, если такая рассылка осуществлена без предварительного согласия адресатов способом, затрудняющим идентификацию лица, осуществляющего рассылку, и используемой таким лицом ЭВМ, или вводящим адресатов в заблуждение относительно характера сообщения или его отправителя, а равно с обходом средств защиты сетей связи наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно должностным лицом - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет".

Источник: Вебпланета


Комментарий Ивана Засурского, заместителя генерального директора холдинга "Рамблер"

Этот вариант законопроекта выгодно отличается от прочих тем, что предусматривает четкий запрет на рекламу по факсу, в ICQ, SMS и запрещает весь автодозвон. Это очень хороший проект, который обязан своей формой Владимиру Мединскому. Легко оценить его вклад, сравнив этот законопроект с другим - законодательной инициативой Мосгордумы, рассмотренной там пока в первом чтении.

В разработке закона приняло участие около 10 юристов, каждый из которых внес свой вклад. За сведением текста и его окончательным вариантом следил Александр Страх. Идеология закона - Михаил Якушев. Моя роль проста - Себрант свидетель - я просто сделал Игры Знания с московской организацией "Единая Россия" и решился поговорить с ее руководителем, Мединским, которого мне еще ранее порекомендовала Анфиса Воронина из "Ведомостей" как сведущего в PR и современного специалиста. В качестве комплимента хотел бы сказать, что я встретил полное понимание с его стороны и впечатляющую скорость принятия решений.

Единая Россия оказалась самой восприимчивой к IT политической партией России, и самой профессиональной. Такие дела - и спасибо неведомым злодеям, показавшим "Единой России" зловещую силу спама. Это была чистая политическая договоренность, основанная на четком понимании ситуации.

Если стратегически смотреть на эту историю, то принятие проекта стало возможным благодаря спамерам и единой позиции индустрии, выраженной неоднократно - и подтвержденной на РИФе, и той разъяснительной работе, которую вело несколько групп параллельно, включая Национальную коалицию против спама и группу ЮНЕСКО (Альтовский), и АДЭ.

Законопроект будет разослан и в течение месяца будет получено заключение (приятно, что Михаил Якушев назначен руководителем юридического департамента Минсвязи).

Я не вижу в законе ничего, что могло бы создать проблему для легального бизнеса и надеюсь, что спамеры понимают, что их время заканчивается. Нужно быстро переходить в легальные сферы, пока милиция не пришла собирать дань - они ведь тоже все получают. Спам как бизнес перестанет существовать через три-пять месяцев, так что надо действовать быстро. Бизнес закрывается.

Надеюсь, что люди найдут возможность реализовать свои таланты лучшим образом и придумают, наконец, что-то оригинальное. Реально преимущества на рынке, однако, получат владельцы специализированных ресурсов с собственной аудитории, которые и станут в скором времени главными обладателями не только целевых групп, но и легальных рассылок.

Мы надеялись, что Мосгордума примет закон по Москве, однако выступив с законодательной инициативой, москвичи могут невольно способствовать тому, что рассмотрение закона затянется и вызовет дискуссии в парламенте. А может и нет - будет видно. Однако принципиально закон будет принят и, думаю, уже в этом году.

Это наша общая победа. Поздравляю!

Источник: Вебпланета


Комментарий Игоря Ашманова, генерального директора компании "Ашманов и Партнеры"

- Что Вы думаете о законопроекте: все ли там учтено, нет ли лишнего, может быть, какие-то принципиальные положения неточны?

- Проект получился неплохой. Серьезных родовых травм у него вроде бы нет, а как пойдет коррекция в ходе принятия - посмотрим. Законопроект готовили в юридической группе нашей Национальной коалиции против спама, так что мы его читали и корректировали еще до его появления в Госдуме.

Основная суть закона - указать, что рассылать рекламу без согласия получателя нельзя, а точнее, можно при сильных ограничениях: указание на рекламный характер сообщения, настоящие реквизиты рекламодателя и рекламораспространителя и ограничение на число писем в сутки.

Кроме того, довольно принципиально то, что делаются поправки именно в УК РФ (наряду с другими актами). Дело в том, что по гражданским делам оперативно-розыскная деятельность не ведется, а без нее спамера не поймаешь. Да и вчинить спамеру гражданский иск непросто - очень трудно доказать значительный ущерб от спама. А в уголовном деле этого не нужно, нужен сам факт преступления.

- Насколько такой закон изменит ситуацию со спамом?

- Пока сказать трудно. Принятие антиспамерских законов в США и Европе (довольно суровых) и даже первые процессы не привели пока к заметному снижению объемов спама. Однако объявление спама уголовным преступлением смещает эту деятельность в "серую" область. Теперь в западном спаме в основном рекламируется не малый бизнес, как пару лет назад (картриджи, залоги, туризм, прочее), а всякие интернет-шайки (лекарства без рецепта, нигерийские мошенники, Виагра, гормон роста, финансовые пирамиды, порно). Эти люди и так имеют трения с законом, скрываются, уклоняются от налогов. И уже начались судебные процессы над спамерами, потому что сотрудникам спецслужб нужно работать, получать новые звездочки на погоны.

