[TC] Алиса в Стране Яндекса. помощник или игрушка
Разговор Алисы с Алисой: ссылка
https://yadi.sk/d/OUVA0lEb3P9sFJ
Яндекс запустил Алису - голосовой помощник, который должен отличаться от
существующих конкурентов умением импровизировать и вести подобие живой
беседы с пользователем. В этом материале - обзор, небольшие тесты и
просто впечатления от Алисы в её версии для ПК.
Со слов разработчиков, помощник неограничен базой готовых ответов. Для
<<общения>> он использует доступные ресурсы глобальной сети и задействует
нейронные сети. Ассистент имеет рекордную точность распознавания речи
(89%-95%), а сам разговаривает приятным женским голосом, умея понимать
контекст беседы, шутить и давать рекомендации.
На сегодняшний день существуют десятки голосовых помощников, но
по-настоящему крупных игроков-конкурентов до появления Алисы здесь было
всего пять:
Apple Siri. Самая известная сегодня виртуальная собеседница - это Siri
от Apple, стартовавшая в 2011;
Google Now и Assistant. Вторым номером можно было бы назвать Google Now,
дебютировавший в 2012. Однако эта система не умела ввести полноценный
диалог и в 2016 была заменена поисковым гигантом на более продвинутый
Google Assistant;
Microsoft Cortana. Третий игрок - Cortana от Microsoft, анонсированная
весной 2014;
Amazon Alexa. Помощник Alexa от Amazon дебютировал осенью 2014 вместе с
умными колонками Echo, однако сейчас работает далеко не только на них;
Samsung Bixby. Пятый участник - запущенный в этом году Samsung Bixby. Он
создан на базе более простой голосовой системы S Voice и
экспериментального Viv. Что интересно, в разработке Bixby участвуют
бывшие создатели Siri.
Алиса от Яндекса - аналог всех перечисленных выше систем. Однако
конкретно для русскоязычных пользователей конкуренты у Алисы практически
отсутствуют. Дело в том, что Google Assistant, Cortana, Alexa и Bixby на
данный момент русским не владеют вообще.
По-русски умеет разговаривать пока только Siri, но она доступна лишь на
устройствах Apple.
Яндекс, напротив, хочет охватить максимальное число возможных
пользователей, выпустив версии Алиса для всех популярных ОС.
Распространяются эти версии, разумеется, бесплатно.
Во-первых, на официальном сайте есть версия для Android;
Во-вторых, там же ссылка на Алису для iOS (11, 10, 9). Это значит, что
Алиса должна поддерживать не только актуальные iPhone 7/8, но и iPhone
6S, 6, 5S и SE, а также iPad. Отзывы в App Store весьма позитивные;
В-третьих, доступны версии помощника для ПК с операционной системой
Windows, причём не только с <<десяткой>>, но также с Windows 7 и Windows 8;
[появится позже] Версия для macOS;
[появится позже] Версия, встроенная в Яндекс.Браузер.
Пока же мы более детально остановимся именно на Алиса для ПК под
управлением Windows.
Помимо голосового помощника в интерфейсе представлена функциональность
быстрого доступа к сайтам, обзора текущих событий, а также быстрого
доступа к папкам, файлам и программам на ПК.
Привет, Алиса! Использование и настройка помощника
Пользоваться Алиса очень просто: после клика по иконке микрофона или
голосовой фразы, виртуальный ассистент даёт небольшой сигнал,
означающий, что он вас слушает. Когда помощник считает, что вы уже всё
сказали, издаётся другой звук. <<Прослушивание>> можно остановить и
вручную, кликнув по анимированному кругу внизу или же за пределами
интерфейса Алиса.
Ответив на ваш вопрос, помощник вновь даёт вам возможность что-то
сказать. Таким образом, программа уже заранее подразумевает, что вы тут
же можете спросить что-то ещё или задать вопросы, уточняющие её
предыдущий ответ.
Примечательно, что помимо <<Привет, Алиса>>, вызвать помощника можно ещё с
помощью пяти фраз:
Голосовая активация Алиса
Забавно, но Алису, как видите, можно называть Яндекс (<<Привет, Яндекс>>,
<<Окей, Яндекс>>): ассистент откликнется и на это имя.
Возможностей настроить Алису пока немного: можно заменить строку поиска
на кнопки, чтобы сэкономить место на панели задач. Если не хотите, чтобы
ассистент слушал вас постоянно, можно отключить голосовую активацию,
оставив только вариант клика по значку в виде микрофона. Также, как уже
было отмечено выше, отключаются голосовые ответы.
