Интернет-магазин Центра нормативно-технической документации "Техэксперт"!
| Кодексы РФ| Правовой журнал "Kodeks-Info" | Бюллетень "Загляни в Кодекс"Тексты этих и других документов можно получить на Информационно-правовом сервере 'Кодекс' (www.kodeks.ru)
Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности подготовил предложения о развитии отечественного рынка смазочных материалов Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности подготовил предложения о развитии отечественного рынка смазочных материалов
Состоялось совещание Комитета РСПП
по энергетической политике, посвященное изменениям в
нормативно-правовых актах с целью развития отечественного рынка
смазочных материалов.
По материалам РСПП
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что новый заместитель министра экономического развития будет курировать вопросы оценки выпускаемых актов ведомств с точки зрения их воздействия на экономику и бизнесОна отметила, что необходимость введения должности восьмого заместителя объясняется появлением ряда новых функций и возросшей нагрузкой на министерство. Минэкономразвития теперь будет заниматься оценкой регулирующего воздействия принимаемых другими ведомствами актов с тем, чтобы не возникали дополнительные административные барьеры для экономики и дополнительные издержки для бизнеса. Кроме того, напомнила министр, дано поручение о формировании национального бюро аккредитации в сфере техрегулирования. Набиуллина также сообщила, что кандидатуру нового заместителя она представит в правительство на следующей неделе. Министр не исключила, что это будет «кандидат из министерства».
Источник: РИА Новости
Интервью с заместителем Председателя Государственной Думы Интервью с заместителем Председателя Государственной Думы
Юрий Николаевич, в конце минувшего года сфера технического регулирования подверглась серьёзной корректировке. В базовый Закон «О техническом регулировании» были внесены поправки, которые, по сути дела, предполагают отказ от изобретения «деревянного велосипеда» - разработки национальных технических регламентов и переход на зарубежные технические нормы. Тогда многие представители бизнес-сообщества восприняли эти перемены как закат реформы. Что сегодня происходит в этой сфере? - Категорически не согласен с выводом, будто реформа технического регулирования, над которой мы реально работали около пяти лет, «закатилась» за горизонт. Благодаря вниманию к этой проблеме со стороны Президента Дмитрия Медведева и Председателя Правительства Владимира Путина она получила новый импульс. В частности, в соответствии с поручениями Президента, подготовленными по результатам заседаний Комиссии по модернизации в Архангельске и Липецке, Государственная Дума приняла поправки в Закон «О техническом регулировании». Главная их суть - возможность прямого применения международных технических регламентов и стандартов в российской экономике. Подобное нововведение задумано для того, чтобы продукция отечественной промышленности стала более конкурентоспособной на международных рынках. Предприятиям дается альтернатива: хочешь - применяй национальные стандарты, а если уровень производства позволяет - переходи на стандарты международные. Сейчас обсуждается целый ряд дополнительных изменений, которые необходимо внести в закон, исходя из практической работы в новых условиях. Эти поправки затрагивают прежде всего проблемы аккредитации тех организаций, которые дают зелёный свет поступающей на наш рынок продукции. Они предусматривают создание единого национального органа по аккредитации в России. Сейчас у нас действуют 16 обязательных систем сертификации. 6 федеральных органов исполнительной власти де-факто имеют полномочия и функции по аккредитации - выдают право коммерческим и иным организациям сертифицировать продукцию. Подобная практика слишком запутывает всю систему контроля и зачастую оставляет лазейки для мошенников. В то же время в Казахстане и Белоруссии, с которыми мы заключили Таможенный союз, созданы единые национальные органы по аккредитации. Конечно же, в этом направлении мы будем «поспешать не торопясь», чтобы не наломать дров. Нужно обязательно оставить переходный период для передачи всех полномочий новому единому федеральному органу аккредитации, а также использовать накопленный опыт и знания государственных органов, экспертов и экспертных организаций в данной области. Следующие поправки касаются непосредственно задачи модернизации российской экономики. Устаревшая нормативная база для выпуска продукции не стимулирует инновации. Нужен механизм, который заставлял бы предпринимателя избавляться от неэффективных технологий, энергозатратной продукции и позволял