Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 2 сентября 2008 г.


2 сентября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Подготовлена аналитическая записка о ситуации в российском нефтегазовом машиностроении

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО НЕФТЕГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
 
Бюджет Российской Федерации во многом формируется за счет доходов от продажи углеводородного сырья, поэтому нефтегазовое машиностроение,  которое определяет технический прогресс в нефтегазовом комплексе, имеет большое значение для российской экономики. Специфической особенностью российского нефтегазового машиностроения является потенциально высокая платежеспособность потребителей. Нефтегазовый комплекс имеет возможность целенаправленно использовать собственные инвестиционные ресурсы и  привлекаемые кредиты.
Однако зачастую практикуемое в нефтегазовом комплексе стремление к краткосрочной финансовой оптимизации приводит не только к прогрессирующему истощению эксплуатируемых месторождений, но и к упадку парков оборудования. В результате, техническое перевооружение  отрасли носит хаотический характер с огромными колебаниями спроса.
Такие колебания спроса негативно влияют на отечественное нефтегазовое машиностроение, лишаемое надежной основы развития. При этом, освоение новых видов продукции, как правило, сопряжено с большими затратами и с неопределенными перспективами.  Не имея постоянной поддержки ни в лице государства, ни со стороны потребителей (ввиду резких скачков спроса как вверх, так и вниз) нефтегазовое машиностроение в основном проедает научный  и технический потенциал, созданный в 70-80 годах.
Ситуация усугубилась с появлением на внутреннем рынке китайских производителей. Обеспеченные в полной мере разносторонней поддержкой своего государства китайские производители вытесняют с рынка отечественных производителей, предлагая оборудование по демпинговым ценам. Ввиду значительных резервов рабочей силы китайские компании наладили массовый выпуск нефтегазового оборудования сначала для американского рынка, а затем эти же модели предложили в столь же массовом порядке и для российского потребителя. Кончено, это оборудование, как правило невысокого качества,  слабо приспособлено к российским условиям, но имеет привлекательные цены и сроки поставки. В результате российские компании и как следствие бюджет уже понесли серьезные  потери, а разработка новой продукции поставлена под вопрос, так как ценовой демпинг не позволяет в разумные сроки окупать вложенные инвестиции. Дальнейшая неконтролируемая экспансия зарубежных поставщиков нефтегазового оборудования на российский рынок приведет к сокращению объемов производства в этом секторе экономики уже в 2009-2010 гг.
После распада Союза значительная часть специализированных предприятий нефтегазового машиностроения осталось за пределами Российской Федерации. В частности, большая часть нефтепромыслового оборудования  изготавливалось в Азербайджане. В начале 90-х годов сложившаяся экономическая ситуация вынудила приступить к освоению данной номенклатуры изделий предприятия оборонного комплекса, которые имеют более жесткую технологическую дисциплину. Теперь серьезные объемы продукции нефтегазового машиностроения производят такие известные оборонные заводы, как Уралвагонзавод, Воткинский завод, Челябинский Станкомаш, Зеленодольский завод, Нижегородский машзавод, Мотовилихинские заводы,  Воронежский механический завод и другие предприятия. Привлечение подобных предприятий положительно сказалось на повышении качества изготовления российского нефтегазового оборудования, но при этом его технический уровень возрос  не столь значительно, так как многие конверсионные предприятия пошли по пути слепого копирования устаревшей техники.
Сегодня в России выпускается широкая номенклатура оборудования для нефтегазового комплекса, но, к сожалению, значительная часть уже морально устарела. Отечественные агрегаты для текущего и капитального ремонта скважин за 30 лет претерпели только небольшие конструктивные изменения. Следствием этого является низкая производительность спускоподъемных операций. Наработка на отказ у зарубежных штанговых насосов значительно выше российских. Длина проходки импортным долотом существенно больше, чем при использовании отечественного инструмента. В целом трудоемкость операций на отечественном оборудовании примерно в два раза превышает трудоемкость на аналогичном импортном оборудовании. Отсюда стремление потребителей заплатить больше, но за продукцию, которая отвечает современным требованиям. Технический уровень и качество отечественного оборудования сегодня уступает лучшим мировым образцам.