Настройки помощника АлисыМожно выбрать, что делать с найденными на ПК
файлами: открывать их самих или папку, в которой они находятся. Наконец,
можно выбрать браузер, через который открывать сайты и результаты
поиска. А вот поменять голос Алисе не получится: выбор здесь пока ещё не
предусмотрен.
Что спросить и что умеет Алиса на данный момент?
Начнём с открытия названного сайта в браузере. Названия известных
ресурсов помощник понимает неплохо, а вот малоизвестные сайты вам,
скорее всего, не откроет.
Другая функция Алиса - управление компьютером. Команд, правда, здесь
пока немного: выключение, перезагрузка, сон. Умеет выключать звук, что в
некоторых сценариях определённо может пригодиться:
Также помощник умеет искать файлы и запускать программы с ПК, причём как
встроенные компоненты Windows (калькулятор, блокнот, корзина и прочее),
так и сторонний софт. Алиса без труда запустила нам Fraps, SpeedFan и
другие не самые известные программы. При этом автор не идеален в
английском произношении, однако помощник всё понял.
Неплохо ассистент справляется с музыкой. Если вы называете какую-то
конкретную песню, то Алиса автоматически открывает в браузере
Яндекс.Музыка и начинает воспроизведение композиции. Если же запрос
более абстрактный, вроде <<музыка 90-х>> или <<классическая музыка>>, то
Алиса запускает для вас уже соответстующую подборку на Яндекс.Радио.
Иногда ассистент сможет помочь, если вы помните только фрагмент из
песни, но не помните названия.
Отлично у Алисы дела обстоят с простой математикой и переводом величин.
Для ассистента это вообще, похоже, самые простые задачи:
Конвертирование величин
Прекрасно владеет помощник информацией, связанной с погодой и курсами валют:
Валюты дополнительно можно сравнивать друг с другом.
Не менее удачно ассистент ориентируется во времени. Вы можете спросить
на какой день недели приходится то или иное число, ну или наоборот.
Дни недели и время в других городах
Удобно узнавать у Алисы и время в городах, расположенных в отличных от
вашего часового пояса.
А вот с переводом пока не всё однозначно. Назовёте английское слово -
легко переведёт, а вот переводить сочетание уже отказывается и под
небезызвестное выражение одного чиновника отправляет в переводчик:
Штурмовать Алиса простыми вопросами - одно удовольствие. Ассистент здесь
проявляет себя с лучшей стороны. Например, безошибочно определяет
авторов известных книг:
То же самое касается кинематографа и музыки:
Однако если чуть-чуть усложнить задачу и спросить, например,
<<исполнитель роли Нео>>, ассистент растеряется, хотя поиск Яндекс, что
примечательно, знает ответ на этот вопрос.
У Алисы также можно спрашивать даты грядущих премьер и даже спросить
совета, что посмотреть:
Алиса советует фильмы
советуя фильмы, помощник сумел не потерять контекст беседы и при вопросе
<<другой>> ответ Алисы был всё ещё в тему.
Иной удачный пример: мы спросили самую большую реку в Европе, а потом,
не уточняя, что речь всё ещё про Волгу, решили узнать её протяжённость.
Помощник не смутился:
Увы, удерживать контекст у ассистента пока получается далеко не всегда и
показанные нами примеры - скорее счастливые исключения.
Выше вы уже могли видеть, как ответ на тему премьеры фильма Алиса взяла
из КиноПоиска. Информацию про Волгу помощник <<подцепил>> из ответов
mail.ru, а данные о её протяжённости и вовсе взял с менее известного
сайта. Это показывает, что для ответов Алиса использует далеко не только
базы самого Яндекса или Википедии.
Другое предназначение помощника - рассказать о заведениях рядом с вами.
В случае стационарного компьютера ассистент выдал место, очевидно, на
основании IP:
Проанализировав часы работы, Алиса сама добавила к ответу <<Сейчас
открыто>>. Также помощник может сказать сколько времени добираться до
того или иного объекта и заодно проинформирует о пробках.
В будущем возможности Алиса, по её же словам, будут расширены: список
команд и функций станет больше, так как пока нет ещё даже некоторых
самых простых вещей. Например, в отличие от той же Siri, Алиса пока не
работает с будильником, таймером и напоминаниями.
Ответы Алисы: от необычного до смешного
Массовый тест юзерами помощника тут же выявил весьма странное поведение
Алисы при попытке поставить ей некоторые конкретные задачи. Например, на
просьбу заказать такси ассистент жалуется то на дороговизну услуг, то на
отсутствие у него денег. Если вы продолжите настаивать, то Алиса
предложит заказать такси на следующую неделю или порекомендует автобус.
