В
давние времена, когда еще не знали, что такоеклей,
агвоздине
были изобретены, народные мастера пользовались надежным крепежом —
так называемым соединением «в зажим».Без
единого гвоздяладили
они различную домашнюю утварь, короба, игрушки для детей. К
сожалению, до нас не дошли образцы самих изделий, но факт их
изготовления подтвержден археологами: например, при раскопках
древнего Новгорода были найдены гнутые части от табурета,
относящиеся к XII—XIV векам. Выполнены они, как можно судить, именно
таким способом.
Публикация о находке заинтересовала Геннадия
Яковлевича Федотова. Трудно было по маленькой информации в
академическом журнале разгадать секреты новгородских умельцев,
пришлось заняться поиском новых сведений. Дело оказалось хлопотным —
приемы работы новгородцев не сохранились. Что-то похожее делали в
30-е годы прошлого столетия горьковские умельцы...
Кузнечное
ремесло было известно на Руси уже в глубокой древности. Из-под
молота кузнеца выходили самые разнообразные поковки — от небольшого
рыболовного крючка до многопудового плуга. Без кузнечных поковок
нельзя было обойтись ни плотнику, ни столяру, ни резчику по дереву
или камню. Топор и тесло, стамески и долота, сверла и железки
рубанков — все эти и многие другие необходимые инструменты
изготовлялись в кузнице. Во времена лихолетья ковал кузнец рогатины
и мечи, щиты и шлемы. Но все же постоянными заказчиками его были
крестьяне. Кузнец изготовлял подковы и сам подковывал лошадей, ковал
серпы и косы, мотыги, вилы, лемехи для плугов, всевозможную домашнюю
утварь.
Если от лемеха и серпа требовались прежде всего
прочность и удобная рациональная форма, то к изделиям для дома
заказчики — и сельские и городские — предъявляли дополнительные
требования: они хотели видеть заказанные предметы не только
удобными, но и красивыми...
В
предыдущей статье мы рассказали о том, какие
инструменты нужны для занятий художественной ковкой, и дали описание
нескольких кузнечных операций. Сегодня мы заканчиваем разговор о
художественной ковке.
Гибка
Заготовки изгибают на наковальне, в тисках или на
специальной оправке. Чтобы согнуть заготовку под прямым углом, ее
укладывают на наковальню, прижимают сверху кувалдой и загибают
выступающий конец ударами подручника. Если нужно придать заготовке
плавные изгибы, операцию выполняют на коническом роге наковальни.
Например, на нем выгибают завитки и спирали. Очень удобно сгибать
спирали на специальной оправке, которую вставляют в отверстие
наковальни. Спирали из тонкого прутка или толстой проволоки сгибают
в холодном состоянии в тисках, плотно укладывая виток к витку. Этот
прием применяют при изготовлении декоративных деталей — так
называемых шишек. Свернутые с двух сторон спирали выколачивают на
конической оправке, а затем совмещают основания полученных
спиральных конусов...
Если
бы мы окинули беглым взглядом историю зодчества, то сразу же
убедились бы, что камень, бесспорно, — любимый отделочный материал
архитекторов. Это естественно: он прочен, долговечен, а главное —
красив. Самые смелые замыслы художников воплощаются в камне и живут
века. Нет необходимости приводить примеры — каждому, где бы он ни
жил, вспомнятся прекрасные образцы каменной вязи.
Взгляните на фотографию в начале статьи. Это уже не
древность, а современность. Грузинские архитекторы, проектируя
здание Публичной библиотеки в Тбилиси, обратились к камню.
А если от этого здания подняться к подножию горы
Мтацминда, мы выйдем к художественному училищу имени М. Тоидзе. Из
его стен выходят чеканщики,живописцы-альфрейщики,
художники по ткани,мастера
керамики, реставраторы исторических памятников и другие
специалисты. Среди них — резчики по камню...
В
романе Александра Дюма «Двадцать лет спустя» есть такой эпизод:
д'Артаньян и Портос, расставаясь с Атосом и Арамисом после неудачной
экспедиции в Англию, договариваются между собой о том, как они будут
сообщать друг другу о своих дальнейших передвижениях. «В каждой
гостинице, в каждом доме, где мы будем останавливаться,— говорит
д'Артаньян,— мы будем писать ножом на стене или алмазом на стекле
какие-нибудь знаки, которыми смогут руководиться в своих поисках те,
кто останется на свободе». Эта фраза свидетельствует: д'Артаньян,
как и многие люди до него, знал, что алмаз — самое твердое вещество
на земле, и им можно «писать» на любом другом материале.
Твердость — это степень сопротивления вещества
какому-либо механическому воздействию на него, обычно царапанию или
вдавливанию. Первую шкалу для определения относительной твердости
минералов предложил немецкий ученый Ф. Моос в 1811 г...
На сегодня - это все.
Новые темы читайте в следующем выпуске рассылки.