Однажды в 1844 году в зал, где проходило судебное
заседание, вошел мужчина. Не проходя в зал, даже не снимая головного
убора, он покрутил головой, как будто пытаясь понять, туда ли он попал, а
затем поспешно вышел. На следующий день свет увидели фотографии с
этого, вроде бы закрытого процесса, в связи с чем стало ясно, что
вошедший был фотографом со спрятанной в шляпе камерой. С тех пор в
газетах США и Англии судебные разбирательства сопровождаются рисунками, а
в залах суда и по сей день происходящее не снимают, а зарисовывают.
Сцены того, как в зале сидит художник и рисует сцену судебного процесса,
мы часто могли видеть в кино. Судейский художник – это штатная единица в
судах некоторых стран. Вообще, еще до изобретения фотографии вместо
снимков в прессе, пишущей о судах, появлялись зарисовки. Затем судебные
процессы стали фотографировать, но вскоре вновь вернули в залы
художников, во-первых, по причинам, описанным в первом абзаце (прессу на
закрытые процессы не пускают), а потом уж в качестве красивой традиции.
В США этот закон распространен на все штаты. Это вызвано тем, что при
фотосъемке в кадр могут попасть свидетели или другие участники процесса.
Права человека и его безопасность – на первом месте, поэтому, когда
художник рисует сцену судебного процесса, он может рисовать только тех
лиц, чье участие в этом не засекречено.
Судебный репортаж – это особый вид творчества, требующий навыка от
художника. На каждом судебном заседании нужно сделать серию общих видов
зала, портреты судьи, ключевых лиц процесса, знаменитостей, которых
«занесло» на этот суд, а также интересные сцены (драку, обморок,
истерику подсудимого) – в общем все то, что интересует прессу в качестве
иллюстраций конкретного процесса. Ведь именно пресса затем будет
использовать рисунки в своих репортажах. Художник должен обладать
зрительной памятью и быстро делать наброски сцен и лиц, которые потом
уже можно будет довести до хорошего вида.
Зачем вообще рисовать?
Мировая пресса ведет многолетнюю борьбу за право людей знать, что
происходит в залах суда. И, если снимать нельзя, то можно обнародовать
зарисовки судебных художников. Сюжеты своих зарисовок мастера выбирают
сами, это могут быть как групповые портреты присяжных, например, так и
детальные портреты, с выражением лиц, целые многоролевые сцены. К тому
же рисование с натуры не мешает участникам заседания вспышками, щелчками
затворов, электронными «пищалками» видеокамер, перемещением микрофонов.
Рисование не вызывает и психологических барьеров у лиц, стесняющихся
фото и видеосъемки. Часто художники сопровождают свои скетчи краткими
комментариями, или просто подписями действующих лиц – все для облегчения
работы прессы. Прессе же это рисунки представляют большую ценность, так
как при запрете на фото и видеосъемку в судах приходится сопровождать
статьи устаревшими фотографиями, и, конечно же, зарисовка
непосредственно с процесса в этом случае выигрывает.
Чем рисовать?
Материалы для зарисовок обусловлены традицией. Бумага должна быть
коричневатого цвета, рисунок выполняется пастелью, карандашом и углем.
Современные художники работают и маркерами тоже, но стараются
выдерживать традиционный стиль судебного репортажа. Оснастка судебного
художника представляет собой объемную сумку с материалами для художеств,
причем все его приспособления компактны и быстро складываются. Судебный
художник не располагается с банками и красками, портящими запах, он
должен быстро разложиться, быстро все зарисовать и быстро собраться, так
как он работает в ограниченном времени и пространстве. У опытного
мастера на один «судебный скетч» уходит 2-3 минуты, он с первых
мгновений понимает, кто является главным участником процесса, на кого
стоит обратить внимание, о ком и о каких моментах заседания пресса
завтра будет писать, и делает те зарисовки, которые будут востребованы.
Он работает в стрессовых условиях, когда в любой момент нужно отложить
начатую работу и начать новую, если в зале поменялась обстановка, не
говоря уже о том, что особо любопытные заглядывают в рисунок через
плечо.
Кто эти люди?
В основном судебными становятся «вольные» художники, не состоящие в
штате суда. Они проходят курсы при правоохранительных органах, на
которых получают инструкции по работе в судах (на этих же курсах обучают
рисовать портреты преступников со слов потерпевших). Эти художники
работают на фрилансе, то есть, вольных хлебах, и больше зарабатывает
тот, кто больше нарисует. Приходится бегать по судам и работать даже в
выходные. Даже тем, кому повезло быть зачисленным в штат, часто выходят
на работу на наиболее громкие процессы – у всех свои развлечения.
Садятся художники обычно в первом ряду, иногда даже по итогам спора с
коллегой. Если ты опоздал и не занял удобной позиции, то считай, что
заработок провален – ходить по залу нельзя, а рисунки с неудачного
ракурса прессу мало интересуют. Если повезет, то самые удачные зарисовки
можно продать за 500 $ за штуку. Покупатели – информагентства,
телеканалы, газеты и интернет-порталы. Рисунки с легендарных процессов
(таких, как Клинтон-Левински) продаются на аукционе и за них можно
получить несколько тысяч долларов. Многие работы судебных художников
становятся такими же узнаваемыми, как знаменитые фотографии.
Несмотря на то, что сейчас, с введением разрешения на фото и видеосъемку
судов, судебные художества должны отжить свое и кануть в Лету, этого
все же не происходит. Сила традиции берет свое: американцы слишком
привыкли к этому жанру. Выставки мэтров судебной зарисовки, таких, как
Розали Ритц и Уолт Стюарт, пользуются большим успехом. Их работы, как и
работы других мастеров с прогремевших на весь мир судебных процессов,
обсуждались миллионами людей и «уходили» с аукционов за десятки тысяч
долларов.