Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 21 сентября 2008 г.


21 сентября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Комитет по энергетической политике РСПП (В.Алекперов) рассмотрел вопросы госполитики в энергетике

Российский союз промышленников и предпринимателей дал Минэнерго России свое заключение относительно проекта дорожной карты государственной энергетической политики на ближайшие два десятка лет.
Впрочем, сама Энергетическая стратегия-2030 еще не представлена бизнес-сообществу и это естественным образом сужает возможности объективной оценки и выработки конкретных предложений. Кроме того, системный подход к созданию различных сценариев и определения временных значений перехода от одного этапа к следующему предполагает гармонизацию ЭС-2030 не только по отношению к базисным государственным программам по типу дорабатываемой концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года. Отсутствие такой привязки в свою очередь затрудняет возможность коррекции ЭС-2030 с низовыми по отношению к ней энергетическими документами и параллельными процессами, например, в сфере налогообложения.
По замыслу авторов ЭС-2030, она должна стать своеобразным руководством к действию не только для профильных министерств и ведомств в правительстве, но и всех хозяйствующих субъектов отечественного ТЭКа и смежных с ним отраслей. Подобная декларация предполагает однозначное понимание всеми участниками не только целей и задач стратегии, но и внятных механизмов ее реализации (законов) и адекватности используемого для этого регулирующего инструментария (нормативно-правовых документов). В частности, в проекте дорожной карты РСПП отмечает противоречивость программных целей, отсутствие в ней блока атомной энергетики, стратегий тарифного регулирования и развития отдельных перспективных с точки зрения ТЭКа регионов.
Ранее Комитет РСПП по энергетической стратегии в ходе представительного круглого стола уже обсуждал ряд принципиальных вопросов, связанных с разработкой ЭС-2030. Тогда же был высказан ряд замечаний к концепции ЭС-2030.
 

 

 

РСПП И ГОСПОЛИТИКА В ЭНЕРГЕТИКЕ
 
РСПП и Комитет по энергетической политике рассмотрели Проект дорожной карты государственной энергетической политики на период до 2030 года.
 
Объективную сложность при подготовке заключения по данному документу представляло отсутствие проекта самой Энергетической стратегии на период до 2030 года (далее . ЭС -2030), поскольку дорожная карта является неотъемлемой частью ЭС-2030 и оценка основных показателей, целевых ориентиров, механизмов, используемого инструментария и т.п., несомненно, должна осущес! твляться в совокупности.
1.      Отдельного внимания заслуживает синхронизация положений Энергетической стратегии с программными документами, определяющими приоритеты развития отечественной экономики, цели и задачи бюджетной политики на среднесрочную перспективу, ожидаемый уровень нефтегазовых доходов в процентном отношении к ВВП (Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года и др.). В дорожной карте отмечена необходимость формирования взаимоувязанной системы документов, по отношению к которым ЭС-2030 является документом более высокого уровня (генеральных схем развития газовой отрасли, нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта, программы долгосрочного развития угольной промышленности и др.). Однако ЭС-2030, в свою очередь, должна быть согласована с вышестоящими программами и концепциями, содержание которых положено в основу целевых результатов по этапам, индикаторов их достижения, мероприятий и механизмов реализации дорожной карты. Например, вызывает сомнение согласованность с основополагающими документами развития страны положений Блока 3 (институциональный) в части перехода от фискальной к стимулирующей системе налогообложения предприятий ТЭК России и снижения налоговой нагрузки на предприятия нефтегазового комплекса, совершенствования системы налогового законодательства на основе внедрения рентного подхода, формирования динамически устойчивой системы налогообложения в сфере ТЭК, адаптивной меняющимся условиям его функционирования.

