Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
http://tehnolog.umi.ru/risunki_k_rassylke - ссылка на страницу с рисунками; там же информация о моей книге "Технология пошива штор". Римские шторы. Эти шторы отличаются от предыдущих в первую очередь тем, что не имеют коэффициента сборки. Это – абсолютно ровные полотнища. Используется цепочный карниз (верёвочный – если нет возможности раздобыть цепочный). Помимо самого профиля с подъёмным механизмом в этих шторах почти всегда задействованы вставки: пластиковые или металлические пруты и утяжеляющая планка. Иногда пруты-вставки не используют (при этом утяжеляющая планка остаётся). Иногда вместо них используют широкие планки. Есть вид римских совсем без вставок.
В определённых точках на штору вручную пришиваются колечки, сквозь которые протягивают ленточки подъёмного механизма. Существуют колечки-прищепки, их цепляют насквозь через кулиску за вставку. Но только в случаях с тонкими тканями (вуаль, органза). Ещё есть колечки с крючками. Их цепляют за кармашки, которые расположены на специальной ленте–кулиске (она прозрачная, из лески, шириной 1,5см). Эти разновидности приспособлений используют в случае их необходимости. Всё продумывается заранее. Классические. С
кулисками – защипами. Подробно разберём, как сшить обычную римскую штору без подкладки. Она довольно проста как в изготовлении, так и в уходе. Пример. L карниза = 150см; 4 каретки; Н в распущенном виде – 160см. В сложенном виде штора не должна
превышать 29см.
Для начала уясним следующее: если сделать все фрагменты абсолютно одинаковой высоты, то в сложенном виде первая складка расположится значительно выше, чем все последующие. Точнее – на высоту карниза вместе с кареткой (если каретки наружные). Примерно на 4-10см. Потому что карниз (с каретками или без) не позволит подняться первой кулиске к самому верху. Этот фрагмент будет сложен не полностью, из-за чего не сможет спрятать под собой следующую складку. А вот она, в свою очередь, сможет. И все последующие - тоже смогут. Все «нормальные» складки выглядывают из-под предшественниц максимум на 0,5см.
Последняя складка выглядывает не всегда. Нижние колечки пришиваются не в самом низу, а ко шву кулиски для утяжеляющей планки, которая делается шириной 3см. Два варианта нижнего фрагмента. 1. Его высота вместе с кулиской равна предыдущим. Тогда складка автоматически становится короче прежних и прячется целиком. 2. Высота фрагмента равна предыдущим и к нему добавляется кулиска (3см). Тогда складка будет такая же как и предыдущие, будет слегка выглядывать. Если важен одинаковый каскад складок в поднятой шторе, то, учтя эту особенность, внесём изменения в расположение кулисок: верхний фрагмент нужно сделать выше всех на высоту профиля с кареткой (или просто профиля). Примерно на 10см (4см). Чтобы выяснить высоту всех фрагментов, из высоты шторы нужно вычесть верхние 10см (4см) и нижние 3см (это не обязательно). А оставшуюся величину разделить на количество фрагментов. Все цифры относятся только к данному примеру.
Нижний фрагмент может закладываться в складку, а может быть декоративным. Если внизу шторы предусмотрен позумент или другое оформление, то нижний фрагмент делается вдвое короче и не подтягивается вверх. Он остаётся в распущенном состоянии всегда. Последние колечки пришиваются к предыдущей кулиске, в которой будет располагаться утяжеляющая планка или металлический прут. Часто в такой шторе используют две утяжеляющие планки: одна является опорой для декоративного низа, другая – опорой для подъёмной системы. Примеры расчётов показаны на рисунках.
Как рассчитать высоту сложенной шторы. Для наглядности имеем в виду карниз с внешними каретками (высота – 10см). По условию высота
шторы – 160см. Все складки просто
подбираются наверх. От верха карниза до
низа каретки – 10см. Учитываем
нижние 3см. 160–10–3= 147см. Пусть будет 6 фрагментов. 147:6= 24,5см – высота
одного фрагмента. В сложенном виде складка будет = 12–12,5см. Каждая очередная выглядывает не более чем на 0,5см. Их ещё пять штук, значит, ещё 2,5см (максимум). 10+12,5+2,5= 25см. (Фактически будет чуть меньше.) Можно посчитать в обратном порядке. Предположим, складка = 15см (значит фрагмент = 30см). 160–10-3=147см. 147:30 =4,9 Число не ровное, попробуем не учитывать нижние 3см. 160–10=150см. 150:30=5 штук. Первая складка: 10+15. Последующие четыре (нижняя спрячется полностью) дают ещё 1,5см. 10+15+1,5= 26,5см.