бы в короткие сроки выводить на рынок высокотехнологичную, инновационную продукцию. Этим вопросом мы занимаемся. Скорее всего будет создана экспертная комиссия, которая сможет вводить особый порядок для сертификации подобной продукции. - А как крупный бизнес относится к этому «принуждению» со стороны властей к инновациям, энергосбережению и технологическому обновлению? - Технические регламенты, и в особенности стандарты, могут и должны стать важнейшим элементом инфраструктуры инноваций в России. По сути, все открытые для общества знания, которые могут быть использованы для организации инновационных производств, в развитых странах получают своё отражение в стандартах. Это - требования к продукции, к технологическим процессам, к этапам создания и реализации инновационного продукта, вопросы организации производства и менеджмента инновационной продукции. Закрытая технологическая информация производителей обычно получает патентную защиту. Таким образом, создание понятных и прозрачных правил игры для бизнеса, введение ограничений и даже запретов для устаревшей продукции, как и стимулирование (а порой и принуждение) к внедрению новых технологий, может открыть шлюзы для технологического обновления производств. Для успеха этой деятельности в России, помимо участия государственных органов, должна формироваться заинтересованность бизнеса в стандартизации. К сожалению, сейчас около 90 процентов средств, выделяемых на стандартизацию, - это средства федерального бюджета. И лишь десятая часть - средства бизнеса. За рубежом данная пропорция обратная. Мы готовы помочь участию бизнес-сообщества в деятельности по стандартизации на законодательном уровне. В соответствии с поручением Президента РФ в настоящее время Минпромторгом подготовлены поправки в Налоговый кодекс об отнесении затрат на стандартизацию на расходы предприятия. Мы будем готовы их оперативно рассмотреть. Но, возвращаясь к главному вашему вопросу - о судьбе реформы, хотел бы подчеркнуть: по совокупности внимания к данной проблеме общество и бизнес получили чёткий сигнал о том, что она уже необратима. Сегодня при столь стремительном проникновении технологий и разнообразной продукции через государственные границы уже невозможно создать что-то наподобие удельного княжества с локальными техническими законами. Государственная Дума остаётся уникальной площадкой для выработки новых технических норм. В нашем портфеле сейчас содержатся проекты 21-го технического регламента. - С 1 января 2010 года начали действовать договорённости в рамках Таможенного союза - прообраза будущего «общего рынка» Белоруссии, Казахстана и России. Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что ключевым элементом интеграции должны стать единые нормы оценки товаров - наднациональные технические регламенты. Что сейчас делается в этом направлении? - Гармонизация систем технического регулирования, стандартизации в рамках тройственного союза - это ключ к равноправному существованию производителей Белоруссии, Казахстана и России и унификации основных параметров продукции. Невозможно, скажем, в Минске выпускать все детали для автомобилей с левой резьбой, тогда как в остальных странах существует правило правой резьбы. Основным документом здесь является Соглашение стран - участниц ЕвразЭС о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года. Сегодня уже невозможно создать что-то наподобие удельного княжества с локальными техническими законами. Введение ограничений и даже запретов для устаревшей продукции, как и стимулирование (а порой и принуждение) к внедрению новых технологий, может открыть шлюзы для технологического обновления производств. Однако на уровне Таможенного союза, не говоря уже о будущем едином экономическом пространстве, нам нужен новый документ - наднациональная система технического регулирования. Сейчас подобное соглашение проходит согласование, и можно ожидать, что оно станет основой для разработки технических регламентов всего ЕвразЭС. Прежде всего они будут регулировать порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке (экспертизе на соответствие требуемым нормам), на территорию Таможенного союза. Это означает, что «фокусы» с заменителями натуральных продуктов или поставкой некачественных, небезопасных товаров, как это мы наблюдали на Черкизовском рынке в Москве, уже не пройдут. Кроме того, будут созданы единый реестр аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), единый перечень продукции, подлежащей обязательной проверке с выдачей единых сертификатов и деклараций. База для этого у нас есть. Это фонд из 24 тысяч национальных стандартов Российской Федерации, включая 18 тысяч межгосударственных