Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 29 декабря 2007 г.


29 декабря 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Сергей Иванов и Сергей Нарышкин получили замечания к законопроекту "Об обеспечении единства измерений"

В газете  Промышленные ведомости опубликована статья Как отобранная общественность одобрила опасный для страны законопроект Об обеспечении единства измерений, где приводится письмо первому заместителю председателя Правительства РФ Сергею Иванову и руководителю Аппарата . заместителю председателя Правительства РФ Сергею Нарышкину: Как показал анализ, проект Федерального закона Об обеспечении единства измерений вызывает большие сомнения относительно его соответствия Конституции Российской Федерации, а если он будет принят Федеральным собранием в качестве правового акта, это приведёт к развалу отечественной системы измерений, являющейся составной частью международной. Таким образом, принятие упомянутого акта угрожает национальной безопасности страны. В доказательство сказанному приведу лишь некоторые принципиальные соображения. Согласно п.1 ст.76 Конституции РФ федеральные законы принимаются исключительно по предметам ведения Российской Федерации или её совместного с субъектами Федерации ведения. Перечень этих предметов регламентирован ст.71 и ст.72 Конституции. Однако среди них единство измерений не значится, а указаны лишь два из множества средств . эталоны и метрическая система, - необходимых для его обеспечения. Поэтому обсуждаемый законопроект противоречит Конституции. Правда, в ФЗ О техническом регулировании (ст.6 и ст.7) говорится о необходимости принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, в том числе устанавливающего минимально необходимые требования по обеспечению единства измерений (замечу, условие, ввиду его явной недостаточности, абсурдное). Но ни техническое регулирование, ни технические регламенты Конституцией также не отнесены к предметам федерального или совместного с субъектами РФ ведения. Поэтому упомянутые федеральные законы с точки зрения их правомочности тоже весьма сомнительны, требующие правовой оценки Конституционного суда России. Еще одно нарушение Конституции . передача Правительству РФ права устанавливать порядок обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности (п. 6 ст. 1 законопроекта). Однако оборона и безопасность согласно ст. 71 Конституции находятся в федеральном ведении, и регулироваться в них отношения согласно ст. 76 Конституции могут только федеральными законами, а не постановлениями правительства. Это положение, противоречащее Конституции, может привести к созданию параллельной с .гражданской. второй, .военной., системы обеспечения единства измерений, что совершенно бессмысленно и потребует громадных бюджетных затрат. Вместе с тем обсуждаемый законопроект совершенно безграмотный и с профессиональной точки зрения, как нарушающий основные каноны метрологии, науки об измерениях, и международные принципы поддержания их единства. При этом авторы законопроекта продемонстрировали полное непонимание сути измерений и стратегической значимости для страны их единства. Как известно, измеряться могут только физические величины . их значения и характеристики. Под измерением понимается сравнение неизвестного значения измеряемой величины с фиксированным определённым значением однородной с ней величины, принятым за единицу. Фиксированное значение воспроизводится специальным средством измерения . мерой, например, гирей массой в 1 кг, которая с весами образует рабочее средство измерения для взвешивания. Сумма этих единиц и какой-то ее дробной части, уравновешивающая измеряемое значение, представляет искомый результат. Суть единства измерений, допустим, при взвешивании различных грузов, заключается в том, чтобы в данном случае один килограмм массы чего угодно весил во всём мире всегда с определённой погрешностью в заданных пределах. Единство измерений необходимо для исключения обмана покупателей при торговле товарами, надежного управления различными объектами, объективности научных исследований, обороноспособности страны, международного сотрудничества в различных сферах и многого другого. Для этого мировое сообщество располагает международными эталонами единичных значений различных физических величин, в том числе эталоном килограмма массы, а каждая страна имеет их соответствующие национальные копии, не обязательно технически идентичные. Эти копии именуются государственными первичными эталонами, которые время от времени сличаются для корректировки с международными оригиналами. По воспроизводимым ими эталонным значениям соответствующих величин периодически устанавливают (корректируют) значения соответствующих