Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 1 ноября 2007 г.


1 ноября 2007 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Резолюция конференции по стандартизации в нефтегазовом комплексе

Резолюция второй II международной конференции Международная стандартизация. Путь повышения экономической эффективности предприятий нефтегазового комплекса (Астрахань, 2007)

Нефтегазовый комплекс России является стратегическим сектором экономики России. Он обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом топливноэнергетических ресурсов и является основой гарантированного обеспечения экономиче-ской и энергетической безопасности страны.
Вместе с тем современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья России характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают в должной мере воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промыш-ленности. К основным проблемам развития нефтедобывающей отрасли относятся . высокая степень выработанности месторождений, па! дение дебитов эксплуатационных скважин, увеличение доли мелких месторождений в балансе нефтяных запасов. Имеется тенденция к существенному росту издержек. Проблема усугубляется значительной изношенностью основных фондов и технологическим отставанием отрасли. Нельзя признать удовлетвори-тельным и состояние нефтеперерабатывающей отрасли. Прогнозируемый спрос на продукцию отрасли не может быть удовлетворен на существующей технологической базе. Потен-циал роста практически исчерпан. Для отрасли характерна высокая степень изношенности основных фондов. Износ оборудования достигает 70%. Несколько иное положение в газодобывающей отрасли. Объем добычи российского газа в 2006 г. составил почти четверть мировой добычи. Однако, являясь мировым лидером по добыче и экспорту газа, Россия от-стает в области технологий и, прежде всего, связанных с производством и транспортиров-кой сжиженного природного газа (СПГ).
В этих условиях на первый план выходят вопросы развития технологической б! азы нефтегазового комплекса. При этом существенно возрастает роль наци ональных стандар-тов, позволяющих за счет их гармонизации с международными (региональными) стандар-тами, использования современных стандартизированных технологий повысить конкуренто-способность отрасли, значительно сократить издержки и ускорить бизнес-процессы. Особая роль отводится национальным стандартам для поддержки инфраструктурных проектов, вы-полняемых на условиях международного разделения труда, и создания доказательной базы соответствия объектов регулирования в нефтегазовом комплексе (далее НГК) требованиям технических регламентов.
Характеризуя состояние национальной стандартизации в НГК, можно отметить, что в целом оно не претерпело каких либо значительных изменений за прошедшие три года. Го-сударственный и промышленный секторы продолжают финансировать работы в области национальной и международной стандартизации по остаточному принципу. Отсюда резко снизились эффективность и сама возможность продуктивной работы технических комитетов по стандартизации. Как следс! твие наметилась тенденция к снижению качества фонда на-циональных стандартов. Продолжается старение национальных стандартов. Обновление фонда идет недопустимо медленными темпами. Бизнес практически не инвестирует средст-ва в разработку национальных и международных стандартов, ограничиваясь созданием корпоративных документов.
Наметилось существенное отставание от работ, проводимых в аналогичной сфере международными (региональными) организациями по стандартизации (ИСО/ТК 67, ИСО/ТК 193 и СЕН/ТК 12). При этом активное участие в разработке таких стандартов при-нимают США (ASME, ASTM, API), Канада (CSA), Германия (DIN), Норвегия (NORSOK, DNV), Великобритания (BSI). Уровень гармонизации национальных и международных стандартов в этих странах составляет 70 - 90 %, против 11 % в России. Из-за недооценки стратегиче-ского потенциала национальных и международных стандартов упущенная выгода россий-ских подрядчиков и поставщиков составляет миллиарды долларов США. Так, по данным экспе! ртов применение корпоративных документов при реализации новых проектов увеличи-вает капитальные затраты не менее чем на 20-30 % и создает значительные проблемы для участия российских компаний в тендерах на поставку оборудования (работ, услуг) для про-ектов, управление которыми осуществляют иностранные операторы. Вместе с тем низкий уровень применения в НГК гармонизированных национальных стандартов в значительной мере препятствует интеграции отрасли в глобальный рынок энергетики, а также затрудняет участие компаниям в реализации крупных инвестиционных проектов на территории ино-странных государств.