стандартов - ГОСТов, а также несколько десятков новых технических регламентов, уже принятых странами - членами союза. Очень важно, что эти документы готовятся с учётом возможности присоединения к Таможенному союзу других государств - членов ЕвразЭС. В этой связи хотелось бы обратить внимание на уникальный 30-летний опыт европейского интеграционного процесса в сфере технического регулирования. Там наднациональные директивы (техрегламенты) имеют прямое действие на территории стран - членов ЕС. Они обладают преимущественной силой в случаях противоречий с национальным техническим законодательством, и власти отдельных стран не могут их менять. - Рано или поздно Россия всё же присоединится к ВТО. Может быть, есть смысл не тратить силы и деньги, а пойти по пути прямого копирования системы западных стандартов? - Недавние поправки в Закон «О техническом регулировании» дают нам возможность прямого использования международных и иностранных стандартов. Но здесь не стоит уповать на лёгкий путь примитивного заимствования чужого. Россия - огромная страна со своей климатической, технологической и социально-экономической спецификой. В России находятся 7 климатических и географических и 19 почвенных зон. Например, удобрения, которые можно применять на полях штата Техас, не годятся для обводнённых, холодных и сырых грунтов Сибири. Есть отрасли, где исторически сложились особые нормы производства - сродни широкой колее на российских железных дорогах. В одночасье сломать имеющееся хозяйство путём запретов невозможно. В каждом случае мы должны быть осторожными и подходить к использованию зарубежного технического законодательства дифференцированно, с учётом российской специфики. Хотя ряд техрегламентов и стандартов после несложной адаптации будут применяться напрямую. Следует отметить, что этими поправками в базовый закон мы также заложили механизм экспертизы международных стандартов. Так, если эксперты наших технических комитетов посчитают, что предлагаемые зарубежные стандарты содержат требования ниже установленных в России норм или по технологическим причинам не могут применяться в нашей стране, от прямого применения этих стандартов придётся отказаться. Однако, как мне представляется, в большинстве случаев технические нормы США и Евросоюза вполне качественные, и после одобрения Техническим комитетом по стандартизации они будут включены Ростехрегулированием в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
Парламентская газета №25-26(2441-2442) от 21.05.2010 Источник: НИТР
В Астане состоялась международная конференция «Техрегулирование 2012: единое техническое нормирование и признание на территории ЕЭП» В Астане состоялась международная конференция «Техрегулирование 2012: единое техническое нормирование и признание на территории ЕЭП»
Организаторами конференции выступили: Текст выступления Д.А. Пумпянского, pdf (66 Kb)
По материалам РСПП
Техрегламенты будут утверждаться комиссией Таможенного союза Техрегламенты будут утверждаться комиссией Таможенного союза
"Форсируя необходимость создания условий для работы бизнеса, сегодня мы готовы оперативно принимать единые технические регламенты, общие для всех трех стран Таможенного союза, делегировав соответствующие полномочия комиссии Таможенного союза. То есть технические регламенты теперь будут утверждаться не национальными правительствами, а комиссией Таможенного союза", - сообщил У. Шукеев. В этом случае, по мнению первого заместителя премьера, принятие единых техрегламентов позволит исключить дублирование этих норм на национальном уровне и снизит затраты, связанные с их разработкой и принятием. "В техническом регулировании мы должны последовательно отходить от суверенного законотворчества. Уже сегодня разработан проект межгосударственного соглашения о единых принципах и правилах техрегулирования, которые, по сути, станут законом о техническом регулировании трех стран", - сказал У. Шукеев. "Я призываю всех участников совещания принять самое активное участие в его рассмотрении, а Комитету по техническому регулированию организовать в кратчайшие сроки его обсуждение и согласование на национальном уровне", - подчеркнул он. Сегодня отечественному бизнесу необходимо пойти на компромиссы, чтобы завтра быть в "конкурентном преимуществе", отметил заместитель премьера. "Следуя логике поставленных задач, в Таможенном союзе должна действовать система технического регулирования, максимально гармонизированная между собой. Полагаю, что сейчас нашим бизнесменам самое время активно включиться в процесс выработки компромиссов единых правил игры, которые станут фундаментом наращивания конкурентных преимуществ в дальнейшем", - резюмировал У. Шукеев.