Предприятия нефтегазового машиностроения остро нуждаются в техническом перевооружении, во внедрении современных машиностроительных технологий. К сожалению, в стране отсутствует развитая структура промышленного подряда. В этой ситуации каждое предприятие, производящее конечную продукцию, стремиться построить самодостаточную технологическую цепочку, что приводит к неэффективному использованию (недозагрузке) оборудования. Идея  промышленных парков, оснащенных современным  оборудованием, на котором частные предприятия могли бы размещать заказы на выполнение отдельных наиболее сложных технологических операций или изготовление отдельных деталей так и не получила развития.
Общей проблемой российского машиностроения является кадровый дефицит. Остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров и технических специалистов . конструкторов, технологов, мастеров. Во многих случаях утрачена связь между предприятиями и отраслевыми ВУЗами. Преподаватели ВУЗов опираются в обучении на опыт 70-80-х годов и часто не знают текущей, а тем более перспективной производственной проблематики. Кадровый потенциал отраслевых технических ВУЗов неотвратимо стареет, а молодежь не привлекает откровенно нищенский уровень заработной платы государственных ВУЗов.
Еще одной проблемой развития нефтегазового комплекса является отсутствие системы государственной поддержки научно-технического развития отрасли. Мировая практика, в первую очередь США, состоит в поддержке государством через специальные правительственные программы процессов поиска, оценки, создания и внедрения новой техники и технологий. Чем сложнее техника, тем более дорогостоящим является изготовление макетов и опытных образцов. а также их испытания. Опыт мирового машиностроения показывает, что первые образцы являются, как правило, весьма несовершенными  и преждевременный их вывод на рынок способен серьезно испортить имидж новой техники и производителя, особенно на фоне десятилетиями отработанных зарубежных аналогов. Этим вопросам уделяется настолько важное внимание, что вводятся специальные запреты на экспорт наиболее продвинутых образцов нефтегазового оборудования и технологий. К сожалению, у нас в стране отсутствуют такого рода программы и практически разрушена система независимых отраслевых научно-технических центров, не финансируется отраслевая ВУЗовская  наука.
Одной из причин сложившегося положения дел является низкий уровень промышленных стандартов. У российских поставщиков в отличие от западных (США, Канада, Европа) отсутствует экономическая мотивация к разработке и применению современных стандартов. Непрерывное сокращение  бюджетного и корпоративного финансирования привело к снижению объемов  работ по стандартизации за последние годы в 10-12 раз. Как следствие замедлилось продвижение инноваций в производство. Из-за отсутствия у нефтяных и газовых компаний спроса на современные российские стандарты фактически разрушена отечественная школа нормализации. Российские стандарты теряют конкурентоспособность в отношении аналогичных стандартов США, Великобритании и Германии. На российском рынке  начинают доминировать иностранные стандарты. Так, например, при разработке проектов  Сахалин-I и Сахалин-II преимущественно были использованы стандарты США (API, ASTM, ASME, NASE и др.), Германия (DIN), Англия (BSI), Франция (NF) и др. При отсутствии поддержки программ национальной стандартизации неизбежным следствием этих процессов  будет растущая зависимость нашей экономики от западных технологий и появление дополнительных технических барьеров для участия в тендерах российских подрядчиков.
       Важной проблемой российских производителей нефтегазового оборудования является неразвитость системы сервисного обслуживания. Нефтяники и газовики, приобретающие отечественное оборудование, сталкиваются с серьезными проблемами при приобретении запасных частей, ремонте и модернизации техники. Кроме того, российские предприятия, находящиеся в сложном финансовом положении поставляют технику обычно только на условиях полной предоплаты. Иностранные поставщики в этом отношении обладают большими возможностями, поэтому работа с ними более комфортна для потребителя. Все это имеет большое значение при принятии решения о закупке отечественного или импортного оборудования.