Предпринятые в 2008 году шаги по снижению налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль (в частности, Федеральный закон 158-ФЗ О внесении изменений в главы 21,23,24,25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающие повышение необлагаемого минимума, используемого при расчете коэффициента налога на добычу полезных ископаемых, введение налоговых каникул при добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Азовском и Каспийском морях, а также севернее Северного полярного круга), на наш взгляд, пока носят единовременный характер и не позволяют сделать однозначный вывод о реализации соответствующих системных мер в среднесрочной перспективе. 2.     ЭС-2030 является документом, содержащим основные направления государственной политики в энергетике и определяющим необходимость разработки и содержание нормативных правовых документов, направленных на достижение целевых ориентиров стратегии. Очевидно, что заинтересованные компании ТЭК, являясь субъектами регулирования, будут формировать корпоративные стратегии и программы, опираясь на содержание ЭС-2030. По сути, дорожная карта должна стать руководством к действию для всех хозяйствующих субъектов отечественного ТЭК. Поэтому представляется важной практическая значимость ЭС-2030, а не ее декларативная составляющая. Данное обстоятельство предполагает однозначное понимание всеми участниками затрагиваемых отношений (как со стороны государства, так и со стороны компаний) целей и задач стратегии, механизмов реализации и используемых инструментов. В противном случае ценность документа значительно снижается и приведет к деформации вектора энергетической стратегии. В этих целях нуждается в уточнении используемая в дорожной карте терминология: главные и стратегические цели, важнейшие целевые ориентиры, главные и стратегические приоритеты. 3. Полагаем, что одним из результатов инновационного развития энергетики, основанном на эффективном использовании ресурсов, увеличении глубины переработки сырья, повышении доли продукции с высокой добавленной стоимостью, будет формирование нового высокотехнологичного сегмента российской экономики . энергетического сервиса, предлагающего конкурентоспособные услуги и оборудование. 4. Одним из приоритетов энергетической политики заявлено эффективное использование энергетического потенциала России во внешней энергетической политике, включая участие страны в формировании глобальной энергетической безопасности. Как правильно отмечено авторами дорожной карты, способом его реализации является интеграция российской энергетики в мировую энергетическую систему. Данная интеграция подразумевает не только взаимовыгодный обмен, но и иное приобретение (покупку) российскими компаниями зарубежных производственных активов, использующих экспортируемое из России сырье. Тем самым формируется единый производственный цикл, охватывающий все процессы: добыча-транспортировка-переработка и сбыт, позволяющий существенно нарастить доходы от реализации продукции с высокой добавленной стоимостью. Создание такой цепочки, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в Блоке 5 дорожной карты (Укрепление роли России в мировой энергетической системе). Кроме того, оценка рисков достижимости заявленных целей требует сравнительного анализа прогнозов (сценариев), формируемых международными энергетическими институтами. Из содержания дорожной карты в представленной редакции нельзя сделать вывод о степени учета сценария Международного энергетического агентства (IEA), согласно которому спрос на нефть к 2050 году может сократиться на 27 процентов. Главные инструменты сценария . экономия энергии, масштабное строительство объектов ядерной энергетики, нарастающее использование альтернативной энергии. Данный прогноз необходимо учесть при формировании сценарно-ситуационной модели дорожной карты. Также предлагаем отразить в дорожной карте необходимость совместных разработок в рамках международной научно-инновационной кооперации. 5. В дорожной карте не уделено внимание развитию атомной энергетики. Как известно, в соответствии с принятыми на государственном уровне решениями доля атомной генерации к 2020 году должна вырасти до 25 процентов. Среди актуальных задач, направленных на достижение данной цели: наращивание урановой базы, развитие энергетического машиностроения, форсирование научно-конструкторских разработок в области реакторной технологии и замкнутого топливного цикла, решение вопросов со строительным комплексом, проведение взвешенной кадровой политики. 6. Вызывает сомнение обоснованность выделения в отдельный функциональный блок дорожной карты вопроса социальной ответственности функционирования ТЭК России: сохранения государственного регулирования цен на энергоносители для населения, создания системы адресной поддержки малоимущих слоев населения, разработки социальных норм удельного потребления энергии на человека, широкого внедрения системы адресной поддержки малоимущих слоев населения, четкого разделения социальной ответственности государства и предприятий ТЭК в части обеспечения населения энергоресурсами по доступным ценам и т.д. Во-первых, в данном тезисе заложено противоречие с другой программной целью ЭС-2030 . решение проблемы деформированных ценовых соотношений основных видов ТЭР на основе управляемой либерализации цен на газ и электрическую энергию. Во-вторых, на наш взгляд, социальное обеспечение населения является ответственностью государства, а социальная ответственность бизнеса . общая черта развитой экономики, которая распространяется на любые хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовой формы, вида собственности, осуществляемой деятельности и т.д. и заключается, наряду с созданием рабочих мест, в обязанности в полном объеме и своевременно уплачивать законно установленные налоги (сборы, платежи). Функция государства . справедливо распределять такие поступления, в том числе путем предоставления гарантий и льгот, гарантируя минимальный прожиточный минимум и создавая условия для реализации гражданами прав и свобод. 7. Считаем, что нормативно-правовые акты, регулирующие правовые условия хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах деятельности ТЭК и устанавливающие единые правила игры должны быть разработаны на первом этапе в период с 2008-2012 годы. 8. Предлагаем отразить в дорожной карте вопросы координации между большой и малой энергетикой. 9.Считаем необходимым зафиксировать в дорожной карте стратегию тарифного регулирования в энергетике после 2011 года.

Предложения постатейного характера
Перечень главных приоритетов энергетической политики (стр.2) дополнить словами: обеспечение инновационного пути развития энергетики, включая создание новых высокотехнологичных сегментов российской экономики . энергетических сервисов, расширение использования новых и альтернативных источников энергии.
В четвертом абзаце стр. 4 (доминанта второго этапа) после слов на Арктическом шельфе и п-ове Ямал добавить , в Каспийском море.
На стр. 10 (Целевое видение развития российской энергетики к 2030 году, Блок 3) дополнить: создание механизмов прозрачного ценообразования, межтопливной конкуренции и оптимизации ТЭБ;
На стр.14 Формирование взаимоувязанной системы стратегических и программных документов по развитию ТЭК на основе принятия дополнить:
- Программы комплексного освоения углеводородных ресурсов Северо-Западного региона России на период до 2020 года;
- Программы развития нефтеперерабатывающих мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
 


Выскажите свое мнение


В избранное