Источник: информационное агентство Kazakhstan Today По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
Интервью Генерального директора Ассоциации европейского бизнеса в РФ Франка Шауффа "Российской бизнес-газете" Интервью Генерального директора Ассоциации европейского бизнеса в РФ Франка Шауффа "Российской бизнес-газете"- Что, на ваш взгляд, мешает развитию иностранного бизнеса в России? - Я не буду оригинален, если назову коррупцию, бюрократию и непрозрачное налогообложение основными препятствиями для развития эффективного сотрудничества европейских и российских участников рынка. Это подтверждается ежегодными опросами компаний, входящих в Ассоциацию европейского бизнеса. Тем не менее если говорить о ситуации в целом, то за последние годы, на мой взгляд, она улучшилась. Например, меры, предлагаемые правительством РФ по улучшению инвестиционного климата, направлены на сокращение бюрократических процедур в некоторых отраслях экономики, в том числе в строительной отрасли. Также мы надеемся, что уже принятые государством меры по сокращению проверок контролирующими органами, а также расширение практики электронного документооборота, увеличение срока действия различных регистраций и разрешений, в том числе облегченные процедуры их продления, в конечном итоге приведут к уменьшению количества бюрократических процедур и проверок, что, безусловно, облегчит жизнь бизнесу. Коррупция до сих пор остается одной из главных проблем для иностранного бизнеса в России. Она всегда возникает там, где государство не очень эффективно. Это явление есть и в ряде европейских стран. Хочу заметить, что, чем больше прозрачна администрация, тем меньше вероятность того, что она пойдет на коррумпированные действия. В этой связи сотрудничество с крупными европейскими корпорациями, для которых публичность - важный инструмент, почти всегда исключает возможность коррупции во взаимоотношениях с чиновниками. Мы поддерживаем недавно утвержденный Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и надеемся, что эта работа будет продолжена на федеральном уровне, а главное, поддержана в регионах. Еще одной серьезной преградой является неэффективное функционирование некоторых органов власти, которое проявляется в том числе в сложной системе налогообложения и, в частности, в процедуре возмещения НДС, а также в длительных сроках рассмотрения споров в судах, а впоследствии появляются сложности с исполнением этих решений на практике. Серьезные сложности для функционирования и развития иностранного бизнеса в Российской Федерации также создает отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах, а также ограниченное число регионов с современной и эффективно организованной инфраструктурой, необходимой для производственных и других операций иностранных компаний в России. Эта проблема также требует долгосрочных мер, и ее решение во многом определит развитие иностранного бизнеса в России в перспективе. Интерес европейских инвесторов к региону складывается из многих факторов, включая и географическое положение, и политическое руководство, но состояние инфраструктуры при выборе играет определяющую роль. - Какие отрасли пострадали в кризис больше других, какие меньше? - Инвесторы очень внимательно следят за тем, как сказывается мировая финансовая ситуация на рынке России. Кризис увеличил вероятность того, что европейские инвесторы на время изменят свое поведение на рынке. Но даже при этом европейские страны по-прежнему остаются основными инвесторами в российскую экономику. Настоящим испытанием стал 2009 год для многих отраслей, включая автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов. Согласно публикуемой Ассоциацией европейского бизнеса статистике, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за 2009 год упали на 49 процентов. Падение продаж отмечалось и в сегменте коммерческого транспорта. Например, сокращение продаж тяжелых грузовиков составило 80 процентов. В то же время в четвертом квартале 2009 года ситуация стала стабилизироваться, что, безусловно, является положительным