Попробуем меньшее количество
фрагментов, четыре: 147 (160–10–3):4= 36,75см. Цифра получилась неудобная.
Попробуем не учитывать ширину нижней кулиски: 160–10= 150см. 150:4= 37,5см – высота фрагмента. Складка будет примерно 18,5см. Следующие две складки дадут ещё 1см (нижняя складка спрячется полностью, потому что мы не стали вычитать ширину кулиски). 10+18,5 +1= 29,5см Лимит в нашем примере 29см. Значит, этот вариант не годится (в нашем примере). Как видим, штору высотой 160см можно сложить до 25–29,5см. На будущее: берём эти числа за ориентир.
Чем выше штора и(или) чем выше
фрагмент, тем больше места требуется шторе в собранном виде. Чем больше складок, тем пышнее
собранная штора. Римскую с декоративным оформлением можно использовать только там, где есть достаточно места (подходящая слепая зона): высота сложенной шторы (порядка 25-30см), плюс высота украшения (3–50см). Разберём штору с шестью фрагментами, с равномерным каскадом. L карниза (каретки наружные) = 150см; H в готовом виде 160,5см (0,5см – это
гребешок); диаметр вставки 0,5см; ширина утяжеляющей планки –
2,5см. Вставки могут быть другой толщины. Предпочитаю самые тонкие. Нужно сделать пять кулисок-защипов под вставки
и одну кулиску под
утяжеляющую планку. Штору шьём на 1см шире, чем карниз. Чтобы не было проблем с липучкой, которая обязательно должна прикрывать весь профиль.
Вычерчиваем на бумаге в масштабе небольшой прямоугольник: L+1см+8см (бока
2+2) = 159см - ширина в крое.
Теперь сверху вниз (сначала сосчитаем, затем отложим величину целиком, а затем расчертим для наглядности): 2см (под липучку); 0,5 х2(гребешок); 10см (каретка); 147 (высота без гребешка, каретки и нижней кулиски); 2см х5 (припуски на формирование кулисок); 3см (нижняя кулиска); 6см (припуск для формирования нижней кулиски). 2+1+10+147+10+3+6= 179 – высота в крое. 147:6= 24,5см – высота фрагмента.
Кроить нужно по ниточке. По ширине – точно (ткань предварительно пропарим), по высоте – с запасом. Пошив. Сначала ткань отпарим и высушим. Затем точно кроим по ширине. А потом обрабатываем бока. Перемеряем ширину. Лишний сантиметр должен быть в наличии, это важно. Будем формировать кулиски, настрачивать ответную ленту, все эти поперечные швы съедят около 0,5см ширины. Приступаем к формированию кулисок: начинаем с середины шторы. Размечаем первую кулиску: отчерчиваем линию с изнанки, заутюживаем её на ребро и отстрачиваем примерно на 0,9см. То есть чуточку меньше, чем 1см. Затем выкладываем штору на стол. Вставляем в кулиску прут. Отмеряем от выполненного шва 24,5+1= 25,5см (удобнее картонным шаблоном), отчерчиваем. Вынимаем прут. Опять заутюживаем линию на ребро и отстрачиваем на 0,9см. Так отшиваем все пять кулисок: две – вверх и две вниз от средней.
Почему надо шить в таком порядке? Когда выстрачивается кулиска на полотне с обработанными боковыми швами, происходит постепенное смещение на пару-тройку ниточек. На первой кулиске шов сместится на пару ниточек, на второй - на четыре ниточки, то на третьей - уже на пол сантиметра, а на пятой - ещё больше.… Поэтому шьём от середины к краям, смещение происходит немного вниз и немного вверх, что практически незаметно. Есть другой выход – выстрачивать кулиски слегка по дуге: на швах делать поуже. На полотне – пошире. Но чтоб не переборщить, нужны опыт и чутьё. К тому же, именно на швах необходим достаточно просторный вход, иначе прутик сложно будет вставить. Я использую смешение этих приёмов. Совсем чуть-чуть зауживаю кулиску на шве (примерно на ниточку). И всё равно начинаю работу от середины полотна. Зачем при отчерчивании очередной линии вставлять прутик. Уверяю вас, это самый простой способ отмерить чётко нужную величину. Прут выровняет и растянет полотнище. Останется приложить картонку и отчертить.