Однако, несмотря на серьезное отставание, имеется потенциал для ускоренного раз-вития стандартизации в НГК. Огромный интеллектуальный потенциал НГК, его инвестици-онные возможности . все эти факторы создают позитивные предпосылки для сокращения разрыва между национальными и международными (региональными) стандартами. Приня-тие Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О техническом регулировании (от 1 мая 2007 ! ФЗ-65) открывает новые возможности для использования национальных стандартов в развитии технологической базы НГК. Достиже-ние этой цели в ближайшей перспективе потребует основательной модернизации системы стандартизации в НГК. Предстоит завершить реструктуризацию технических комитетов по стандартизации (ТК) и работы по активизации их деятельности. Необходимо будет сконцен-трировать имеющийся потенциал на создании современных национальных стандартов, обеспечивающих потребности НГК в передовых и инновационных технологиях. Основой для таких работ должны стать программы ИСО/ТК 67, ИСО/ТК 193, ИСО/ТК 28.
Важнейшие направления модернизации системы стандартов НГК вытекают из Кон-цепции развития национальной системы стандартизации (далее - Концепция), одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение от 28 февраля 2006 г. 266-р). Первым практическим шагом по реализации Концепции явилось создание и обеспечение функционирования Межотраслевого совета по стандартиза! ции в НГК (далее . МСС в НГК). Деятельность Совета направлена на обесп ечение взаимодействия заинтересованных сто-рон с целью развития частно-государственного партнерства в сфере стандартизации и сер-тификации продукции, производимой и потребляемой в НГК, и содействие государственно-му и корпоративному секторам в реализации Федерального закона О техническом регули-ровании. С момента его создания был проведен ряд заседаний, на которых были рассмот-рены организационные вопросы и вопросы развития работ по стандартизации. Утвержден план работы, сформированы рабочие группы по основным направлениям деятельности, рассмотрены и одобрены предложения Ростехрегулирования по реструктуризации ТК, одобрен и рекомендован к реализации перечень приоритетных международных (региональ-ных) стандартов ИСО/ТК 67 (СЕН/ТК 12).
В ходе реализации Концепции и плана работы Совета на базе РАЕН по инициативе МПР России и при поддержке Ростехрегулирования был создан и в настоящее время функ-ционирует ТК 431 Геологическое изучение, использование и охрана недр. Дальней! шим развитием работ по реструктуризации ТК явилось создание на базе ОАО Газпром ТК 023 Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа - аналога ИСО/ТК 67 и СЕН/ТК 12. В структуре ТК создан ряд специализированных подкомитетов, которые будут разрабатывать национальные стандарты общетехнического и межотраслевого характера, стандарты на продукцию и процессы в области добычи и переработки сырой нефти и газа, включая стандарты на технологическое оборудование. Подкомитеты созданы на базе веду-щих нефтегазовых компаний (ОАО Газпром, ОАО НК Роснефть, ООО Межрегионгаз, НК Лукойл и Союза производителей нефтегазового оборудования). В ближайшей пер-спективе предусматривается создание объединенного комитета на базе ТК 52 Природный газ и ТК 139 Сжиженное газообразное топливо. Этим шагом будет в основном заверше-на реструктуризация комитетов в НГК.
ТК в ближайшие пять лет предстоит выполнить значительный объем работ по стан-дартизации. По экспертным оценкам к 20! 10 году только ИСО/ТК 67 будет в общей сложно-сти принято около 200 . 250 стандартов для НГК. Исходя из практики, выполнить такой объ-ем работ по гармонизации национальных и международных стандартов без активного уча-стия нефтегазовых компаний будет весьма сложно. Основная причина - дефицит финансо-вых и профессиональных ресурсов. Таким образом, основное внимание МСС в НГК, Рос-техрегулирования и технических комитетов должно быть обращено на определение и реа-лизацию важнейших приоритетов. Потребуется существенная финансовая поддержка работ по стандартизации нефтегазовым бизнесом. Необходимо будет внести предложения по из-менению налогового законодательства для стимулирования разработки инновационных на-циональных стандартов и производства на их основе конкурентоспособной продукции.
