Джон Леннон пел: «All you need is love». А придирчивый Фрейд возражал: «Все, что тебе надо – это мать»! Отец психоанализа знал, «mamma» в переводе с древнегреческого – «грудь» и «пища». Хлеб, пропитание, достаток... Все – без чего человеку не прожить!
Обнова с дырой
Катюша росла смышленной. В 3
года знала алфавит. В 4 освоила грамоту, а беречь вещи не умела. Куклам отрывала головы, мишкам – плюшевые лапы. - Золушка, ети-ее! - материлась нянька Мотя. И била Катю. Бэби-ситтер жила с ними. Жаловаться было некому: маму-певицу она видела раз в году. Та откупалась подарками - которые Мотя относила своей Ляльке. Заморские лодочки Лялька порвала, и Катя выбросила обнову с дыркой! На 5-летний юбилей ждала компьютер. Но мать прислала босоножки замш... Да елочных конфет не по сезону! Таможенная
пошлина в гастрольных странах была высока. Катя не плакала: задула свечи на тортике и ушла... Возвратясь без замши и без шоколада! - Куда подевала? – замахнулась Мотя. - Не ищи! – молила Катюша. – А то я умру... - Так сдохни! - отстегала ее нянька шнуром от утюга. Посылку юбилярша раздарила. Конфеты съели во дворе, а босоножки потерялись! Шли годы... Катя выучилась на юриста, отрывая головы ворам. Но богатств не нажила.
Фрейд
в «Толковании сновидений» утверждал: разлука с матерью опаснее, чем голод. Ребенок думает - его бросили, и сам до конца дней «бросает» мать. Выкидывает кукол, со словами: «Мама ушла». Раздаривает имущество и деньги. Иначе не вылечить душевной травмы! Оттого детдомовцы и раздают вещи. Педагоги думают: «У сирот нет чувства собственности». А те компенсируют утрату любви. Излечить травму может лишь любовь – найденная взамен материнской.[
Лимонадный Гоша
Гошу мать бросила – не поднеся к груди. Молока он не пробовал, предпочитая сладкую водичку. И звали его в Доме малютки «лимонадным Гошей»... Гоша мыкался в приютах, выучился на автослесаря. Специальность ходовая - но нигде не держался. Пахал по две смены, а через год сникал: - Все равно уволят! Гоша был тихоней, хотя вкалывал – как зверь... Но при сокращении его вычеркивали первым, он не спорил: - Я же говорил, уволят! - Если ты - овца, тебя стригут! - злилась жена. - Не нагнетай! - Не буду, - обещал мастер золотые руки. И принимался искать место... Находил и вновь терял! Водители, чьи драндулеты Гоша поднимал с нуля, бегали к нему на дом. Но платили спиртным - смешивая джин с тоником. Начать бы Гоше свой бизнес... Но он твердил: - Невезучий я... Успех пришел, когда супруга взяла дело в свои руки! Правда... уйдя к сопернику, вместе с Гошиной автомастерской!
Фрейд
считал мать главным архетипом человека (рефлекс-программа). Из архетипов состоит наше подсознание - душа. Младенец, которого мать бросила и грудью не кормила, будет всю жизнь терять «пропитание» - как потерял ее... А повзрослев – работу! Куда бы он ни устроился, архетип сработает – как лакмус в кислоте. И «злой рок» повторится, как заколдованный круг. Но если выберет занятие, не зависящее от достатка – творчество, живопись, науку - то достигнет звезд!
Любовь зла
Выйдя из детдома, Виктор завел друзей. Те спали-ели в комнате – подаренной государством... Пока не обвинили в чужой краже! - Ништяк, - внушали они, – годик посидишь! А Петьке за вторую ходку припаяют пять! Их не заботило, что через полгода Витя потерял квартиру. И освободился в чисто поле! Ткнулся к дружкам – те дали пинка. И нанялся скотником на хутор... С такими же бедолагами - как он. Коммуна жила на всем готовом, работая
от рассвета до заката. Получая деньги лишь на курево - а о зарплате речь не шла! - Жалование? – ярилась хозяйка. – Так платите, как в отеле. - Не шуми! – соглашались бродяги. Идти было некуда. В каком-нибудь колхозе они б скопили капитал за тот же труд! И картошки на зиму – сколько увезешь! Но колхозы разогнали... Да и хозяин хутора был ласков - как отец: - Поймите, дурачье, мы приучаем вас к семье! «Папаша» скрыл, что делает бизнес на чужой беде.
И за «науку» ему платят заморские спонсоры да местные власти. Но ужас заключался не в обмане. А в том, что жить самостоятельно взрослые сироты не умели. И чтобы не погибнуть - вынуждены были мириться с бизнесом на собственной беде...
Фрейд называл сиротство посттравматическим синдромом... И требовал лечить – а не учить! Но не пилюлями – а состраданием. Симптом невроза - неподатливость, негибкость - мешает невротику влиться в коллектив... Другой
признак – непреходящая нищета при ярком уме и таланте. Невротик не способен себя реализовать. Все, что ему нужно – это любовь, прав Джон Леннон.
Воскресение в утробе
Эту историю Алексей Г. узнал от отца. Шел 1937-й год... Сталинский «черный ворон» объезжал город по ночам. Никто не был застрахован от ареста! Редко, где не раздавался стук... Из-за двери неслись рыдания. Отец Алексея был персоной публичной – не скроешься.
И мать Алексея - узнав о своей беременности - рожать боялась! Вдруг ребенок вместе с ними попадет в гулаг? Но за аборты грозил расстрел. И будущие роженицы садились в горячую воду... Их били мокрыми полотенцами по животу – стягивали талию ремнями! - Все лучше, - говорили бабки-повитухи, - чем гулаг... - Стягивай крепче! – умоляли жены на сносях. Но Алексей, вопреки ремням и полотенцам, родился... И выжил! В гулаг не попал – зато стал знаменитым российским режиссером. Снял
несколько гениальных кинолент... Но внутриутробную память не обманешь! Его фильмы, признанные во всем мире, лежали на полке по 20 лет. А самый лучший - «Хрусталев, машину!» - был переведен на иностранный, прежде чем выйти на родном.
Жуткую повесть своего рождения Алексей Герман-старший рассказал в ТВ-интервью о фильме «Трудно быть богом» по Стругацким. - В какую бы компанию с той поры я ни попадал, - говорит он, - мне казалось,
что все хотят избавиться от меня... Выгнать вон! И до сих пор я ощущаю этот страх интуитивно! Думаю - если сразу не избавятся, то после все равно прогонят... Поэтому в коллективе я практически не приживаюсь! И на съемках – очень неудобный человек...[
Меж тем, сниматься у гениального режиссера мечтают лучшие актеры. Владимир Машков в интервью Познеру признался, что всю жизнь мечтал сыграть Румату в том же «Трудно быть богом»... Невзирая на то, что фильм снимался 10 лет. И Леонид
Ярмольник – сыгравший эту роль – назвал ее самой большой удачей в жизни...