Как только защипы будут выстрочены, штору на столе необходимо сложить вдоль пополам, для того, чтобы сравнить промежутки между кулисками. Они обязательно должны совместиться. В противном случае – подпарываем кулиску с краю, слегка перекатываем ребро и прострачиваем. Иначе штора будет кривенькой. Особенно это важно для штор, висящих рядом. Все горизонтали должны совпадать. Если вы работали аккуратно, не пренебрегали точностью разметки, то результат будет прекрасный.
Затем формируем нижнюю кулиску. Отмеряем 24,5+3= 27,5см+6см (на обработку) = 33,5см. Заутюживаем низ 3см+3см. Прокладываем строчку.
Высота. Выкладываем штору на столе в один слой и отмеряем высоту как обычно. Не забываем про гребешок, равный 0,5см. Верхний фрагмент должен получиться 37,5см (допустима небольшая погрешность в ту или иную сторону): 35см+2,5см на обработку. Во время этой процедуры штору на столе натянем (без лишнего усердия), ведь когда римская висит, утяжеляющая планка оттягивает ткань.
Ответную ленту сначала отутюжим, затем обозначим на ней начало, конец и пару маячков в промежутке. На ткани поставим такие же метки. Пришиваем точно по ним. Пришло время для вставок. Чтобы они легко входили в кулиски, обмотаем концы кусочками пищевой плёнки. Она плотно прилипает и хорошо скользит. Если этим пренебречь, кончиками вставок можно сделать на ткани затяжки. На всякий случай вас предупрежу: некоторые белые пластиковые вставки сделаны из волокнистого материала. И если не обмотать кончик плёнкой, во время продвижения прута по кулиске, возможны тоненькие отщепления – занозы, которые впиваются в кожу и долго беспокоят. Повторю: это касается не всех пластиков. Когда прутики и планка будут на местах, зашьём края кулисок. Иначе во время поднятия - опускания шторы, ткань будет слегка съезжаться к центру, оголяя кончики вставок.
Теперь надо пришить колечки точно в соответствии с центрами кареток (сделаем три стежка через колечко, затем три раза обмотаем, формируя ножку).
Монтаж. Прикрепим булавками верхний край шторы изнанкой кверху, в натянутом виде, вдоль края стола. Полотно расправим, слегка оттянем. Подготовим карниз. Раскрутим каретки полностью и заглянем внутрь каждой снизу в отверстие – одинаковое ли положение (самое нижнее) занимают ленточки внутри кареток. Если нет, то вскроем каретки и вынем катушки. Вложим их на место так, чтобы начальное положение лент было одинаковое (нижнее). Затем каретки закроем. Если положение лент на крайних каретках будет разным, намотка пойдёт неравномерно, следовательно, штора будет подниматься или опускаться с перекосом. Профиль укладываем на ответную ленту, ориентируясь на края. Протягиваем ленточки через колечки, слегка натягиваем и закрепляем иголками на поверхности стола. К нижним колечкам прицепляем специальные крючки, которые идут в комплекте с карнизом. На натянутых лентах ставим метки, на 1см ниже верха крючка. Вставляем ленты в крючки, так, чтобы метки оставались над верхним краем крючка. Отрезаем лишнее, оставив кончик длиной около 3см. Можно и по-другому фиксировать ленточки. Делайте, как вам нравится или же в соответствии со своими возможностями. Можно в качестве стопора использовать ещё одно колечко, которое нужно будет привязать к ленточке, предварительно продев её через пришитое колечко. Можно просто привязать ленточку к пришитому колечку.
Для транспортировки римскую штору сворачиваем свободным рулончиком, изнанкой внутрь. Можно накрутить просто так или на мягкий валик. Можно прослоить плотной бумагой или вспененным полиуретаном (подложкой под паркет) и скрутить вместе.
В следующей рассылке - разновидности римских штор. |
В избранное | ||