Прогноз развития энергетических рынков, анализ программ ИСО/МЭК/СЕН и реко-мендаций ЕЭК ООН позволяют заключить, что в краткосрочной перспективе разработка на-циональных стандартов будет направлена на реализацию следующих приоритетов развития отрасли:
- обе! спечение промышленной и экологической безопасности ведения работ на пред-приятиях комплекса;
- поддержку проектов разработки месторождений российского шельфа;
- совершенствование нефтегазотранспортной системы, в том числе на российском шельфе;
- внедрение передовых технологий, связанных с разведкой и освоением высокоза-тратных месторождений, добычей и переработкой нефти и газа;
- производство и транспортировку сжиженного природного газа (СПГ);
- газификацию населения;
- внедрение энергосберегающих технологий;
- обновление и модернизацию производственных мощностей с использованием со-временных инновационных технологий;
- производство конкурентоспособного нефтегазового оборудования и материалов.
Ряд указанных проблем предстоит решить в рамках Перспективной программы раз-вития национальных стандартов в научно-технической и производственной сферах, раз-работанной по поручению Совета Безопасности Российской Федерации Ростехрегулирова-нием пр! и участии Минпромэнерго России, Минобрнауки России, Минэкономразвития Рос-сии, Мининформсвязи России, Минтранса России, Минсельхоза России. Программа преду-сматривает разработку в период 2008 - 2012 года более 160 новых проектов национальных стандартов для НГК, гармонизированных с международными стандартами. По предвари-тельным расчетам это позволит повысить уровень гармонизации национальных стандартов до 70 . 80 %.
Учитывая высокие производственные и экологические риски, характерные для при-меняемых в отрасли производственных технологий, в первоочередном порядке предстоит разработать комплекс национальных стандартов (сводов правил), обеспечивающих соблю-дение требований технических регламентов. Принимая во внимание структуру товарообо-рота между Россией и ЕС, кооперационные связи российских и европейских предприятий эта задача должна решаться с учетом сближения технических регламентов и директив Но-вого и глобального подхода ЕС. Одновременно должна быть проведена гармонизация на-циональных стандартов и аналогичных европейских стандартов! (EN).
В связи с осуществлением мер по реализации Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О техническом регулировании представ-ляется необходимым активизировать участие МСС в НГК и нефтегазовых компаний в меро-приятиях по корректировке правительственной программы разработки технических регла-ментов, разграничении законодательства по техническому регулированию и законода-тельств в смежных отраслях права, разработке методологии построения и изложения тех-нических регламентов и связанных с ними национальных стандартов и сводов правил, под-готовке порядка разработки перечней национальных стандартов и сводов правил для под-держки технических регламентов.
В условиях глобального рынка особую роль играют вопросы менеджмента качества. Эффективность производства и инвестиционная привлекательность нефтегазовых компа-ний, подрядчиков и поставщиков (прежде всего для зарубежного инвестора) напрямую зави-сят от соответствия систем управления тр! ебованиям международных стандартов. В связи с этим развитие национальн ых стандартов НГК предполагает ускоренное внедрение на предприятиях НГК систем менеджмента качества по стандарту ИСО 9001.
Учитывая экологические и профессиональные риски, связанные с особенностями технологий добычи и переработки углеводородов, одним из перспективных направлений развития НГК будет являться внедрение на предприятиях систем управления охраной сре-ды по международным стандартам серии ИСО 14000 и систем управления профессиональ-ными рисками в области охраны труда по стандарту OHSAS 18001.
В рамках МСС в НГК должны быть продолжены работы по гармонизации националь-ных и международных стандартов в области оценки соответствия для нефтяной, нефтехи-мической и газовой промышленности.
В ближайшей перспективе развитие национальных стандартов в НГК потребует ре-шения ряда актуальных организационных и методологических проблем. Предстоит разра-ботать и реализовать единую политику в сфере технического регулирования, определить приоритетные направления стандартиз! ации в НГК с горизонтом планирования 5-7 лет, обеспечить координацию разработки технических регламентов и национальных стандартов, гармонизировать технические регламенты и стандарты глобального нефтегазового рынка. Необходимо будет обеспечить поэтапный переход отрасли от применения корпоративных к национальным и адаптированным к технологиям отрасли международным стандартам, обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов по стандартизации для НГК. Предстоит активизировать участие бизнеса НГК в разработке национальных и между-народных стандартов. Должны быть созданы экономические стимулы для разработки и применения национальных стандартов.
