Женская Линия - о комфорте, здоровье, жизни, людях, развитии. Кому нужна тайна усыновления?
В нашей стране тайна усыновления ребёнка охраняется законом. Теоретически. Практика же изобилует примерами грубого и бесцеремонного нарушения этой тайны на фоне постоянных дебатов педагогов, психологов, законотворцев о необходимости её отмены по примеру других стран. Нужна ли кому-нибудь в сегодняшней России тайна усыновления?
Затрагивая деликатный вопрос сохранения тайны усыновления, нужно помнить, что речь идёт о неразглашении абсолютно никаких сведений сотрудниками тех организаций, которые по роду своей профессиональной деятельности имеют отношение к усыновлению. Это может быть информация о самом факте усыновления, о конкретных усыновителях или усыновлённых, а также данные о биологических родителях ребёнка. Однако часто и порой ошибочно под тайной усыновления понимается стремление приёмных родителей
скрыть от своего ребёнка, пусть и не кровного, историю его появлении в семье. Ребёнок имеет право на знание, понимание и оценку ситуации, и правильно помочь ему разобраться с решением этих вопросов должны родители. Чем раньше узнает малыш, что он появился на свет благодаря другой женщине, а не той, кого привык считать мамой, тем легче он воспримет это знание и примирится с ним. Даже возможные переживания и дополнительные расспросы ребёнка гораздо лучше, чем замалчивание истинного положения вещей, возведение
его в статус запретной темы, постоянный страх угрозы разоблачения. Тайна усыновления - это прежде всего тайна от третьих лиц, а не от ребёнка. Не нужно кричать на каждом углу, что ребёнок приёмный, но сам он пусть знает о себе правду, причём не просто знает, но и сумеет промолчать о ней. Эта правда не обидна или унизительна ни для него, ни для людей, ставших ему родителями, но она неоднозначно и чаще всего негативно воспринимается общественной моралью.
Тайна усыновления очень нужна приёмным семьям: и детям, и родителям, как бронированная дверь, чтобы спрятаться за ней от вездесущих недобрых глаз. Российский, а точнее, постсоветский менталитет в принципе отрицает какую-либо культуру отношения к семьям с приёмными детьми. Усыновление ребёнка нередко воспринимается как публичное признание родителей в собственном бесплодии, что практически приравнивается к физической несостоятельности, неполноценности, почти что уродству. А если
ребёнок усыновляется семьёй, уже имеющей детей, то позор бесплодия пары заменяется диагнозом посерьёзнее, из области неизлечимых психических болезней.
Принятие в семью чужого ребёнка порой рассматривается обществом как один из способов нечистоплотных, по его мнению, усыновителей получать от государства социальные льготы и денежные выплаты. Или заиметь в роли приёмного существа бесплатную рабочую силу для решения сельскохозяйственных проблем на приусадебном участке или в фермерском хозяйстве. Общественная мораль не только не пытается уважать усыновителей, но и постоянно подозревает их в алчности и корысти. Отечественные средства
массовой информации с нездоровым любопытством и злорадством подбрасывают в огонь неприятия семей с приёмными детьми свою порцию дров в виде газетных публикаций и телевизионных сюжетов о побоях, болезнях и гибели усыновлённых малышей по вине жадных и бездушных родителей, нарочно или нет меряя все приёмные семьи одной меркой. Это пламя гнева и ненависти перерастает в костры святой инквизиции, в которых корчатся и страдают тысячи невинно осуждённых усыновителей, посмевших проявить инакомыслие и выступить
против общепринятых канонов, став родителями некровного ребёнка.
Тайна усыновления спасает маленького приёмного человечка от крена предвзятости по отношению к нему со стороны соседей по дому, воспитателей в детском саду, учителей в школе, друзей и особенно их родителей. Она является своеобразной верительной грамотой, реализующей возможность добрососедских и уважительных отношений окружающих с усыновлённым ребёнком, не позволяющих искать причины его неидеального поведения в дурной родительской наследственности, передавшейся от алкоголиков-наркоманов-преступников,
и ограждающих его от оголтелых необоснованных обвинений в причине всех возможных недоразумений, обид и даже драк с «нормальными», неусыновлёнными детьми.
Российская мораль, к сожалению, не готова уважать усыновителей. Она лишь ищет камень потяжелее, чтобы запустить им в лицо усыновлённому ребёнку, обозвав подкидышем, чтобы сбить с ног приёмную мать, которой не посчастливилось родить самой, обвинением её в причастности к тридцати абортам, якобы сделанных ею в молодости и ставших истинной причиной бесплодия. Иногда она прячет своё презрительное осуждение под маской брезгливой жалости и лживого сочувствия, давая советы по воспитанию
усыновляемых детей и справляясь о здоровье приёмного малыша бодрым ханжеским голосом, в котором помимо лицемерной заботы набатом звучит фарисейская молитва: «Господи, спаси, сохрани и помилуй нас от этого ужаса!» или ещё хуже, непоколебимая уверенность в том, что усыновление - закономерная и справедливая кара иным грешникам-усыновителям за проступки в прошлой жизни.
Иногда, правда, есть плюсы от открытия тайны усыновления. Люди слышат о семьях с приёмными детьми и тоже начинают примерять эту ситуацию к себе. Однако чаще всего это происходит не вследствие преподнесённых на позолоченном блюде телеэкрана или глянцевого журнала штампованных историй усыновления, разукрашенных как пасхальные картинки, обсыпанных стеклярусом и обвязанных шёлковой розовой ленточкой и рекламируемых в качестве необходимого противовеса ранее поведанным историям о родителях-убийцах.
Как правило, толчком или катализатором усыновления служит пример знакомой семьи с приёмным ребёнком, её реальная жизнь, наполненная такими же заботами и радостями, что и будни обычных родителей. Семьи, где живут без оглядки на жестокие предрассудки, грызущие и снедающие общественное мнение, где не стесняются открыто делать добрые дела, до сих считающиеся по нынешним меркам постыдными и сомнительными. А если эти семьи тоже спрячутся в панцирь молчания и отчуждения?
Всё могло бы быть совершенно иначе, если бы в обязательную практику подготовки специалистов, работающих с людьми (медиков, учителей, воспитателей, журналистов и чиновников разных мастей) ввести вопрос о том, насколько бережно они должны касаться этого таинства усыновления, вдумчиво и осторожно распоряжаться сведениями, попадающими к ним в руки. Пусть работники школ, детских садов, больниц учатся адекватно реагировать на информацию, что в зону их практики попадает семья с усыновлённым
ребёнком, не выискивая в ней какие-то скрытые дефекты и тайные изъяны и не унижая ненужной жалостью или подозрительностью. Возможно, когда-нибудь общество начнёт понимать, что каждая история усыновления - это особенный, единичный, уникальный случай, за которым может скрываться трагедия однажды брошенного малыша и боль бездетной семьи, и задумается о том, что же в реальности скрывается за страшной тайной усыновления, за которую как за единственный спасительный круг сегодня держатся семьи с приёмными детьми.