мер, тех же гирь, рабочих средств измерений. Такая процедура называется метрологической поверкой. Государственные первичные эталоны, которых в России 122, - это уникальные меры, обладающие наивысшей достижимой на сегодня точностью. Между тем средств измерений в нашей стране, подлежащих периодической поверке, насчитывается, по оценкам, порядка 1 млрд. единиц. Поэтому для своевременной и беспрепятственной поверки этого множества измерительных приборов и систем была создана достаточная база копий первичных государственных эталонов . вторичных эталонов, менее точных по отношению к соответствующим первичным и более дешевых. Имеется несколько видов таких копий, отличающихся по степени точности. Наименее точные . рабочие эталоны, они составляют основную часть базы (порядка 90%) и располагаются непосредственно в многочисленных поверочных лабораториях по всей стране, где по ним поверяются рабочие средства измерений. А сами рабочие эталоны время от времени сличаются для корректировки с первичными, но не напрямую, а опосредованно, через другие, более точные вторичные эталоны, размещённые в региональных центрах метрологии, которые сличаются с первичными непосредственно. Такая организация эталонной базы в виде пирамиды со ступенчатой передачей соответствующих эталонных значений позволяет минимизировать обращение к уникальным первичным эталонам и обеспечивает своевременную поверку всего множества рабочих средств измерений по всей стране. Однако представленный законопроект фактически ликвидирует национальную эталонную базу, так как в нём отсутствует перечень всей совокупности видов различных эталонов, обеспечивающих воспроизведение и передачу размеров единиц физических величин поверяемым средствам измерений. В законопроекте говорится лишь о первичных эталонах и о непонятно каких-то других эталонах единиц величин, причем не регламентированы общая схема и порядок воспроизведения и передачи размеров единиц физических величин поверяемым средствам. Иначе говоря, в законопроекте отсутствует главное, для чего он разработан, . методология и порядок обеспечения в стране единства измерений. Следовательно, его название не соответствует содержанию. При этом в законопроекте при упоминании о первичных отсутствуют вторичные эталоны, а также специальные эталоны, в том числе оборонного назначения, воспроизводящие единицы физических величин в особых условиях, и являющиеся для этих условий первичными эталонами. Отсутствие всей полноты эталонной базы приведёт к ликвидации в стране не только единства, но самой системы средств измерений, так как исчезнет возможность их поверки. Причем в законопроекте искажено определение и содержание единства измерений, как исключительно государственной политики, и вопреки международным нормам допускается приватизация всех эталонов, кроме государственных первичных, а также добровольность поверки неопределённого множества средств измерений без указания соответствующих критериев. Однако неповеренные средства измерения из-за незнания их погрешности перестают быть таковыми. Искажены в законопроекте также понятие и содержание собственно измерений, которые совершенно необоснованно распространены на любые величины, в том числе банковские, включающие бухгалтерские, к примеру, баланс и кредит. Хотя, как отмечалось, измеряться могут только физические величины путём их сравнения с эталонными значениями соответствующих однородных величин, воспроизводимыми соответствующими мерами. Что касается бухгалтерских или банковских величин, то они вычисляются путём проведения обычных арифметических операций, ничего общего с измерениями и использованием эталонов не имеющих. Ведь применяемые для этого калькуляторы или ЭВМ не являются средствами измерений хотя бы потому, что в них отсутствуют меры. Таким образом, в законопроекте смешаны понятия измерений и счета, что является принципиальной ошибкой. Искажение понятия измерений позволило надуманно распространить действие законопроекта и тем самым государственное метрологическое регулирование на многие сферы деятельности, абсолютно не связанные ни с измерениями, ни с обеспечением их единства. Это (п.3 ст.1) выполнение государственных учётных операций, оказание услуг почтовой связи, проведение банковских, налоговых и таможенных операций, выполнение работ по расфасовке товаров (хотя требования к единству измерений относятся к весам и гирям), регистрация (это формальная процедура) спортивных рекордов и др. Видимо, кто-то очень заинтересован в административном метрологическом надзоре в этих сферах, а тем самым в усилении там коррупции. Зато под государственное регулирование не попали значимые для национальной безопасности системы трубопроводного транспорта, энергосистемы, железнодорожный