Рекомендации Международной конференции
Участники конференции, представляющие интересы государственного сектора, зару-бежных и отечественных нефтегазодобывающих и сервисных компаний, международных (ИСО, ЕЭК ООН) и европейских (СЕН) организаций, разрабатывающих признанные стан-дарты, ученые и специалисты смежных отраслей ! промышленности, обсудив вопрос о ходе реализации Федерального закона О техническом регулировании, о мерах по реализации Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О техническом регу-лировании (от 1 мая 2007 г. 65-ФЗ) и активизации работ по стандартизации в нефтега-зовом комплексе, приняли следующие Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:
1. В целях реализации Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон О техническом регулировании (от 1 мая 2007 г. 65-ФЗ) и принятия мер по упо-рядочению правоприменительной практики в нефтегазовом комплексе поддержать предло-жения Ростехрегулирования и РСПП о проведении работ по приоритетным направлениям, предусматривающим:
- разработку постатейного комментария к указанному закону;
- корректировку правительственной программы разработки технических регламентов для приведения её в соответствие с уточненной законом сферой правоприменения;
- разграничение законодательства по техническому регулированию и законода-тельств в смежных отраслях права (промышленная и пожарная! безопасность, охрана тру-да, экология и др.);
- разработку методологии построения и изложения технических регламентов и свя-занных с ними национальных стандартов и сводов правил, применения национальных стан-дартов и сводов правил для обязательного подтверждения соответствия;
- подготовку порядка разработки перечней национальных стандартов и сводов правил для поддержки технических регламентов;
- подготовку перечней национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов.
Просить Правительственную комиссию по техническому регулированию рассмотреть на ближайшем заседании комплексный план по реализации Федерального закона О внесе-нии изменений в Федеральный закон О техническом регулировании с учетом предлагае-мого комплекса работ.
2. Просить РСПП совместно с Ростехрегулированием и МСС в НГК обратиться в Пра-вительство Российской Федерации с предложением о разработке Федеральной программы развития национально! й стандартизации на ближайшие 5 лет.
3. Просить МСС в НГК, РСПП, Р остехрегулирование и Ростехнадзор внести в Прави-тельство Российской Федерации предложения по повышению эффективности использова-ния национальных стандартов (сводов правил) в регулятивной практике, в том числе при проведении госзакупок, разработке нормативных правовых актов, проведении государст-венных экспертиз проектов строительства и реконструкции объектов нефтегазового ком-плекса, формировании федеральных целевых программ, лицензировании, проведении го-сударственного надзора и использовании других форм и способов государственного регу-лирования.
4. В целях содействия интеграции НГК в региональные рынки (ЕС, СНГ и др.), созда-ния благоприятных условий для международного разделения труда, развития кооперацион-ных связей:
- просить Минпромэнерго России, Ростехрегулирование и заинтересованные феде-ральные органы исполнительной власти обеспечить при разработке технических регламен-тов и поддерживающих их национальных стандартов (сводов правил) сближение нацио-нального! и региональных законодательств в области технического регулирования;
- просить МСС в НГК принять участие в обсуждении проекта международного техни-ческого регламента на магистральные трубопроводы в рамках деятельности Рабочей груп-пы ЕЭК ООН по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам норма-тивного регулирования;
- просить МСС в НГК и Ростехрегулирование внести на рассмотрение национальных органов по стандартизации стран СНГ предложение о создании в рамках Межгосударствен-ного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации рабочей группы по стандарти-зации в нефтегазовом комплексе.
5. Для ускорения процессов разработки и принятия технических регламентов в НГК рекомендовать разработчикам устанавливать в технических регламентах общие (базовые) технические требования, имея в виду, что конкретные требования к продукции и связанным с ними процессам должны устанавливаться в национальных стандартах, сводах правил и стандартах организаций. 6. Рекомендовать Ростехрегулированию провести исследование междунаро дной практики применения международных (региональных) стандартов и стандартов иностран-ных государств при разработке и реализации инвестиционных проектов в нефтегазовом и иных секторах промышленности и подготовить предложения по изменению соответствую-щих федеральных законов, подзаконных актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, правил и рекомендаций по стандартизации.
