Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 ноября 2007 г.


8 ноября 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Правительству России будет предложен комплекс мер по ускоренной разработке нефтегазового шельфа

О позиции Российского союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросу создания предпосылок для ускоренного изучения и освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Российской Федерации
 
В условиях нарастающего истощения традиционных районов добычи углеводородного сырья и устойчивой тенденции прогнозируемого ежегодного роста мирового потребления первичных энергоресурсов особое значение приобретает задача освоения новых нефтегазоносных провинций.
В настоящее время на мировых акваториях добывается свыше 1 млрд. тонн нефти, что составляет 35 процентов мировой добычи. На этом фоне Российская Федерация при уникальном углеводородном потенциале выглядит резко отставшей от развитых стран.
Континентальный шельф России в широком смысле, включая и акватории внутренних морей, обладает наиболее значительными неразведанными ресурсами полезных ископаемых в целом и углеводородов в частности. Более того, по мнению ряда исследователей, шельфы арктических морей являются едва ли не единственным в планетарном масштабе регионом, где возможны крупные открытия, способные повлиять на баланс энергетических ресурсов России и мира. Так, по имеющимся оценкам, ресурсный потенциал только шельфов арктических и дальневосточных морей составляет величину, близкую к 100 млрд. т.у.т. Поэтому очевидно, что с развитием геологоразведочных работ на шельфах связывается одно из самых перспективных направлений создания новых сырьевых баз добычи нефти и газа в России. По мнению экспертов, альтернативы шельфам в регионах континентальной суши не существует.
У отечественных компаний имеется опыт проведения геологоразведочных работ, обустройства месторождений и добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации. Вместе с тем, анализируя сложившуюся сегодня ситуацию, приходится констатировать, что геофизическая изученность российского шельфа очень низка, степень разведанности ресурсов крайне мала, имеющиеся плавучие буровые установки и специализированные суда или распроданы, или находятся в длительных контрактах в зарубежных компаниях, а оставшиеся морально и физически устарели.
В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих масштабному освоению недр континентального шельфа,  среди которых следует выделить:
- низкую геологическую изученность шельфа Российской Федерации (по имеющимся данным в большинстве районов не превышает 9-12 процентов) и связанные с этим высокие риски вложения инвестиций;
-  неблагоприятное с точки зрения природно-климатических и экономических условий местоположение большинства перспективных районов, что значительно повышает затраты на их изучение и освоение по сравнению с месторождениями, расположенными на суше;
-  отсутствие инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки ресурсов недр континентального шельфа;
-  отсутствие налоговых стимулов для потенциальных инвесторов в условиях существующего фискального режима;
-  необходимость применения сложнейших технических решений, обеспечивающих эффективное и безопасное, в том числе с точки зрения воздействия на окружающую среду, извлечение минеральных ресурсов;
-  сложную систему государственного управления и предоставления права пользования участками недр континентального шельфа;
- недостаточно разработанную нормативную базу, которая не учитывает специфику проведения работ на континентальном шельфе;
-  наличие проблем, связанных с неурегулированностью на межгосударственном уровне вопросов принадлежности участков недр, расположенных на спорных территориях шельфа.
Для успешного освоения шельфа необходимо выполнение ряда условий, в частности, утверждение специальной программы (концепции, стратегии), определяющей основные принципы государственной политики по освоению шельфа на перспективу, а также комплекса мер по ее реализации. На этой основе:
- должно быть обеспечено финансирование из государственного бюджета ряда мероприятий, в том числе регионального геологического изучения, а также поиска и оценки месторождений полезных ископаемых в спорных, пограничных акваториях, кроме того, следует предусмотреть участие федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в финансировании транспортной и энергетической инфраструктуры освоения шельфовых месторождений;
-  необходимо создание законодательной базы, стимулирующей привлечение инвестиций в разведку и разработку запасов минерального сырья континентального шельфа Российской Федерации;
- должны быть приняты меры по поддержке отечественных предприятий в части производства технологий и оборудования для изучения и освоения недр континентального шельфа.
 
С учетом изложенного Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата Российской Федерации считают необходимым:
 