       Лизинг нефтегазового оборудования сегодня в России существует в форме, при которой нефтяная компания сама учреждает лизинговую фирму, через которую проводит закупки исключительно с целью  минимизации налогообложения. Успех западных поставщиков во многом связан с применением льготных форм оплаты поставляемого оборудования, а в России для этого отсутствует необходимая финансовая инфраструктура. 
       В российском нефтегазовом машиностроении очень слабо идет процесс создания совместных производств с ведущими иностранными компаниями. Существующая налоговая система стимулирует ввоз импортного оборудования, а не изготовление оборудования на территории Российской Федерации. В частности, таможенные пошлины на различные виды ввозимого нефтегазового оборудования колеблются от 5 до 10 процентов, что является недопустимо низким уровнем, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.
       Особенностью проектов по разработке месторождений  российского шельфа является значительный объем капиталовложений и привлечение к работам иностранных инвесторов. Российским поставщикам приходится взаимодействовать с иностранными покупателями, которые в условиях режима СРП не очень заинтересованы в снижении издержек и использовании менее дорого российского оборудования.
       Для реализации проектов на шельфе требуется осуществление  комплексных закупок сложного оборудования. Поставщиков определяют по результатам тендеров, в которых участвуют и зарубежные фирмы. Отдельному заводу, не имеющему достаточных оборотных средств, опыта работы на мировом рынке,  специалистов по внешней торговле, сложно взаимодействовать с иностранными заказчиками.  Российские поставщики оборудования действуют на рынке подрядных работ по СРП разрозненно, что является негативным фактором в конкурентной борьбе с  инофирмами. Преодолеть такую ситуацию поможет  консорциум российских предприятий, занятых изготовлением оборудования для разработки шельфа.  Консорциум (по законодательству РФ . простое товарищество) удобен тем, что открыт для всех предприятий вне зависимости от их масштабов, формы собственности и ведомственной принадлежности. Подобная форма консолидации усилий различных компаний широко используется в мировой практике при реализации крупных инвестиционных проектов.
       Успешно взаимодействовать с иностранными заказчиками, одерживать победы в конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками оборудования, привлекать средства для развития и создания новой техники способны мощные объединения российских предприятий. Подобные крупные холдинги (Римера, Интегра, Волгабурмаш, Гидромашсервис, Кунгур, Борец, Генерация  и др.) уже начинают появляться на рынке нефтегазового машиностроения.
Значительную помощь заводам могут оказать и внешнеторговые структуры. В частности, целесообразно привлечь к участию в тендерах на поставку оборудования для разработки шельфа Сахалина, которые объявляют иностранные компании, российское ФГУП Рособоронэкспорт. Госкомпания имеет успешный опыт взаимодействия как  с иностранными фирмами, так и (по линии военно-технического сотрудничества) со  многими российскими производителями оборудования для работ на шельфе.
       Негативный опыт российского участия в подрядных работах на Сахалине свидетельствует о серьезном кризисе с поставками отечественного оборудования для работ на шельфе. Требуется принятие  действенных мер по предотвращению подобной ситуации при разработке месторождений в Баренцевом море.
       Приобретению отечественного оборудования препятствует и то, что  продукция российских предприятий для разработки шельфа мало известна на мировом рынке. Иностранные нефтегазовые компании, не знакомые с российскими предприятиями, предпочитают покупать  более дорогую импортную продукцию, но  у известных им фирм. В результате российские заводы лишаются заказов или осуществляют поставки в собственную страну через иностранную фирму, победившую в таком тендере.
       В США, Великобритании, Норвегии и других развитых странах используются базы данных добросовестных поставщиков нефтегазового оборудования, прошедших процедуры отбора. Отечественные заводы в этих базах отсутствуют, и российскую продукцию иностранцы используют неохотно, закупая ее по ценам существенно ниже иностранных аналогов.
      Имеются существенные отличия в системах материально-технического обеспечения (МТО) российских и иностранных нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Кроме того, системы МТО нефтяных компаний отличаются друг от друга. Унифицированные системы предварительной квалификации поставщиков и базовые добровольные стандарты, на основании которых такие системы функционируют, в России пока не созданы. В этих условиях каждая нефтегазовая компания вынуждена  самостоятельно проводить обследование потенциальных российских поставщиков, а промышленные предприятия не имеют понятных критериев оценки своей работы. Очевидно, что такая ситуация препятствует объективному выбору поставщиков и создает благоприятную почву для  развития  коррупции в сфере МТО.