сигналом. Финансовый кризис подверг серьезному испытанию и российскую банковскую систему, которая продемонстрировала серьезные недочеты в некоторых стратегических сферах, таких, как прозрачность и управление рисками, приведение в исполнение решений судов, достаточность капитала и политика честной конкуренции. Одним из самых негативных последствий кризиса стал, несомненно, колоссальный масштаб долгов в секторе недвижимости, которые требуют рефинансирования. И на сегодняшний день продолжает ощущаться острая нехватка долгового финансирования. В меньшей мере кризис оказал негативное влияние на рынок жилой недвижимости, но с декабря 2009 года эта ситуация уже исправляется. - Какие барьеры, в том числе визового и административного характера, необходимо устранить для успешной реализации программы "Партнерство для модернизации"? - "Партнерство для модернизации" - это очень своевременная концепция, и у нее есть большой потенциал. Хотя интеграция европейской экономики с российской началась еще в 90-е годы с рынка потребительских товаров, сейчас на первый план выходит партнерство в процессе модернизации всех отраслей российской экономики в целом. Например, "Российские железные дороги" закупают поезда производства Германии, что, безусловно, хорошо, но параллельно нужно вкладывать деньги в развитие и самой сети железных дорог, в ее инфраструктуру, в новые технологии, которые уже есть в Европе, но нет пока в России. Также европейским инвесторам интересны вопросы энергетики. Двусторонний интерес у нас есть и к новейшим источникам энергии. Если рассматривать эффективность российской экономики в отношении использования энергии, этот показатель выглядит достаточно низким. Например, в ряде европейских стран перспективные источники энергии стали изучаться еще в 70-х годах прошлого века. Поэтому в этом направлении Европейский союз ушел далеко вперед и владеет технологиями, которые позволяют использовать энергию с большей выгодой и эффективностью. Недостаточно заменить все лампочки накаливания в России на энергосберегающие лампы, необходимо модернизировать технологии, используемые во всех отраслях. И этот процесс может происходить при активном сотрудничестве России и Европейского союза, в том числе и в рамках программы "Партнерство для модернизации". На наш взгляд, эта программа может помочь интеграции российской и европейской экономик. Думаю, что более эффективного сотрудничества между Россией и Европейским союзом, чем в последние годы, никогда в истории еще не было. Размер инвестиций европейских участников в российский рынок и качество их взаимодействия с российскими участниками существенно выросли. Россия развивается, и ей нужны новые технологии и оборудование, что, в свою очередь, очень интересно Европе. Думаю, что перспективы расширения сотрудничества России и Европы очевидны. Хотя нам также очевидно, что российским властям необходимо активизировать усилия, направленные на модернизацию и инновационные проекты, взаимодействие с Европой в научных сферах, использование преимуществ Европы в плане технических регламентов и стандартов. Как раз вопросы сближения систем технического регулирования, оценки соответствия и сертификации Европейского союза и Российской Федерации остаются важным камнем преткновения на повестке дня. Кроме того, данная проблема приобрела новый аспект звучания в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, учитывая планы формирования Единого экономического пространства трех стран. В настоящий момент пока продолжают существовать определенные сложности, вызванные миграционным законодательством Российской Федерации. Они значительно усложняют жизнь высококвалифицированным иностранным сотрудникам компаний, работающих в России. Хотя в этом направлении российским руководством уже предприняты определенные шаги, которые мы, безусловно, приветствуем, в частности, изменения в закон о правовом положении иностранных граждан, касающиеся порядка привлечения высококвалифицированных специалистов вне системы квот. Это было сделано как раз по поручению президента Дмитрия Медведева для развития инновационных проектов. Мы надеемся, что эти поправки в скором времени вступят в силу. Также помимо барьеров миграционного законодательства и технического регулирования не могу не остановиться на вопросах, связанных с защитой результатов интеллектуальной собственности в России. Несмотря на то что в последнее время сделано уже немало, включая принятие четвертой части Гражданского кодекса, в каждодневной деятельности иностранные инвесторы сталкиваются с существенными пробелами в российском законодательстве, которые приводят к существованию, например, такого факта, как "патентный рэкет". Не стоит забывать и об эффективной борьбе с контрафактной продукцией. Хотя доля контрафактной продукции на некоторых товарных рынках снизилась в разы, на других ее доля остается достаточно существенной. Это и рынок химических препаратов для защиты растений, и фармацевтический рынок. Здесь важно понимать, что модернизация и инновации невозможны без интеллектуальной деятельности, результаты которой должны гарантированно и эффективно защищаться государством. Мы возлагаем большие надежды на практическую реализацию программы "Партнерство для модернизации" и надеемся, что после саммита Россия - Евросоюз, который пройдет в этом месяце в Ростове-на-Дону, стороны уже определятся с расстановкой приоритетов и подготовят начальные конкретные предложения. На мой взгляд, путь к успеху в модернизации - в совместно выстроенной стратегии, направленной на то, чтобы каждый из участников процесса проявлял свои сильные стороны, а общий экономический результат стал бы по-настоящему эффективным для России и Европы. - Проявляют ли иностранные фирмы интерес к участию в строительстве олимпийских объектов в России? - В целом, многие иностранные компании внимательно следят за возможностями, открывающимися для них в связи с проведением в Сочи зимней Олимпиады-2014. На данный момент общеизвестно, что компания Volkswagen Group Rus выступила официальным партнером зимней Олимпиады в Сочи-2014. Также компания Siemens планирует внести свой вклад в успешное проведение зимних Олимпийских игр-2014 путем реализации ряда энергетических проектов, в частности, сектор энергетики "Сименс" поставил газовые и паровые турбины на местную теплоэлектростанцию "Сочинская ТЭС", которая будет обеспечивать снабжение электроэнергией и теплом спортсменов и гостей Олимпиады. Но о массовом прямом вовлечении иностранных компаний в подготовку Олимпиады в Сочи говорить пока не приходится. - Насколько интересен для иностранных инвесторов транспортный проект "Широкая колея"? - Если речь идет о продлении "широкой" железнодорожной колеи (по российским стандартам) в Европу через Украину и Словакию в Вену, то здесь есть несколько вопросов, которые, с одной стороны, могут представлять интерес для взаимовыгодного сотрудничества, с другой стороны, они, несомненно, представляют определенные трудности. Подобная железная дорога позволит повысить конкурентоспособность железных дорог РФ на европейском транспортном рынке. Возможно, подобное продление "широкой" колеи в Европу позволит создать реальную конкуренцию также с морским транспортом. В то же время надо четко понимать, что это крупнейший проект, требующий полномасштабного строительства, огромных инвестиций и затрат временных и других ресурсов. Это не говоря уже о комплексе организационных и технических проблем, которые, с большой долей вероятности, возникнут при реализации проекта, а также после. Есть вероятность, что при сопоставлении инвестиционной потребности проекта с его окупаемостью и другими факторами, важными для инвесторов, соотношение будет не в пользу последних. Поэтому неудивительно, что пока данный проект не находится в центре внимания инвесторов. Хотя при определенных благоприятных условиях он, конечно же, может представлять интерес и для европейских компаний, в первую очередь австрийских и словацких.
РГ-Бизнес N751 от 25 мая 2010 Источник: НИТР
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием информационно-правовых систем "Кодекс". |
В избранное | ||