Важное значение для накопления в организме энергии через питание имеет вкус пищи.
Не чувствуя вкуса пищи, невозможно послать в нервную систему полноценный импульс
о присутствии в пище праны, а значит, не произойдет полноценное накопление энергии,
так как энергия из пищи накапливается только тогда, когда мы осознаем присутствие
в ней праны. Прана рождает энергию, как и многое другое.
Существует шесть основных вкусов: сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий, горький.
Эти вкусы связаны с пятью элементами:
земля и вода образуют СЛАДКИЙ - увеличивает телесную воду и землю;
земля и огонь образуют КИСЛЫЙ - увеличивает телесные огонь, воду и землю;
земля и воздух образуют ВЯЖУЩИЙ - увеличивает телесный воздух и воду с землей;
огонь и вода образуют СОЛЕНЫЙ - увеличивает телесные огонь и воду;
огонь и воздух образуют ГОРЬКИЙ - увеличивает телесный воздух и огонь с водой;
огонь и эфир образуют ОСТРЫЙ - увеличивает телесные воздух и огонь.
Подбирать вкусовые качества пищи необходимо с учетом того, кем по гуне и доше является
человек.
Так, для людей саттвы и доши ваты необходимым сочетанием является кислый
и сладкий вкусы, помогающие им наиболее полно познать самих себя, также им необходим
в небольших количествах соленый вкус как тонизирующее средство. Горький, острый
и вяжущий вкусы должны приниматься в минимальных количествах для полноты жизненных
ощущений.
Для людей раджаса и доши питты необходимы как успокаивающее средство -
сладкий, как тонизирующее - горький и как восстанавливающее силы - вяжущий вкусы.
Кислый и соленый вкусы им необходимы только в небольших количествах для поддержания
чувства изысканности, острые вкусовые ощущения должны приниматься в минимальных
количествах в виде различных раджасических приправ только для соответствия своей
гуне и доше. В больших количествах кислый, соленый и острый вкус переполняют этих
людей огнем, и так им больше всех присущим.
Для людей тамаса и доши капхи необходима вяжущая пища, как поддерживающая
основу их энергетики, горькая - как тонизирующее средство и острая - как средство
от излишней заторможенности. Сладкий им необходим в очень небольших количествах,
желательно в сочетании с горьким или вяжущим вкусами, для пробуждения способности
сопереживать и чувствовать эмоции других людей. Кислый и соленый вкусы для них
должны быть максимально ограничены и приниматься в сочетании с горьким, вяжущим
и острым вкусами как средство усиления полноты осознания жизни.
Различные вкусовые сочетания имеют, в свою очередь, свое соответствие гунам.
Сладкий + кислый - саттва.
Сладкий + вяжущий - тамас.
Сладкий + соленый - раджас.
Сладкий + горький - тамас.
Сладкий + острый - раджас.
Кислый + вяжущий - тамас.
Кислый + соленый - раджас.
Кислый + горький - раджас.
Кислый + острый - раджас.
Вяжущий + соленый - тамас.
Вяжущий + горький - тамас.
Вяжущий + острый - в зависимости от преобладания, может быть тамас или раджас.
Соленый + горький - раджас.
Соленый + острый - раджас.
Горький + острый - раджас.
Когда соединяются более двух вкусов одновременно, определить соответствие гуне и
доше сложнее, так как это в большей степени зависит от процентного соотношения концентрации
каждого вкуса, и определить это может лишь Мастер.
Чистые вкусы редко можно определить по гуне, исключая вяжущий, который всегда тамасический,
и острый, который всегда раджасический.
Надо также помнить, что определение чистых продуктов по гунам не осуществляется
только по вкусовым качествам, но имеет целый ряд энергетических критериев, таких,
например, как: общее воздействие на организм и душу, процентное содержание белков,
жиров и углеводов, содержание воды, витаминов, минералов и многое другое. Поэтому,
говоря о вкусе, мы говорим только о вкусе и, как правило, о вкусе приготовленных
блюд.
Еще одно большое заблуждение считать, что при составлении меню все продукты и вкусовые
качества должны соответствовать по гуне их потребителю. Так, если саттватика кормить
одной саттвой и давать испробовать только саттватические вкусовые ощущения, это
приведет его либо к слабости и инфантильности, либо к необоснованному всплеску проникающей
саттвы, что, в свою очередь, опять-таки со временем ослабит организм. Только раджасическая
пища и раджасические вкусовые ощущения раджасиста способны довести до агрессивного
умопомрачения. А для тамасиста только тамас в пище приведет к полной заторможенности
и бесчувственности.
Вследующем уроке мы представим таблицу, которая
более подробно показывает влияние вкусов на различные доши и гуны.