       В последнее время ОАО Газпром через дочернюю компанию Газкомплектимпэкс при содействии Союза производителей нефтегазового оборудования проводит планомерную работу по доведению до российских промышленных предприятий процедур закупочной деятельности. В частности, организованы и успешно проводятся ежегодные семинары по закупочной деятельности ОАО Газпром, собирающие руководителей промышленных предприятий.
       Компания Газкомплектимпэкс поддержала создание и делегировала представителей в Координационный совет потребителей промышленной продукции  для нефтегазового комплекса. Основной задачей этой структуры является разработка и согласование унифицированных процедур организации закупочной деятельности нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Координационный совет призван организовывать разработку и согласование унифицированных технических требований к основным видам закупаемой продукции и их внедрение на предприятиях.
       Сегодня уже выходят в свет  каталоги российского нефтегазового оборудования, которые используют нефтегазовые компании для ознакомления с возможностями российских предприятий: Буровое оборудование, Геофизическое оборудование, Нефтегазовая арматура и ряд других. Несмотря на практическую пользу таких изданий, нефтегазовые компании отмечают необходимость подготовки перечня поставщиков, прошедших независимую экспертизу. Поэтому Координационному совету предстоит организовывать работу по адаптации международных систем предварительной квалификации к российским условиям для подготовки реестров надежных поставщиков оборудования, работающего на шельфе.
       При разработке проектов освоения месторождений на российском шельфе не в полной мере учитываются интересы и возможности отечественных производителей бурового оборудования. Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Только Уралмашзавод (г. Екатеринбург) спроектировал и изготовил около сорока буровых установок для оснащения стационарных, самоподъемных и полупогружных морских платформ, а также буровых судов. Буровое оборудование для шельфа изготавливали ФГУП ПО Баррикады (г. Волгоград) и другие российские заводы.  Российское оборудование успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного и Каспийского морей. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения Сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируют иностранные компании. Значительным опытом по  созданию проектов   строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский  научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой  для проектов бурения скважин на  Приразломном и Штокмановском месторождениях.
       Высокую конкурентоспособность демонстрируют и отечественные предприятия трубной промышленности. Это подтверждает использование российских труб в проектах Бритиш Газ, Эни, Шеврон и других компаний, а также поставка российской продукции для подводной части трубопровода Варандейского месторождения.
       Несмотря на это, в реализации подпрограммы Создание оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003.2012 гг. (ФЦП Мировой океан) приняли участие только государственные судостроительные компании. Наиболее высокотехнологичными  компонентами морских платформ являются не сами платформы (объект судостроения), а их технологическое оснащение, значительную часть которого составляет буровое оборудование. Такие системы необходимо проектировать и поставлять комплексно. Недооценка опыта и возможностей российского нефтегазового машиностроения  приводит к тому, что узлы таких комплексов приобретаются по импорту, а российские компании в лучшем случае получают заказы на латание подержанных иностранных платформ.  Так, для  работ на Сахалине закуплена  бывшая в употреблении платформа Моликпак, а  для оснащения платформы Приразломного месторождения в Баренцевом море закупили верхнее строение  платформы Хаттон, разработанное четверть века назад.
       Такое положение дел требует вмешательства государства. Производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке.  Невиданными ранее темпами развивается производство нефтегазового оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе.  Большую работу по развитию производства оборудования для освоения шельфа проводит руководство Ирана.