транспорт, авиация, спутниковая навигационная система, система управления авиационным движением и многие другие объекты, для которых единство измерений является одним из важнейших факторов их надежного функционирования. Следует отметить, что для обеспечения единства измерений объектами регулирования должны быть рабочие средства измерений и эталоны, а не сферы применения измерений, что тоже является принципиальной ошибкой законопроекта. Ведь речь идет об измерении физических величин и поэтому требования к обеспечению единства измерений, допустим, массы, будь то спортивная штанга или слиток золота, одни и те же. Помимо изложенного, законопроект содержит множество других принципиально ошибочных и надуманных положений. Так, в нем регламентируется проведение непонятно какой и для чего нужной аттестации методов и методик измерений, хотя речь должна идти о метрологической аттестации средств измерений, но о ней вообще ничего не сказано. Замечу, что метод или методика измерений не могут быть аттестованы без их физической реализации, то есть в отрыве от соответствующих средств измерений, в которых они применяются. Кроме того, мера, техническое средство для измерения, ложно трактуется как значение величины, то есть как число, - авторы документа совершенно не в ладах и с терминологией. Зато в законопроекте отсутствуют такие значимые для обеспечения единства измерений понятия, как нормируемые метрологические характеристики средств измерений, подлежащие контролю, в том числе виды и нормируемые интервалы погрешностей, а также многие другие необходимые положения и нормы метрологии. Итак, представленный законопроект направлен на упразднение эталонной базы страны, а тем самым на развал единства измерений, и, следовательно, на ликвидацию национальной системы измерений. Если такой закон примут, наша страна будет исключена из сферы международной торговли, международных коммуникаций и всех других областей международного сотрудничества, в том числе экономического и научного, связанных с измерениями, как неспособная поддерживать их международное единство. При этом внутри страны возрастет опасность для жизни людей и угроза техногенных катастроф, будет нарастать хаос в управлении различными объектами, в том числе транспортными, в торговых расчётах, связанных с измерениями различных физических величин, допустим, количества электроэнергии или газа. Под угрозой окажется реализация инновационных национальных программ, таких, как по нанотехнологиям и микроэлектронике, требующих высокоточных измерений. Из-за исчезновения специальных эталонов возникнет угроза обороноспособности страны. Под угрозой закрытия окажутся спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС и вообще все космические проекты. Список можно продолжить дальше. Вместе с тем, принятие такого закона может блокировать наше вступление в ВТО. Если нас всё же туда примут, то метрологическая несостоятельность России в сочетании с ФЗ О техническом регулировании, который фактически лишил российские товары нормативно-правовой защиты, приведут отечественную экономику к краху. В частности, из-за метрологической недостоверности контроля характеристик отечественной продукции ее российские сертификаты и подтверждения соответствия не будут восприниматься за рубежом и на внутреннем рынке, что приведет к дальнейшему увеличению импорта и вытеснению наших товаров. Поэтому многие российские предприятия могут обанкротиться. Выход видится в восстановлении обязательности применения комплекса существующих ГОСТов в области метрологии и единства измерений. Они проверены многолетней практикой и удовлетворяют международным требованиям. Но потребуется некоторая их корректировка. Стандарты, как и эталоны, согласно ст. 71 Конституции РФ отнесены к предметам федерального ведения и по ним должны быть приняты федеральные законы, обязательные для исполнения. Однако обязательность применения стандартов, как и сам Закон "О стандартизации", в нарушение Конституции были ликвидированы Законом "О техническом регулировании", весьма сомнительным, что отмечалось выше, с точки зрения конституционного права. Поэтому регламентировать общие принципы правоприменения и разработки ГОСТов в области метрологии можно принятием рамочного ФЗ с условным названием "Государственная эталонная база для поверки средств измерений". Тем самым не только будут соблюдены нормы Конституции, но и сохранено в стране международное единство измерений, которое, согласно международным соглашениям, Россия поддерживает уже более сотни лет. А обсуждаемый законопроект, учитывая его правовую и метрологическую несостоятельность, надо исключить из рассмотрения". www.oilforum.ru

 



Выскажите свое мнение


В избранное