1.   В целях формирования комплексного подхода к освоению нефтегазоносных провинций, расположенных на континентальном шельфе, определения стратегических ориентиров, создания организационно-правовых условий для привлечения инвесторов в лице государственных, частно-государственных и частных, в том числе иностранных, компаний:
- в новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2030 года предусмотреть специальный раздел (главу), содержащий приоритетные направления государственной политики по формированию и развитию новых крупных центров добычи углеводородного сырья на шельфах морей;
- принять Стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации и Комплексный план по ее реализации;
-  разработать проект Федеральной целевой программы Континентальный шельф, предусматривающей затраты на обустройство инфраструктуры и систем транспортировки ресурсов, геологическое изучение шельфа, поиск месторождений нефти и газа, строительство геофизических судов, плавучих буровых установок, буровых судов и судов специального назначения, разработку и внедрение технологий и оборудования.
2. С привлечением заинтересованных сторон рассмотреть вопрос о целесообразности создания национальной морской нефтегазоразведочной компании для проведения регионального и поисково-оценочного этапов геологоразведочных работ и разведки углеводородного сырья на континентальном шельфе России.
3. Предусмотреть специальной статьей в федеральном бюджете расходы на выполнение работ по геологическому изучению, поиску и разведке нефти, газа и минеральных ресурсов на континентальном шельфе в международном районе морского дна мирового океана с ежегодным финансированием не менее 15 млрд. рублей.
4.  Ускорить процедуры делимитации границ российского шельфа.
5. Для общей координации работ по поиску, разведке, освоению и эксплуатации месторождений на континентальном шельфе России рассмотреть вопрос о создании специализированного федерального органа исполнительной власти, к основным направлениям деятельности которого отнести:
-  подготовку и обоснование государственной политики по недропользованию и освоению ресурсов континентального шельфа;
- оперативную и стратегическую оценку состояния структуры запасов и ресурсов углеводородного сырья на континентальном шельфе;
- мониторинг разработки запасов сырья на континентальном шельфе;
- оптимизацию нормативно-правовых и экономических условий проведения работ на континентальном шельфе с целью предупреждения нежелательных для государства экономических и экологических последствий;
-  разработку механизмов государственного регулирования (лицензионной, налоговой, ценовой, инвестиционной, антимонопольной, научно-технической политики), стимулирующих процессы освоения шельфа;
- решение вопросов добычи углеводородного сырья на малых, средних и больших глубинах и в сложных климатических условиях, в том числе в высоких арктических широтах;
- организацию и создание прибрежных морских нефтегазодобывающих комплексов, совершенствование и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;
-  решение проблемы экспорта и доставки к потребителю энергетического сырья;
- координацию разработки внедрения новой конкурентоспособной,  сертифицированной на уровне мировых стандартов экологически безопасной техники и технологий на всех стадиях изучения и освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа.
6. С привлечением заинтересованных компаний принять меры по укреплению отечественной науки в области разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе и определить порядок финансирования общеотраслевых научных исследований.
7.  Принять меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего условия освоения шельфа морских акваторий, а именно: 
- в сфере недропользования, а также для целей налогообложения  приравнять геологическое изучение, разведку и разработку структур и месторождений полезных ископаемых, расположенных на участках дна морей, в отношении которых Российская Федерация обладает суверенными правами на недропользование и/или иными правами в соответствии с международными договорами, если такое дно не подпадает под определение континентального шельфа РФ, к аналогичным работам на континентальном шельфе РФ;
- учитывать  инициативные заявки недропользователей при подготовке перечней участков, выставляемых на конкурсы и аукционы;
- ужесточить требования к недропользователям при отборе претендентов на получение поисковых лицензий. Предпочтение должно отдаваться компаниям, обеспечивающим воспроизводство минерально-сырьевой базы. В этой связи целесообразно внести изменения в статью 7 Федерального закона О континентальном шельфе, изложив ее в следующей редакции: Предоставление пользователям участков определяется экономическими интересами Российской Федерации и осуществляется таким образом, что преимущественные права при прочих равных условиях предоставляются пользователям, имеющим опыт геологического изучения недр, обеспечивающим воспроизводство минерально-сырьевой базы и максимально использующим возможности промышленности Российской Федерации;    
- отказаться от практики обязательного проведения аукционов в случае подачи двух и более заявок на один участок недр. Представляется целесообразным ввести в практику отмену проведения аукционов и выдачу лицензий, если все заявители заключат соглашение о совместном изучении заинтересовавшего их участка;
- для консолидации усилий с целью  сокращения сроков  проведения геологоразведки на континентальном шельфе РФ целесообразно создавать консорциумы либо совместные предприятия в составе российских компаний  (т.е. юридических  лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации и не подконтрольных по отношению к физическим или юридическим лицам - нерезидентам) во главе с государственными предприятиями. В этой связи необходимы соответствующие корректировки законодательства и содействие государственных органов при создании вышеуказанных консорциумов и совместных предприятий; 
- необходимо увеличение сроков пользования недрами. Участки континентального шельфа должны предоставляться для геологического изучения на срок не менее 10 лет. В каждом конкретном случае срок действия лицензии должен определяться  степенью изученности участков, программой работ, наличием необходимого технического оборудования или возможностью его приобретения. Предоставление участков для разработки месторождений должно осуществляться на срок полной отработки запасов;
-  открытие месторождения, выходящего за границы лицензионного участка (горного отвода), должно служить основанием для изменения границ лицензионных участков (горных отводов);
-  предоставление недропользователю (инвестору) права на пользование недрами на добычу при условии открытия им месторождения должно осуществляться по факту, без конкурса или аукциона;
- проекты, связанные с освоением месторождений, расположенных на континентальном шельфе, являются более затратными по сравнению с месторождениями, которые располагаются на суше. Однако действующая налоговая система не предусматривает каких-либо особенностей налогообложения в случае разработки шельфовых месторождений. На сегодняшний день не существует работоспособного налогового режима, который мог бы обеспечить приемлемую для инвесторов рентабельность разработки морских месторождений. Режим соглашения о разделе продукции, который установлен главой 26 Налогового кодекса РФ, не может применяться в силу заложенных в нем административных и экономических блокировок. Одним из способов снижения налоговой нагрузки является предоставление налоговых каникул (например, установление нулевой или пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых на начальной стадии освоения шельфовых месторождений по аналогии с льготами, предоставленными для месторождений Восточн! ой Сибири);
- приравнять участки недр, расположенных на дне Балтийского, Черного, Каспийского и Азовского морей, к участкам недр континентального шельфа;
- принять Федеральный закон О магистральном трубопроводном транспорте;
- внести изменения в Федеральный закон О соглашениях о разделе продукции и во вторую часть Налогового кодекса РФ, направленные на создание правовой основы для реализации совместных с соседними государствами проектов по освоению морских провинций углеводородного сырья;
- ускорить формирование краткосрочной программы разработки национальных и международных стандартов, обратив особое внимание на необходимость разработки первоочередных стандартов в области освоения российского морского шельфа, переработки нефти и газа, бурения, связанного  с добычей нефти и газа, утилизации попутного нефтяного газа.
 
2. Направить настоящую позицию в Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложением о привлечении представителей РСПП и ТПП РФ к разработке документов, предусматривающих условия освоения континентального шельфа.
 


Выскажите свое мнение


В избранное