К этому виду относятся римские,
французские и австрийские шторы.
Карнизы.
Мы уже касались этой темы ранее (Карнизы. Часть 2). Это - профиль с прикреплённым к нему подъёмным
механизмом. Рекомендуемая длина - до 160см. Исключения возможны. Но, как говорилось ранее, чем
тяжелее полотнище (а тяжесть полотна напрямую зависит от длины карниза), тем
труднее поднимать штору.
Существует два вида систем: цепочная и верёвочная.
Цепочная система.
Она состоит из нескольких кареток,
прикреплённых к профилю и соединённых между собой
единым штырём, приводимым в движение специальной шестерёнкой,
которая находится внутри подъёмного механизма.
Сами каретки бывают наружными и
внутренними. Штора крепится при помощи ленты
велкро фронтально, и карниз прячется за тканью. На виду
остаётся (при поднятой шторе) только цепочка. А при опущенной шторе на просвет видны каретки (если они наружные) и ленточки. Это принимается как должное.
Система надёжна, сломаться что-либо может только по одной причине: если применить серьезное физическое воздействие: уронить или сильно ударить. В этом случае повреждённую каретку можно легко заменить (купить её отдельно).
Карниз с внешними круглыми каретками подходит только для римских штор.
Причина
в следующем: с одной стороны профиля «сидит» каретка с цепочкой. Каретку с лентой лучше установить через 2,5-3см после неё. Эти 2,5-3см нужны для крепления. Можно сдвинуть каретки вплотную, а крепление расположить дальше, после них, но сэкономленные сантиметры положение не исправят.
Каретка имеет ширину 4,5см. Отверстие с ленточкой находится посередине каретки. Значит, от края профиля
до ленточки будет 9-10см
(существуют карнизы других модификаций с иными формами и размерами, главное – понять суть вопроса). Каретку с противоположного края устанавливаем симметрично.
Такое расстояние для крайних лент вполне приемлемо на римских шторах, но не на французских или австрийских. У этих мягких штор крайние ленточки должны находиться
максимально близко к концам профиля.
И вот тогда используем либо профиль с вытянутыми горизонтально каретками, либо карниз
с кордовым управлением.
На профиле крепятся направляющие корда и один маленький прямоугольный коробок (замок).
Главное достоинство: ввиду малых размеров замкового устройства, первый шнур находится на расстоянии 4см от края карниза. Это не идеал, но гораздо лучше, чем 9-10см.
Все профили имеют удобные
крепления, которые позволяют с лёгкостью отстёгивать и пристёгивать карниз.
Первоначальную установку, конечно же, выполняет специалист. А вот в дальнейшем
снять, в случае необходимости, и прицепить обратно может любой достаточно
взрослый человек.
Схождение к центру.
Австрийские и французские шторы имеют тенденцию сужаться внизу к центру - это называется - схождение (чем выше штора – тем сильнее заметно схождение).
В римской шторе используются
горизонтальные вставки и утяжеляющая планка, которые держат форму и не дают
съехаться ткани в центр (именно поэтому крайние поднимающие ленты могут находиться на
расстоянии до 15см от краёв
карниза).
Что бы мы ни предпринимали,
смещение краёв шторы к центру будет в любом случае, от законов физики никуда не
деться.
Схождение можно слегка уменьшить несколькими приёмами: нужно как можно
шире развести крайние каретки (поэтому важно, чтобы верёвочки находились близко
к краям карниза); коэффициент сборки
сделать не меньше, чем 1:2; и использовать тяжёлые грузики (не менее 60 - 75г) на всех направляющих. Если штора практически всегда
опущена, её можно сделать длинной, чтобы низ укладывался на подоконник или на
пол.
Есть пара «насильственных» приёмов,
убирающих схождение полностью.
Первый приём:
с обратной стороны, снизу к шторе
крепится металлическая трубка или узкая планка, шириной 1-1,5см исполняющая роль и каркаса и груза. Чтобы планка не
провисала в виде дуги, её нужно точечно прикрепить на каждой направляющей. Для
этого пришиваем петли шириной 1-1,5см,
в которые вставляем планку. Петли должны быть такого размера, чтобы планка
входила туго и не елозила бы по ним. Проще использовать крепкую резинку.
К сожалению, на просвет такая
поперечина, конечно же, видна. Но этот вариант совсем не плох,
особенно при пошиве штор из слабо-прозрачных или непрозрачных тканей.
Второй приём:
по краям оконного проёма натянуты струны (или
установлены тонкие трубки) – направляющие. А по краям шторы пришиты специальные
колечки, которые нанизываются на эти самые струны или трубки. Штора ходит вверх-вниз
свободно, бока у неё сидят отлично, схождением даже и не пахнет.
Когда штора поднята, направляющие
видны. И для них нужно место. Поэтому логичнее расположить такую штору вне
проёма.
Вообще–то небольшое схождение подобных
штор признаётся нормальным явлением. Если такая штора висит сама по себе, то
этот недостаток просто сводим к минимуму. А если в комплекте с другими полотнами, то схождение
прикрываем ими.
Аккуратно нужно располагать австрийские
и французские шторы на круглых стенах (в эркере, например).
На выгнутом дугой (по стене) карнизе штора в распущенном положении будет значительно сильнее
сходиться к центру.
Если возникнет нужда в таком оформлении в эркере, делаем череду отдельных шторок. Чтобы каждая висела на прямом карнизе. То есть скруглённая стена (с
окнами) будет охвачена ломаной линией нескольких отдельных прямых карнизов.
Кстати, автором занавесей, которые
можно стянуть вверх, и спрятать их под
жёстким ламбрекеном,
считается Даниель Маро (1661–1752), французский художник
и декоратор.