Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Syndyk.by - идеи для вашего дома

  Все выпуски  

YouSmi.by - ежедневная рассылка полезных советов (выпуск от 24 февраля)


Выпуск

 
Порнографию смотрят во всем мире. Подростки, взрослые и даже пенсионеры. Среди них есть и мужчины, и женщины, люди с разным достатком и образованием. Что это — выход сексуальной энергии, учебное пособие,развлечение? Порнография на всех действует по-разному. И эксперты до сих пор не могут сойтись во мнениях на ее счет. Даже то, что считать порнографией, в каждой стране понимают по-своему…
Что считать порно?

В Советском Союзе, наверное, было наиболее целомудренное кино. До 60-х годов ХХ века самое большее, что могли себе позволить наши кинематографисты в кадре, — это поцелуй. Первая постельная сцена (разговор, происходящий в постели) в фильме «Еще раз про любовь» послужила причиной того, что он долго не выпускался на экран. Хотя в этой сцене были показаны только головы актеров (Татьяны Дорониной и Александра Лазарева), и, по рассказам, Лазарев, снимаясь в этой сцене, ложился в постель полностью одетым и в ботинках. Когда цензура стала допускать до массового зрителя зарубежные фильмы с эротическими сценами, многие ходили на них по несколько раз, чтобы посмотреть на «это». Потом появилась отечественная «Маленькая Вера» с первой откровенной (по меркам того времени) постельной сценой. А там начало свое подпольное шествие и порно. Его смотрели по ночам и все время перематывали назад, чтобы разглядеть получше…

