Раз – два – три, раз – два – три, раз – два – три… У тебя это тоже было. Когда-то. Очень давно. И вот, стоишь ты у дверей родной школы, и никто не узнает тебя. Умер директор, вышли на пенсию твои учителя, нынешние ученики – ровесники твоих детей. Школа то родная. Ты – чужой. А за спиной – разговор.
-Сначала выходят выпускники. Не толпой, ребята! Парами! Организованно!
-А если дождь?
-Если дождь, проведем торжественную часть в актовом зале. Кто-нибудь из вас вальс танцевать умеет?
-А нужно?
-Да! В сценарии написано: «...линейку завершает вальс. Выпускники танцуют под песню «Когда уйдем со школьного двора».
Сколько тебе? 30? А, кажется, вчера ты выводил крючки в прописях, выпускал в небо голубей, смотрел
«Розыгрыш» с Дмитрием Харатьяном в главной роли, танцевал со своей одноклассницей вальс, впервые прозвучавший в этом фильме…
Раз – два – три, раз – два – три…
Сегодня мало, кто из этих ребят умеет танцевать вальс. Они смотрят другой «Розыгрыш», называют свою школу «гадюшником» и, случайно увидев эпизод из старого фильма в ютубе, острят, что учительница, сыгранная Евгенией Ханаевой схожа с Остином Пауэрсом…
У них все иначе… И только песня та же…
Когда уйдем со школьного двора Под звуки нестареющего вальса Учитель нас проводит до угла И вновь назад, и вновь ему с утра Встречать, учить и снова расставаться…
Эти строки написал журналист, поэт, прозаик Алексей Дидуров. Если верить его друзьям, «Лешка за деньгами не гнался. Ему вообще было противно такое явление, как продажа стихов, рассказов. Для него это было сродни
торговле чувствами. Он был романтиком. Он был из того отрезка времени, про которое Юрий Визбор писал:
…Тот век рассыпался, как мел, Который словом жить умел, Что начиналось с буквы «Л», Заканчиваясь мягким знаком».
Стихи, написанные Дидуровым, не могли оставить равнодушным композитора Алксандра Флярковского. Так появился «Прощальный вальс» известный в простонародье, как «Когда
уйдем со школьного двора».
Впервые этот вальс прозвучал в 1976 году в фильме режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш».
«Тогда зрители были уверены, что все песни, в том числе «Прощальный вальс» исполнил я, - рассказал на одной из творческих встреч актер Дмитрий Харатьян, сыгравший роль Игоря Грушко. – Теперь уже не стыдно признаться, что это был не мой голос. Пел за меня Слава Киселев
из ансамбля «Добры молодцы».
Действительно, в процессе работы над фильмом потребовался вокалист, поющий, «как парень из школьного ансамбля». Лучше всех подошел брат руководителя ВИА «Добры молодцы» Анатолия Киселева, Вячеслав. Работа в «Розыгрыше» стала одной из самых успешных работ Славы. Звездного часа, работая за кадром, Киселев в полной мере не познал, чего не скажешь о песнях, в которые Вячеслав вдохнул жизнь. Одной из этих
песен стал «Прощальный вальс».
После выхода «Розыгрыша» в свет, «Прощальный вальс» Дидурова и Флярковского не только прочно обосновался на активно раскупаемых пластинках, в радиоэфире, в репертуаре молодежи, но и оттеснил «Школьный вальс» Дунаевского и Матусовского («Давно, друзья веселые,/ Простились мы со школою…»).
Теперь
на выпускных вечерах звучало обнадеживающее:
Для нас всегда открыта в школе дверь, Прощаться с ней не надо торопиться. Но как забыть звончей звонка капель, И девочку, которой нес портфель? Пускай потом ничто не повторится. Для нас всегда открыта в школе дверь.
Однажды, возвращаясь домой, композитор Александр Флярковский увидел в подземном переходе уличных музыкантов.Они пели… «Прощальный вальс».
Александр Георгиевич
мысленно улыбнулся: «Ну вот, похоже, я стал известным».
Каково же было радостное изумление композитора, когда во время своей поездки в Монголию он услышал «прощальный вальс» в исполнении монгольских учащихся.
«Они пели на русском языке! И …их никто не заставлял!»
«Был май 1977 года. Нас, два выпускных класса выстроили в большом
коридоре на праздничную линейку. По окончании торжества включили эту песню. Я помню, как все плакали… Ученики, учителя, даже директор…Так, мы прощались с лучшим периодом нашей жизни, с нашей родной школой, с нашими учителями, которых мы искренне любили, - читаю на одном из форумов воспоминания бывшей выпускницы. – А спустя 20 лет мы снова встретились. Мы, постаревшие, обтесанные жизнью, сидели друг напротив друга. В том же составе. Как когда – то включили «Прощальный вальс».
И снова… плакали».
Пройди по тихим, школьным этажам, Здесь прожито и понято немало, Был голос робок, мел в руке дрожал, Но ты домой с победою бежал. И если, вдруг, удача запропала, Пройди по тихим, школьным этажам.
«А я под этот вальс танцевала… Столько воспоминаний»
«Невозможно спокойно слушать. Слезы брызнули из глаз. Николай, выпускник советской средней школы 1973 года».
«Мне 47 лет. Я смотрела «Розыгрыш» Владимира Меньшова неоднократно. Но каждый раз, когда я слышу «Прощальный вальс», у меня дрожит сердце».
«Моя мама работала учителем математики в школе.
Как только я слышу этот вальс, я вспоминаю маму».
Спасибо, что конца урокам нет, Хотя и ждешь с надеждой перемены, Но жизнь, она особенный предмет: Задаст вопросы новые в ответ. Но ты найди решенье непременно. Спасибо, что конца урокам нет!»
Время не стоит на месте. На смену одним кумирам пришли другие: более жестокие и жесткие, циничные и прагматичные. Они, в большинстве своем, мало похожи на Игоря Грушко. У них нет ничего общего с
ушедшими из жизни Славой Киселевым и Алексеем Дидуровым. Они подстать нравам сегодняшнего дня.
Ты думаешь: ничего… Сойдут и такие…Но, вдруг остановишься на мгновение…И, кажется, что кто–то обманывает тебя, учинив подмену ценностей. И тянет оглянуться… И хочется вернуть то, что было. Когда-то… Очень давно.
Существует выражение, согласно которому японцы "едят глазами", китайцы - "ртом", а корейцы - "животами", т. е. в Японии при трапезе, прежде всего, ценится видовое совершенство блюд (обеденный стол в идеале должен выглядеть, как безукоризненно ухоженный сад); в Китае при трапезе самое большое внимание уделяется вкусу пищи, а в Корее любители поесть счастливы только тогда, когда наедаются до отвала. Сегодня у меня сытный,
но полезный и вкусный салат корейской кухни.