В
дошедших до нашего времени памятниках материальной культуры
древности можно встретить прекрасные женские украшения, предметы
религиозного культа, изделия бытового назначения, выполненные из
тонких металлических кружев и мельчайших зерен.
Техника, в которой исполнены эти поражающие своим
изяществом и тонкостью работы вещи, называется филигранью. Ажурные
или наложенные на фон узоры делали из гладкой круглой и
развальцованной в ленточку проволоки или же скручивали несколько
проволочек в жгутик. Иногда орнамент украшали мелкими металлическими
шариками, завершавшими завитки и розетки. Когда из шариков набирали
самостоятельный узор на металлическом фоне, то такую разновидность
филиграни называли зернь.
Первые упоминания о технике филиграни связаны с
Грецией, Этрурией, Египтом. В VIII—X веках это искусство было
завезено арабскими купцами в Европу, где получило широкое
распространение. Несколько позже — в X—XI веках — филигрань
появилась на Руси, где стала называться «сканью» (от русского слова
«скать» — скатывать, скручивать проволоку)...
Богат
и разнообразен мир увлечений. Многие художники-любители охотно
отдают свой досуг прекрасному искусству —резьбе
по дереву.
Расскажем о декоративных особенностях, материалах,
инструментах, приемах исполнения одного из красивейших видов
народной резьбы — кудринской.
Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам
резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование
подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и
характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных
побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей
вызывают ощущение «кудрявости» узоров.
Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют
традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с
другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток,
который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами
включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери,
рыбы, ягоды, цветы...
В
истории почти всех народов определенные изделия из камня становились
особенно приметными в культуре, в религии, в быту, превращаясь в
некий символ той или иной страны. У древних египтян им стало
вырезанное из камня изображение жука скарабея, в Древней Греции —
изящные мраморные статуэтки, в Китае — изделия из нефрита, хочкары —
каменные надгробные плиты — у армян, в средневековой Европе — четки
и кресты, изготовленные из гагата, янтарные украшения — у народов
Северной Европы. В России с развитием камнерезного дела на Урале
таким национальным символом выступили изделия из малахита и особенно
малахитовые шкатулки. Они были чем-то большим, чем просто
распространенным промыслом. Изделия из уральских камней стали
носителем традиций народного камнерезного искусства...
Искусство
эмали, или, как ее называли прежде, финифти, уходит в далекое
прошлое. Богатые художественные возможности, яркость красок, их
вечная нетускнеющая свежесть, блеск, равный самоцветам, позволили
ювелирам на протяжении веков постоянно находить новые формы
применения эмали. Ею украшали предметы женского убора — ожерелья,
подвески, диадемы, серьги, отделывали драгоценную посуду и церковную
утварь, парадную конскую сбрую и оружие, предметы быта. Эмаль обычно
сочетали с драгоценными камнями,сканью,чеканкой,гравировкойна
золотой и серебряной основе.
И сегодня эмаль привлекает ювелиров, живописцев,
графиков, скульпторов, монументалистов. На основе изучения старинной
техники расширяется диапазон возможностей ее использования. Кроме
традиционных изделий ювелирного и прикладного характера, эмаль
проникает в архитектуру: ведь это самый подходящий и прочный
материал, сохраняющий свой цвет невзирая на капризы погоды. Она
находит применение в оформлении интерьеров, в декоративно-прикладном
искусстве, дизайне и других областях...
Литье
из олова известно человечеству с древнейших времен. Еще за 6 тысяч
лет до нашей эры в Египте лили из олова украшения. Упоминания об
этом металле встречаются в древнеиндийской, греческой, римской
литературах. В античные времена в ходу были монеты и сосуды из
олова.
Занимались литьем из олова и на Руси. До нас дошли
утварь, украшения, предметы культа времен Киевской Руси. В XIII—XV
веках ремесло это достигло большого развития на Украине, в городах
Холм, Володимир, Перемышль, Луцк. В XV веке в Киеве был основан
литейный цех, вырабатывавший оловянные изделия.
Оловянное литье широко распространилось при Петре I.
В те времена в быту пользовались оловянными пуговицами, кубками,
посудой, встречались и медали из олова. Тончайшим узором скрепляли
слюдяные пластинки в фонарях-светильниках...
На сегодня - это все.
Новые темы читайте в следующем выпуске рассылки.