За распространение порнографии у нас в Беларуси (как и во многих других странах) предусмотрена уголовная ответственность. Наказание варьирует от штрафа до лишения свободы. Но вопрос вопросов — что считать порнографией?
Долгое время под порно понимали изображение — визуальное или описательное — половых органов и полового акта крупным планом. Но в таком случае под это определение попадает немалое количество картин из Эрмитажа. После нашумевшего фильма «Империя страсти» с откровенными сценами жесткого секса, получившего приз на Каннском фестивале 1978 года за лучшую режиссуру, многие искусствоведы и режиссеры ввели другую шкалу оценки: если фильм снят сугубо ради сексуальных целей — это порно, а если у него еще есть и художественная ценность — эротика. Только вот определить эту ценность объективно почти невозможно, так что каждый в итоге видит грань между дозволенным и непристойным по-своему.
У нас в стране в начале 90-х годов была создана Республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости, на рецензию к которой и стали поступать спорные фильмы. Вынося свой вердикт, эксперты руководствуются постановлением Министерства культуры Беларуси от 2000 года, в котором на законодательном уровне определено, что такое порнография и что такое эротика.
Эксперт за работой
Мы разговариваем с ответственным секретарем Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости Владимиром Томашевским. На мое замечание, что купить сегодня порно, несмотря на запреты, в общем-то, не проблема, он показывает мне лежащую у него на столе бандероль: «Вот очередной DVD, присланный правоохранительными органами из Брестской области на экспертизу. Мне приходится давать порядка 400 таких экспертных заключений в год — а это значит, что в поле зрения милиции ежедневно попадают 1—2 человека, занимающихся распространением порнографии».
«Грань между эротикой и порнографией очень тонка, — говорит Владимир Николаевич. — Чтобы вынести правильное решение, приходится внимательно смотреть каждый фильм от начала до конца. Если честно, иногда доходит до тошноты. Спасает лишь то, что из разных уголков страны зачастую присылают одинаковые фильмы. Некоторые я знаю уже почти наизусть. В таком случае чтобы удостовериться, смотрю лишь пару кадров в начале, середину и конец».
«А давайте оценим какой-либо фильм с этого диска», — предлагает Владимир Николаевич и вскрывает бандероль. Названия фильмов, записанных на нем, весьма красноречивы: «Альпийский секс», «Татуированные тетки», «Секс и забавы», «Женщина сверху».
«Смотрите, как хитро оформлен альбом, — обращает мое внимание эксперт. — С одной стороны (той, которая смотрит с прилавка) обложка выглядит вполне прилично: герои одеты, улыбаются. А переворачиваешь на другую сторону — те же самые герои уже голые, в пикантных позах». Он включает компьютер… Идет заставка студии «Приват». «Это одна из самых известных порностудий в Европе, — говорит Владимир Томашевский. — Думаю, достаточно показать всего несколько кадров, и вы сами сделаете вывод относительно данного фильма».
Итак, смотрим. Действие происходит, видимо, на одном из альпийских курортов. Природа, служащая фоном, очень красива… «Технически снято все хорошо, камера стоит плотно, претензий к операторской работе нет, — говорит Владимир Николаевич. — Но сюжета как такового в фильме не имеется: встретились, разделись — и далее то, ради чего и был снят фильм. Однозначно порнография,» — выносит свой вердикт эксперт, когда пошел крупный план. В принципе, для того, чтобы вынести решение, хватило всего нескольких минут просмотра. «Просто этот фильм мне уже попадался не один раз», — улыбается эксперт.
— А бывали случаи, когда к вам из милиции поступали диски, после просмотров которых вы давали заключение, что это не порнография, — спрашиваю я.
— Бывали, но нечасто. Фильмы, попадающие к нам на экспертизу, сняты по-разному, — продолжает рассказывать Владимир Томашевский. — Иногда сразу видно: любительский. Это когда снято одной камерой, актеры одни и те же, кустарные декорации. А есть очень профессионально сделанные фильмы: с хорошо выстроенным светом, подобранной музыкой, грамотным монтажом. Встречаются и сцены с животными, и театрализованные постановки. Например, сцены из фильма «Гамлет» сняты в замке. Актеры соответствующим образом одеты, загримированы. Как-то был прислан фильм по мотивам сказки о Красной Шапочке…
— Откуда это все к нам попадает?
— В основном из Восточной Европы. Японские фильмы, например, попадаются крайне редко: далековато. У нас в Минске были, по-моему, организованы две подобные съемки. По крайней мере, в поле зрения правоохранительных органов попали два таких случая. Один раз снимали иностранцы. Второй — снимали минчане и продавали свои произведения через Интернет.
Порнография столетней давности уже кажется нам смешной
Идет время, меняется жизнь и наши представления о тех или иных вещах. «Возьмите старые фотокарточки начала 1900-х с голыми женщинами, — рассказывает Владимир Томашевский. — Довольно пышные, по нынешним меркам, тела, манерные позы... Тогда это считалось порнографией, сейчас они кажутся смешными. Нам в комиссию принесли как-то целый набор французских порнографических фильмов 1914—1941 годов производства, еще немых. Сейчас они тоже выглядят смешными и наивными. Фигуры, белье, поведение — все смешное. Наигранная жестикуляция, экзальтированная мимика… И снято все достаточно целомудренно, с современной точки зрения: общим планом. А это значит, что фигуры практически не больше спички, никаких подробностей. Да и так называемых порнографических моментов там всего пару на весь фильм. Но тогда это считалось жутким развратом!
Я как-то смотрел диск, на котором была сделана запись того, как снимается порнографический фильм, — продолжает эксперт. — То есть снимался фильм и параллельно снимались сами съемки. Теперь, видя порнографические кадры, я легко могу воссоздать в уме, как это все происходило на самом деле. Когда порноактриса, например, пока ее снимают ниже пояса, курит со скукой на лице…»

Расцвет порно пришелся на 1970-е годы, считающиеся временем сексуальной революции. Тогда оно считалось экспериментальным кино, эдаким андеграундом. А после вышедшего в 1972 году фильма Жерара Дамиано «Глубокая глотка» снимать ХХХ-ленты начали даже крупные голливудские кинокомпании. Правда, требования к актерам тогда были гораздо строже: кроме физических данных, оценивались и художественные способности, поскольку в этих фильмах сюжет играл далеко не последнюю роль. Выходили даже порномюзиклы (например, «Алиса в стране чудес»). В США были популярны порнокомедии, в Европе — исторические порнодрамы. С началом эпидемии СПИДа «золотой век» порно, по крайней мере для кинематографа, закончился.
Но законодательство по отношению к порно во многих странах продолжает смягчаться: в США официально разрешена продажа DVD и видео, там даже есть специальные порнокинотеатры, в Европе постепенно смягчают цензуру. Например, в прошлом году в Великобритании, стране с одной из самых жестких порноцензур, разрешили показывать «Глубокую глотку». В Каннах одновременно с обычным кинофестивалем ежегодно проводится альтернативный фестиваль порнофильмов. Неприкасаемыми во всем мире остаются только два запрета: на детское порно и зоофилию. Но даже не по этическим соображениям, а потому, что они попадают под два других табу: эксплуатация детского труда и жестокое обращение с животными…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сотни Интернет-страничек открывают школьникам тайники с готовыми домашними заданиями

«Только этот сайт не трогай, с него я буду качать» — эти слова услышала недавно из уст восьмиклассника, который явно не собирался прилагать больших усилий для написания школьного сочинения. Невольно вспомнила себя и те черновики, исписанные ради трех-четырех страниц в тетради. Неужели ученики так изменились или же просто технологии стали обгонять время?

Интернет-ресурсов, предлагающих скачать «готовые школьные сочинения на любую тему», сотни. Я уже не говорю о тех, которые без проблем открывают перед вами тайники с готовыми домашними заданиями и рефератами. Только открой и нажми «Скачать». Да, жизнь школьников явно упрощается.

«А зачем напрягаться? — спрашивает у меня сосед-девятиклассник. — Это же бесполезно. Скачал, сдал и свободен». Только за этими «сдал и свободен» кроется нечто большее. Недаром преподаватели в университетах из года в год все больше сетуют на то, что студенты становятся менее начитанными и культурными. А откуда взяться культуре, когда рефераты и сочинения скачаны, а на томах Толстого сантиметры пыли?

Побеседовала со знакомыми учителями русского языка и литературы и узнала, что в среднем из 25 одиннадцатиклассников всего лишь трое-четверо читают произведения школьной программы и сами пишут сочинения. Для остальных выходом становятся краткое содержание произведений и сборники сочинений, из которых переписываются предложения и абзацы. Учителя сошлись на мнении, что основная проблема — сокращение часов русской литературы.

В одиннадцатом классе один урок русской литературы в неделю, но ведь этот предмет — один из тех, которые помогают становлению личности, повышают уровень культурного развития и грамотности. Вот и приходится таких авторов, как Достоевский и Булгаков, просто схватывать на лету, урывая, кто что успел. Нагрузки, связанные с предстоящими экзаменами, а также высокая скорость «прохождения» произведений классиков заставляют даже хороших учеников поддаться соблазну прочитать краткое содержание и использовать готовое сочинение. Но разница в том, что добросовестные школьники даже этот соблазн умеют правильно использовать: прочитал критику, но интерпретировал по-своему, подошел творчески. Другое дело — все остальные, коих большинство. Они просто перестают мыслить творчески. И самое ужасное, что от таких ребят часто приходится слышать: «А как мне в жизни пригодится русская литература?»

Еще одна проблема, с которой столкнулись школьные учителя, — сочинения-близнецы, имеющие одинаковые названия, цитаты и часто полностью совпадающие по содержанию. А как иначе, ведь сайты скачивают друг у друга материалы на одну и ту же тему, не изменяя ни строчки, а наивные школьники открывают две-три первые ссылки и не удосуживаются прочитать и вникнуть в содержимое. И если раньше реферат нужно было писать только от руки, что подразумевало хотя бы знание содержания со стороны школьника, то сейчас нажать «Печать» и подождать две минуты – вот все приложенные усилия.

Все эти проблемы должны решать не только учителя. Вина во многом лежит и на родителях. С каждым годом Интернет становится доступным для детей в раннем возрасте. Что можно ждать от восьмиклассника, который имеет доступ в глобальную паутину восемь часов в сутки? Как удержаться от соблазна скачать все, поднесенное тебе на блюдечке с голубой каемочкой?

Родители не должны пускать на самотек обучение своего ребенка в средней школе, ведь в этом возрасте дети наиболее подвержены воздействию извне. При всех явных плюсах воздействие Интернета не всегда оборачивается положительно. Заблокировать доступ к сети для ребенка и просто чаще беседовать с ним о его проб-лемах и трудностях, уделять внимание подготовке и проверке его домашних заданий — вот то малое, что может сделать каждый родитель.

Знаете, а ведь и подростку можно доказать полезность и преимущества самостоятельной работы. И, возможно, на просьбы типа: «Сегодня я с этого сайта качаю, его не трогай», можно будет услышать: «А мне сайт не нужен, я сам пишу, успел прочитать…»

Анна Ефременко


В избранное