7. Просить Минпромэнерго России:
- ускорить разработку проекта Соглашения с ЕС, технических регламентов и норма-тивных правовых актов, обеспечивающих сближение законодательства Российской Феде-рации и нового законодательства ЕС в области регистрации, оценки, разрешения и ограни-чения химических веществ (REACH);
- подготовить при участии Ростехрегулирования, Ростехнадзора и РСПП законопро-ект о внесении изменения в Федеральный закон О техническом регулировании, преду-сматривающего разработку порядка уполномочивания органов по сертификации на осуще-ствление деятельно! сти, связанной с обязательным подтверждением соответствия;
8. Рекомендовать ТК 023 Техника и технологии добычи и переработки нефти и га-за:
- ускорить формирование краткосрочной программы разработки национальных и ме-ждународных стандартов, обратив особое внимание на необходимость разработки перво-очередных стандартов в области освоения российского морского шельфа, переработки нефти и газа, бурения, связанного с добычей нефти и газа, утилизации попутного нефтяно-го газа;
- создать в составе ПК 1 рабочую группу по разработке национальных стандартов в области оценки соответствия.
9. Просить российские нефтегазовые компании, Ростехрегулирование, Ростехнадзор и РСПП принять долевое участие в финансировании проектов национальных стандартов, разработка которых будет осуществляться в рамках краткосрочной программы ТК 023 Тех-ника и технологии добычи и переработки нефти и газа.
10. Рекомендовать МСС в НГК создать при Совете рабочую группу по подготовке предл! ожений по вопросам технического регулирования и стандартизации в облас ти разра-ботки месторождений российского шельфа.
11. Предложить РСПП, Минпромэнерго России, Ростехрегулированию и МСС в НГК ускорить подготовку предложений по изменению налогового законодательства в целях сти-мулирования разработки и применения гармонизированных национальных и международ-ных стандартов.
12. Просить Государственную Думу и Совет Федерации при рассмотрении изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации учесть предложения РСПП, Минпромэнерго России, Ростехрегулирования и МСС в НГК, направленные на стимулирование разработки и применения гармонизированных национальных и международных стандартов.
13. Просить Минпромэнерго России при участии заинтересованных федеральных ор-ганов исполнительной власти и РСПП ускорить разработку законопроекта о приведении фе-деральных законов, касающихся требований к продукции, или к связанным с ними процес-сам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пер! евозки, реализации и утилизации в соответствие с Федераль-ным законом О техническом регулировании.
14. Рекомендовать нефтегазовому бизнесу активизировать внедрение на предпри-ятиях НГК систем менеджмента по стандартам ИСО 9001, ИСО 14000 и OHSAS 18001.
15. Считать неприемлемой практику привлечения к разработке технических регла-ментов и методических документов по техническому регулированию лиц, не обладающих достаточным опытом разработки нормативно-правовых и нормативных документов. При-знать необходимым привлечение специалистов на всех стадиях разработки технических регламентов, начиная с технического задания и концепции проекта. Следует также преду-смотреть участие в разработке технических регламентов профильных технических комите-тов по стандартизации.
16. Просить Минобрнауки России, а также РГУ нефти и газа им Губкина и другие об-разовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов для отрасли, при разработке образовательных стандартов предусма! тривать требования, связанные с приоб-ретением необходимых знаний и пр актических навыков в области технического регулирова-ния и стандартизации, обратив особое внимание на подготовку специалистов для реализа-ции проектов разработки месторождений российского шельфа.
17. Учитывая актуальность проблемы технологического развития нефтегазовой от-расли и смежных отраслей промышленности, просить РСПП, Ростехрегулирование и МСС в НГК подготовить и направить в Правительство Российской Федерации ходатайство о фи-нансировании из средств федерального бюджета Перспективной программы развития на-циональных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандарта-ми в научно-технической и производственной сферах, разработанной в соответствии с ре-шением Совета Безопасности Российской Федерации (протокол Пр-1184 от 13 июля 2006 года).