Очевидно, разработчики посчитали, что так будет более оригинально, чем
если ассистент просто признается, что пока такого не умеет.
Представители Яндекса не скрывают, что в будущем интегрируют с системой
больше сервисов как сторонних, так и собственных (тот же Яндекс.Такси).
Интеграция с некоторыми из них выполнена уже сейчас, причём весьма
занятно. Например, если вы в разгар беседы с Алиса запросите новости, то
она скажет <<передаю слово своему коллеге из Яндекс.Новостей>>, после чего
уже мужской голос зачитает вам заголовки актуальных событий.
Ещё одна вещь, на которую вы непременно обратите внимание в диалоге:
помощник иногда ведёт себя уж слишком вольно. Изредка в его ответах
может проскакивать даже лёгкое хамство. А ещё в некоторых вещах Алиса
противоречит сама себе.
Это побочная сторона того, что перед вами не говорящий набор заученных
фраз, а система, которая учится на огромной базе информации из сети, что
есть в её распоряжении. Впитав в себя, очевидно, приличный кусок
современного Рунета, помощник стал таким, каким мы в итоге его и наблюдаем.
Пускать дело совсем на самотёк разработчики, конечно, не стали: к
публичному запуску они явно отфильтровали из помощника всё нецензурное,
однако до полного миролюбия и ощущения некой целостной личности Алисе
ещё далеко.
Ну и, конечно же, не обходится без смешных ответов. Так было с Siri, а с
Алисой, поскольку её база ответов более обширна и даже непредсказуема,
будет ещё интереснее.
На некоторые темы ответы ассистента определённо подготовлены заранее и
время от времени повторяются. Однако в большинстве случаев Алиса
действительно импровизирует, <<поговорить>> иногда реально чуть-чуть
удаётся.
Плюсы и минусы помощника от Яндекса
Теперь коротко о том, что понравилось и не понравилось в Алисе. Начнём с
положительного.
Приятный, близкий к человеку голос Алисы, отлично поставленные интонации
и смысловые паузы;
Уровень распознавания речи не идеален, но весьма высок. Посредственный
микрофон и не самый внятный голос автора текста не помешали Алиса почти
всегда распознавать фразы;
Почти безукоризненно справляется с бесчисленным количеством вопросов,
имеющих однозначный ответ;
Некоторые функции голосового управления компьютером действительно могут
пригодиться;
Скорость работы впечатляет. Ответы выдаются мгновенно;
У ассистента, как нам показалось, хороший <<вкус>> на фильмы/музыку/книги.
Просто попросите посоветовать что-то из этого в том или ином жанре;
Доступно несколько вариантов команд для голосовой активации;
Больше заученных вариантов ответа в беседе, чем у Siri + возможность
<<импровизировать>>.
Теперь перейдём к минусам. Здесь есть то, что разработчики при желании
смогут поправить весьма оперативно, так и нечто, требующее для
исправления немало работы:
Иногда ассистент спешит: не дослушав вас до конца, он начинает выдавать
ответ;
Невозможно персонализировать себя. Пока что помощник не запоминает даже
ваше имя;
Помощник не может запомнить ваше имя
Невозможно персонализировать ассистент: ему нельзя дать своё имя или
хотя бы отучить играючи переходить от <<вы>> на <<ты>> и обратно;
Алиса с переменным успехом справляется с вашими, но свои вопросы
задавать не умеет (например, в целях самообучения);
В некоторых диалогах помощник применяет к себе глаголы мужского рода;
Иногда слова ассистента расходятся с тем, что он делает. К примеру,
анонсируя запуск программы, он ищет её в поисковике;
Алиса может выдать подряд один и тот же ответ на несколько реплик, чем
здорово портит иллюзию общения;
За всё время работы с Алиса у нас было лишь несколько примеров, когда
ассистенту удавалось успешно запоминать контекст беседы. В остальных
случаях он его игнорировал;
<<Дружит>> пока не со всеми сервисами даже от самого Яндекса;
Число банальных отправок пользователя в поиск, там, где можно было бы
дать ответ, весьма высоко.
Как видите, минусов пока что будет побольше. Напоследок в следующем
разделе к ним мы хотим отнести ещё кое-что, но уже более субъективное.
Здравствуйте, Тамара <tamaratoma1***@m*****.ru>.
* Исходное сообщение * Р> Разговор Алисы с Алисой: ссылка
<...>
Уважаемые господа, не публикуйте в листе никаких, а тем более
обширных, статей из Интернета. Только ссылку и краткий анонс.