Я думаю, что вместе с технической фильтрацией принятие законов даст заметное снижение объема спама в 2005-2006 годах.

- Есть ли возможность достоверно определять факт массовой рассылки?

- Не во всяком случае. Нужны технические улики и показания свидетелей. Опыт показывает, что если органы, проводящие ОРД, захотят, они находят того, кто послал письмо. У нас в Рамблере был случай, когда на почте поймали "киллера" - пользователя почты Рамблера, который объявил, что принимает заказы на убийства.

Пришли представители управления "К" с ордером на выемку почты от прокурора, все изучили, вычислили его и арестовали. В сети и на компьютерах обычно остается достаточно следов.

- А какова вероятность выхода на непосредственного исполнителя рассылки?

- Как я сказал выше, нужно расследование с изучением улик, адресов, путей получения денег и рассылки рекламы.

Исполнитель должен как-то получить от рекламодателя деньги, а также текст сообщения. В этой точке контакта он оставит следы, свидетелей. Не всегда, конечно. Умный спамер может сделать все аккуратно (телефон - одноразовая анонимная мобильная карточка, деньги - по Webmoney и т.п.). Но следы прячут и обычные преступники.

Источник: "Ашманов и Партнеры"


Спам - статистика за неделю 21-27 июня 2004 г.

Ашманов и Партнеры

Объем спама

Объем спама в почтовом трафике Рунета сохраняется на уровне 75 - 80%.

Популярные тематики

Скоро середина лета, и на западе начался сезон летних распродаж. В связи с этим растет покупательских спрос и "готовность" потратить деньги. Соответственно, активизируются и спамеры.

В англоязычных письмах растет количество спама тематики "Личные финансы" (точнее - предложений займов под недвижимость с начислением минимальных процентов) и предложений купить софт дешево (тематика "Компьютеры и Интернет"). По обещаниям спамеров экономия при покупке программ составит нескольких тысяч долларов.

Во второй половине недели, с четверга по воскресенье, был отмечен резкий рост "вирусовых" сообщений, т.е. сообщений, рассылаемых по спамерским технологиям и содержащим во вложении вирус. Несмотря на то, что разработчики антивирусного ПО предупредили интернет-общественность только об усилении вирусной активности, а не об эпидемии, объем подобных писем вырос почти в два раза.

С воскресенья количество сообщений с вирусами постепенно пошло на убыль.

No Тематика Описание %% от общего объема Изменение за неделю
1 Для взрослых Средства для повышения потенции (виагра и пр.), а также для улучшения физических возможностей при занятих сексом 15% -4%
2 Компьютеры и Интернет Предложения приобрести ПО, компьютерную технику, расходные материалы; также предложения для владельцев сайтов (хостинг, обмен баннерами и т.п.) 12% +3%
3 Образование Реклама семинаров, тренингов, курсов 10% -1%
4 Личные финансы Предложения по страхованию, уменьшению кредитной задолженности, выгодным условиям займов и т.п. В подавляющем большинстве англоязычные письма. 9% +2%
5 "Здоровый образ жизни" и "Медикаменты" Предложения сбросить лишний вес, улучшить состояние кожи, волос; приобрести правильную осанку, купить биологические добавки и т.п. Предложения приобрести лекарства в online 7% без изменений
6 Услуги по электронной рекламе Предложения организовать спамерскую рассылку, программы для рассылок, базы электронных адресов и т.п. 7% +3%
7 Отдых и путешествия Предложения туристических поездок, а также организации и проведения различных развлекательных мероприятий. 3% -2%

Самый назойливый спам (по частоте повторяющихся рассылок и количеству разосланных экземпляров)

"re [15]"

Это спамерское сообщение заслуживает отдельного упоминания не только за свою назойливость, но и за лаконичность.

Тема письма: "re [15]"
E-Mail рассылки от профессионалов.

Подробнее >>

Самое пленительное предложение

Письмо, адресованное, по-видимому, любителям автографов типа "здесь был Вася", содержит предложение заложить "именной камень на мостовой Старого Арбата", который на протяжении многих лет "будут видеть миллионы глаз" (добавим - и топтать такое же количество ног). Письмо содержит также пугающее обещание устроить при закладке камня "праздник любой степени сложности".

Полный текст этого письма, а также сообщение о достоинствах таинственного прибора "массажер-джакузи" и образец самого нечитаемого письма вы найдете на сайте Спамтест.




Написать письмо

Прислать статью редактору

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов материалов.
Редакция оставляет за собой право не публиковать присланную статью без объяснения причин.
Присланные статьи не рецензируются.

(C) ЗАО "Ашманов и Партнеры", 2003-2004


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное