Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 29 декабря 2008 г.


29 декабря 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Речь Владимира Путина на последнем в 2008 году заседании правительства

29 декабря 2008 года председатель Правительства России В.В.Путин провел заседание Правительства Российской Федерации.

Вступительное слово В.В.Путина на заседании Правительства:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы сегодня проводим заключительное заседание Правительства в уходящем году. Подведем некоторые итоги 2008 года, определим ключевые задачи Правительства на ближайшую перспективу.
Начну с того, что, несмотря на негативную динамику IV квартала, 2008-й год российская экономика и социальная сфера все же заканчивают "в плюсе". Рост ВВП ожидается на уровне 6%. Положительными будут и многие другие ключевые социально-экономические показатели. Например, подъем производства в сельском хозяйстве оказался даже выше, чем мы ожидали. Последние данные - 10% роста. Рост инвестиций в экономике также оказался выше ожидаемого - тоже 10%. Средняя заработная плата увеличится, несмотря на инфляцию около 13,5%, в реальном ее исчислении все-таки на 10 - 12%. На треть выросли пенсии.
Разумеется, мы могли бы иметь и более позитивные итоги. Кстати говоря, рост промышленного производства оказался несколько ниже ожидаемого. В целом, как я уже отметил, итоги позитивные, но мы могли бы иметь, конечно, и лучше.
Динамика первой половины года позволяла на них выйти. Но наша экономика уже давно интегрирована в мировую. С начала 1990-х годов мы постоянно, как заклинание, повторяли одно и то же: нужно интегрироваться в мировую экономику. Вот, интегрировались - как в народе говорят: за что боролись, на то и напоролись. Теперь наша экономика не может существовать вне мировых тенденций - как позитивных, так и негативных.
Глобальный финансовый кризис, переросший в кризис экономический, неизбежно затронул и нас. Причем его влияние на российскую экономику оказалось весьма чувствительным в силу ее структурных особенностей. Мы не только испытали последствия коллапса мировой финансовой системы, но и столкнулись с резким падением цен на наши основные экспортные товары - металлы, энергоресурсы, химию, другие виды товаров.
Должен подчеркнуть: выстраивая нашу экономическую стратегию, мы вместе с тем - и вы это очень хорошо знаете, уважаемые коллеги - всегда имели в виду возможность негативного развития событий. Об опасности конъюнктурных колебаний на мировых ранках я говорил неоднократно, поэтому мы осознано проводили достаточно аккуратную, взвешенную финансовую политику. Мы сформировали солидные резервы - и когда угроза стала реальностью, Россия смогла использовать накопленные ресурсы для антикризисного реагирования. Как вы хорошо знаете, мы с вами это делаем.
Это позволило оперативно принимать нужные решения, подкреплять их необходимыми денежными средствами, взятыми из наших собственных, внутренних источников. Более того, мы смогли начать замещение ими внешних каналов финансирования, которые в условиях кризиса фактически оказались перекрытыми.
Сегодня могу сказать, что на реализацию антикризисных мер Центральный банк - для поддержания ликвидности в банковской системе, Правительство из резервного фонда - на восполнение выпадающих доходов бюджета и антикризисные меры зарезервировали огромные суммы, исчисляемые триллионами рублей. Даже если и не потребуется потратить все эти деньги, то все равно сам масштаб запланированных ресурсов говорит о тех возможностях, которыми мы сегодня располагаем.
При этом должен оговориться - Правительство не намерено бросать в топку кризиса все имеющиеся резервы, не задумываясь при этом о результативности их использования. Сегодня на первый план выходит задача повышения эффективности бюджетных расходов, сохранения макроэкономической стабильности. Не буду вновь перечислять принятые антикризисные меры - их много. Скажу лишь, что общая логика действий заключается в сочетании системных мер и точечных решений.
В первую очередь необходимо было погасить наиболее острые проявления кризиса, поддержать банковскую систему. И дело, конечно, не в желании поддержать богатеньких банкиров, а в необходимости сохранить кровеносную систему самой экономики, сохранить стабильность, не допустить потери сбережений граждан. Сегодня эта угроза отступила. Банковский сектор получил необходимые денежные средства, создана система оздоровления кредитных учреждений, оказавшихся неспособными исполнять свои обязательства. Эта система функционирует. Что особенно важно - без ущерба для вкладчиков. Это, по сути, было нашей задачей - можно сказать, что мы с ней справились.
Далее. Были предприняты действия по сохранению деловой активности в экономике, существенно снижены налоги, выработаны меры поддержки ключевых отраслей реального сектора. В первую очередь - машиностроения, транспорта, оборонных предприятий, ТЭКа, стройиндустрии, сельского хозяйства, розничной торговли, малого бизнеса. Конечно, мы знаем и понимаем, что реальный сектор находится под тяжелым прессом высокой банковской ставки - именно поэтому были выработаны специальные меры по поддержке отдельных отраслей.
На днях опубликован перечень системообразующих предприятий российской экономики. При необходимости им будет оказана дополнительная помощь. Уже завтра хочу собрать совещание, чтобы убедиться в работоспособности созданного механизма, связанного с составлением этого списка из нескольких сот предприятий. Начнем работать по этому списку уже завтра. Вы знаете, что я и раньше часто посещал регионы, а в сегодняшних условиях бываю там и на предприятиях еще чаще. Очень рассчитываю, что члены рабочей группы так же будут проводить свою работу в регионах Российской Федерации и на конкретных предприятиях. Хочу, чтобы члены Правительства сами видели, с какими проблемами сталкиваются предприятия и граждане страны с тем, чтобы острота событий была не абстрактной, а реальной, а принимаемые решения своевременными и эффективными.
С другой стороны, от крупнейших налогоплательщиков и работодателей, включенных в этот перечень, Правительство ожидает ответственного поведения и рассчитывает на их поддержку в плане продолжения реализации инвестиционных проектов, а также с точки зрения сохранения занятости. Я уже говорил, хочу еще раз подчеркнуть: в сегодняшних условиях роль государства заключается не в том, чтобы обеспечить прежние прибыли предпринимателям, а в том, чтобы сохранить жизнеспособность предприятий, сохранить трудовые коллективы, создать условия для продолжения модернизации предприятий, условия для эффективного развития после выхода из кризиса.
Действия системообразующих предприятий будут внимательно отслеживаться Правительственной комиссией по повышению устойчивости экономики.
И, наконец, специальные меры предусмотрены для помощи гражданам, оказавшимся в трудной ситуации из-за потери работы или снижения доходов. Речь идет о повышении пособия по безработице, реализации региональных программ содействия занятости, помощи при выплате ипотечного кредита.
При этом и Правительство через свои федеральные структуры, и территориальные органы, профсоюзы, правоохранительные органы должны самым строгим образом следить за выполнением трудовых договоров и всего трудового законодательства, чтобы люди не оставались при потере рабочего места без выходных пособий, без права на пособие по безработице, а значит, без средств к существованию. Это абсолютно недопустимо. Такие незаконные действия (а они, к сожалению, имеют место быть) должны самым быстрым и жестким образом пресекаться. Я бы попросил и органы судебной власти, несмотря на большую загрузку в работе судов (мы знаем об этой загрузке), тем не менее, дела подобного рода рассматривать в первоочередном порядке.
Уважаемые коллеги,
Сегодня можно сказать, что самые неотложные решения приняты. Создана антикризисная архитектура государственного управления, которая включает специальные законодательные акты, систему мониторинга ситуации, органы управления и оперативного реагирования.
Мы рассчитываем на то, что в наступающем году принятые меры сработают, позволят не допустить резкого падения уровня жизни граждан и массовой безработицы, обеспечат устойчивую работу финансовой системы и промышленности.
Разумеется, в случае необходимости мы готовы пойти и на дополнительные шаги, в том числе по отдельным секторам экономики, требующим особого внимания со стороны Правительства.
И здесь я хотел бы выразить благодарность депутатам Государственной думы и членам Совета Федерации за поддержку. Без поддержки Парламента Правительство не смогло бы действовать так решительно и оперативно, как этого настоятельно требовала складывающаяся в последние месяцы ситуация.
Теперь о наших перспективах и планах на будущее. Мы от них не отказываемся, мы их не забываем, несмотря ни на какие проблемы.
В ноябре Правительство утвердило Концепцию долгосрочного развития России до 2020 года.
Речь идет о том, чтобы к концу следующего десятилетия уверенно закрепиться в группе стран - мировых лидеров - как по уровню экономического развития, так и по ключевым показателям качества жизни граждан России. Мы ни в коей мере не отказываемся от заявленных планов. Наоборот, мы продолжали и будем продолжать работать над их реализацией. Более того, складывающаяся сегодня ситуация только подтверждает правильность сделанных нами выводов, предположений и планов. Планов в пользу диверсификации экономики и придания ей инновационного характера.
Только за последние две недели был принят пакет законов по снижению административных барьеров для предпринимательской деятельности, а Правительство подготовило к внесению в Государственную думу законопроекты по развитию конкуренции. С 1 декабря федеральные бюджетные учреждения перешли на новые формы оплаты труда, которые ориентированы на повышение качества оказываемых услуг населению, на стимулирование лучших врачей и педагогов. При этом общий фонд оплаты труда для федеральных служащих, несмотря ни на какие кризисные явления, - увеличен на 30%.
Всего же основные направления деятельности Правительства до 2012 года включают 60 приоритетных проектов. По каждому из них определены ответственные исполнители, конкретные сроки реализации и источники их финансирования.
В первую очередь, речь идет о преобразованиях в отраслях, ориентированных на человека. Не раз говорил, что сегодняшние инвестиции в образование, в здравоохранение, в социальную сферу завтра станут нашим конкурентным преимуществом.
В социальных отраслях должна быть создана по-настоящему конкурентная среда: внедрены современные стандарты медицинской помощи и образовательные программы, начата реализация мер, направленных на продвижение в обществе ценностей здорового образа жизни. Получат развитие программы диспансеризации, оказания помощи при онкологических и сердечно-сосудистых заболеваниях.
В сфере образования намерены уделить особое внимание созданию сети национальных исследовательских университетов, поддержать внедрение современных моделей дошкольного образования, предметно заниматься повышением квалификации школьных учителей.
К концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера. Эта задача, безусловно, будет исполнена.
В сфере жилищной политики должно быть завершено формирование нормативной базы, обеспечивающей развитие конкуренции в строительном секторе; приняты современные технические регламенты, что позволит строить не только качественно, но и намного дешевле, чем сегодня. Также должно быть обеспечено вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов, которые сегодня неэффективно используются многочисленными федеральными структурами. Соответствующий Фонд содействия развитию жилищного строительства - создан. Ждем конкретных результатов от его работы.
Далее. Значительное внимание будет уделено завершению формирования полноценного Таможенного союза на евразийском пространстве, интеграционным процессам между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В 2009 году Правительство намерено ускорить формирование современных рыночных институтов. В частности, реализовать меры, заложенные в Программе развития конкуренции и Стратегии развития финансовых рынков.
Мы также проводим сейчас ревизию программ технологической модернизации. По итогам - сконцентрируем ресурсы на приоритетных направлениях. Это позволит нашей промышленности занять более крепкие позиции в период посткризисного развития. И, наконец, в современных условиях, когда из-за спада в промышленности существенно снизилась нагрузка на инфраструктуру, появилась возможность всерьез заняться повышением эффективности базовых отраслей. Речь идет об энергосбережении, расшивке "узких мест" на транспорте. Что касается энергосбережения, особо хотел бы обратить на это внимание. В условиях падения цен на энергоносители эта задача не только не снимается с повестки дня, но, наоборот, становится еще более актуальной. По сути, все развитые экономики идут сегодня именно по этому пути. Это позволит не только создать предпосылки для будущего, но и сформирует дополнительный платежный спрос, в котором сегодня нуждается отечественная промышленность.
* * *
Уважаемые коллеги, Завершая свое выступление, хотел бы вновь подчеркнуть: залогом успешности наших действий было и остается поддержание "командного духа", "чувство локтя", которое возникает в процессе совместной работы. Конечно, в условиях всеобщего благополучия, подъема работать, наверное, более комфортно и поприятнее. Но - и хочу на это особо обратить внимание - работа в сложных условиях должна вести не к застою, не к унынию и пессимизму, а должна поднимать адреналин в крови. Это вызов и возможность реализовать себя, показать свои возможности, свою эффективность и свои профессиональные качества. Со многими из здесь присутствующих мы работали и в гораздо более сложных условиях. Сегодня, на первый взгляд кажется, что нас со всех сторон окружают проблемы, но если мы будем работать эффективно, то мы прорвемся. Так же, как мы делали и добивались положительных результатов в прежние годы. Хочу вас поблагодарить за работу в уходящем году. Спасибо.
 
 


Выскажите свое мнение


В избранное