18. В целях повышения эффективности работ в области международной стандарти-зации рекомендовать МСС в НГК и нефтегазовым компаниям активизировать участие спе-циалистов отрасли в работе российских техниче! ских комитетов по стандартизации, пред-ставляющих национальный орган по стандартизации Российской Федерации в ИСО/ТК 67, ИСО/ТК 193, ИСО/ТК 28.
19. В целях реализации Концепции развития национальной системы стандартиза-ции, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение от 28 февраля 2006 266-р), регулирования отношений в области стандартизации, возникающих вне сферы законодательства о техническом регулировании, усиления воздействия стандартов на конкурентоспособность национальной экономики, создания экономических стимулов для разработки передовых и инновационных стандартов, просить Правительство Российской Федерации разработать проект Федерального закона О стандартизации.
20. Предложить РСПП и МСС в НГК обратиться в Правительство Российской Феде-рации с предложением о разработке и принятии нормативного правового акта об утвержде-нии типовых схем обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям тех-нических регламентов, обеспечивающ! его сближение национальной и международной (ев-ропейской) практики оце нки соответствия.
21. Просить заинтересованные организации и предприятия нефтегазовой отрасли рассмотреть проект Концепции создания национальной системы аккредитации и предста-вить свои предложения в Совет по аккредитации при Комитете РСПП по техническому ре-гулированию, стандартизации и оценке соответствия.
22. Просить Ростехрегулирование:
- организовать в рамках выполнения функций органа государственного контроля (надзора) целевую проверку качества горюче-смазочных материалов, реализуемых на ав-тозаправочных станциях, на соответствие обязательным требованиям национальных стан-дартов;
- рассмотреть предложения заинтересованных лиц о создании в установленном по-рядке на базе рабочей группы 5 ИСО/ТК 67 Трубы из алюминиевых сплавов для нефтяной и газовой промышленности подкомитета ИСО/ТК 67 с аналогичным наименованием.
- организовать при участии ТК 023 и ТК 52, а также других заинтересованных лиц разработку в установленном порядке изменения к ГОСТ Р 8.6! 15-2005 в целях совершенст-вования правил учета нефти и газа и обеспечения баланса интересов потребителей и по-ставщиков.
23. Рекомендовать МСС в НГК подготовить и представить в Ростехрегулирование предложения по повышению требований к деятельности органов по сертификации систем менеджмента качества с учетом международного опыта.
24. Учитывая стратегическое значение для реформирования экономики Российской Федерации и ее интеграции в глобальный рынок вопросов повышения качества, просить Ростехрегулирование доработать проект Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг в целях его последующего представления для утвержде-ния в Правительство Российской Федерации.
Предложить Всероссийской организации качества организовать широкое обсуждение проекта Концепции среди научно-технической общественности, в том числе, представляющей интересы нефтегазовой отрасли.
25. Рекомендовать руководителям предприятий НГК учесть решения конференци! и при разработке инвестиционных программ и бизнес-планов, предусмотрев в них:
- усиление воздействия национальных и международных (региональных) стандартов на развитие технологической базы предприятий и повышение качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
- улучшение качественного состава специалистов, занятых в сфере разработки технических регламентов, национальных стандартов (сводов правил) и стандартов организаций;
- существенное увеличение объемов финансирования прикладных научно-исследовательских работ по разработке национальных и международных стандартов.
Участники конференции выражают свою искреннюю признательность: Аппарату Правительства Российской Федерации, Ростехрегулированию, Комитету РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, ОАО Газпром, ОАО НК Роснефть, Российскому Газовому Обществу, Комиссии по техническому регулированию ЕврА-зЭС, Российскому Национальному Комитету Международного Нефтяного Конгресса, ЕЭК ООН, OGP, ИСО, СЕН, а также информационным спонсорам за поддержку в п! роведении конференции.
Участники конференции с благодарностью отмечают, что ее интенсивная и плодо-творная работа была обеспечена благодаря активной помощи и участию Правительства Астраханской области, организаций и предприятий г. Астрахани, администрации и персонала ООО Астраханьгазпром, создавших благоприятные условия для эффективного творческого труда ученых и специалистов разных стран.

www.oilforum.ru

 



Выскажите свое мнение


В избранное