Для изменения кризисной ситуации на рынке целесообразно принятие следующих мер:
-       внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка исчисления базы по налогу на прибыль, т.е. вернуться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом;
-       Минприроды и Минэнерго разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромторгу принимать участие в экспертизе таких программ;
-       Минфину, Минэнерго, Минэкономразвития разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти;
-       Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго, МЧС, Ростехнадзору  разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе, включающую мероприятия по импортозамещению и защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции субсидируемых поставщиков;
-       Ростехрегулированию  разработать с участием Минпромторга, Минэнерго, Ростехнадзора программу модернизации фонда национальных стандартов на основе международных (ИСО/ТК 67) и европейских (СЕН/ТК 12) стандартов, применяемых для ведения работ в нефтегазовой промышленности;
-       использовать зарубежный опыт развития машиностроения за счет реализации крупных проектов в нефтегазовом комплексе. Несмотря на то, что основной государственный интерес в этой области переместился в сферу подрядных работ, выполняемых промышленностью, промышленным министерствам здесь всегда отводилась  факультативная роль. Необходимо привлекать Минпромторг  к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для освоения шельфа. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.
-       активизировать работу по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. При помощи торгпредств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при Межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия. Поддержать работы по подготовке англоязычного реестра российских поставщиков нефтегазового оборудования;
-       ФАС России внедрить  антимонопольный контроль при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных монополий (Газпром, Транснефть, Транснефтепродукт). Распределение заказов естественных монополий должно проводиться на тендерной основе, как и в случае использования бюджетных средств. Обеспечить участие в экспертизе Минпромторга, Росатома, Ростехнадзора и профильных некоммерческих промышленных объединений;
-       законодательно установить приоритет отечественных поставщиков в поставках для нужд естественных монополий, государственных предприятий (с участием государства более 50%) и госкорпораций;
-       создание при отраслевых Министерствах постоянно действующих или целевых Экспертных советов, включающих ведущих специалистов предприятий, ВУЗов, союзов для разработки рекомендаций и оценки проектов нормативных или иных документов;
-       начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромторгом и крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;
-       реализовать программу подготовки и переподготовки технических и управляющих кадров для предприятий нефтегазового машиностроения. включая стажировки специалистов в зарубежных научно-технических центрах и предприятиях;
-       реализовать программу по развитию научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения, включающую выполнение силами отраслевых институтов, ВУЗов и предприятий научно-исследовательских работ по созданию новых образцов техники, финансирование на дальнейших этапах опытно-конструкторских и опытно-методических  работ. В рамках этой  программы профинансировать закупку за рубежом наиболее совершенных образцов нефтегазового оборудования с целью детального изучения специалистами профильных предприятий. Частично профинансировать закупку предприятиями критически важных машиностроительных технологий и оборудования;
-       обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромторгу, Росатому совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;
-       сформировать систему мониторинга импорта оборудования для нефтегазового комплекса, а также подготовку в интересах промышленных предприятий аналитических исследований по прогнозам развития отдельных секторов рынка.  Решение указанной задачи невозможно без получения планов технического перевооружения российских нефтяных компаний, а также достоверной информации об импортных закупках. Поэтому необходимо обязать Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить ежеквартальную передачу Минпромторгу сводной информации по импорту и экспорту оборудования для нефтегазового комплекса. Минпромторгу совместно с отраслевыми союзами обеспечить координацию работ по созданию импортозамещающего нефтегазового оборудования;
-       российским предприятиям, поставляющим иностранным компаниям оборудование для работы на шельфе, шире использовать действующую систему государственной поддержки экспорта;
-       разработать по международным критериям и внедрить реестр российских поставщиков нефтегазового оборудования; 
-       рекомендовать создание органов по координации российского участия в подрядных работах по действующим проектам СРП, включив в них представителей  органов власти и корпоративных объединений;
-       рекомендовать участие в Координационном совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса представителей нефтегазовых компаний, участвующих в разработке месторождений на российском шельфе;
-       основываясь на системах оценки поставщиков и качества оборудования, принятых крупными нефтегазовыми компаниями, разработать, согласовать и внедрить на территории Российской Федерации  единые критерии оценки поставщиков и оборудования;
-       гармонизировать требования российских нормативно-технических документов по нефтегазовому оборудованию для шельфа с требованиями международных стандартов
 
 
Правки в записку просьба присылать по e-mail: souz@id.ru Светлана Курятова


Выскажите свое мнение


В избранное