Лечение заболеваний сосудов, сердца и кровеносной системы Как восстановить речь после инсульта
Возвращение к обычному ритму жизни после инсульта требует много времени и значительных усилий. Чаще всего нарушаются не только двигательные функции, но разговорная функция. Восстановление речи после инсульта невозможно без участия логопеда-афазиолога и надлежащего ухода и поддержки со стороны семьи.Продолжительность процесса восстановления зависит от объема повреждений мозга и вида афазии.
Приступ инсульта происходит из-за закупоренных, слишком слабых сосудов с тонкими стенками (ишемический) или повышенного кровяного давления (геморрагический). После любого вида инсульта возвращение к жизни
происходит трудно и долго. Кроме ограничений в движениях чаще всего страдают и психические функции, в том числе речь. Восстановление речи после инсульта требует привлечения логопеда и повышенного внимания родных. Важно начать занятия в течении первых недель после приступа. На более поздних сроках полного восстановления добиться трудно.
Виды нарушений речи после инсульта
Примерно 25% пациентов после приступа страдают от нарушений речевого аппарата, которые медики классифицируют как афазии.
Вид афазии зависит от локализации и объема поражений мозга:
если поражается центр Брока, то наступает моторная афазия, которая характеризуется неспособностью выражать мысли с помощью слов, то есть, пациенты не могут определить словами то, о чем думают. Такие больные помнят родных и близких и могут понять, что они говорят, но сами произносят только отдельные звуки;
если поражена область Вернике (задняя часть мозга), то развивается рецептивная (сенсорная) афазия, при которой пациенты не понимают речь, но могут произносить лишенные смысла слова и предложения. Это значит, что они не в состоянии опознать значение звуков и понять их смысл. Чаще всего родная речь такими больными воспринимается как иностранная;
если развивается семантическая афазия, пациент понимает только простые слова и предложения;
при амнестической афазии пациент владеет спонтанной и диалогической речью, то есть, называет близких по имени, но не может выбрать нужное слова для определения названий окружающих его предметов;
самая тяжелая форма – глобальная (тотальная) афазия, при которой поражается несколько участков мозга. Это значит, что пациент не только не разговаривает, но и не понимает, что говорят окружающие.
После того, как врач определит тип афазии, необходимо сразу же начать занятия с логопедом. Из данных статистики следует, что 30% больных начинают разговаривать еще до выписки из стационара. Но это относится только к лечебным учреждениям, в штате которых имеется логопед-афазиолог и он действительно занимается с больными. При обширных повреждениях мозга работа с логопедом продолжается и после возвращения домой.
Процесс восстановления речи после инсульта
Способности мозга к восстановлению до сих пор полностью не изучены. Медики считают, что после ишемического или другого вида инсульта функции погибших клеток начинают выполнять те, которые расположены по близости. Кроме того, мозг создает и новые клетки на замену утраченным. Это значит, что восстановить после инсульта функцию речи возможно, если у пациента и его окружения достаточно времени и терпения.
Как восстановить речь после инсульта? В данном процессе главное – и социальная служба, и пациент, и его близкие должны принимать активное участие в процессе. От этого зависит, как быстро пройдет восстановление и в каком объеме будет компенсирован неврологический дефицит, вернется ли больной к прежней жизни или утратит трудоспособность.
Процесс реабилитации должен быть комплексным и состоять из:
медикаментозной терапии;
речевой терапии;
хорошего ухода.
Перед началом занятий необходимо проверить реакции пациента на тихий голос, шепот, определить основы речевых стереотипов, которые были до приступа. Основной принцип – начинать с самых легких упражнений, постепенно переходя к более сложным заданиям. Нужно так же учитывать индивидуальные особенности, степень разрушения функций мозга и вид афазии. Ведь один пациент свободно ведет диалог, а другому проще назвать окружающие его предметы.
Важно так же подобрать для упражнений такой материал, который для больного важен по смысловой нагрузке и эмоционально. Нельзя начинать работу с обучения отдельным звукам или словам. Важно так же уже с первых упражнений вовлечь пациента в диалог.
Продолжительность занятий определяется индивидуально, в соответствии с особенностями конкретного человека. Средняя длительность – 7-15 минут. За два месяца продолжительность одного занятия должна увеличиться до получаса. Во время выполнения упражнений следует выключить радио и телевизор, исключить другие посторонние шумы.
Положительные результаты для большинства больных, перенесших ишемический или другой инсульт, дает музыкотерапия. Но важно предварительно узнать, какие песни конкретный человек помнит и любит. При затруднении закончить начатое предложение или составить свое можно предложить вместе спеть знакомую песню. Подобные упражнения больные выполняют более охотно, чем стандартные.
Если в результате приступа инсульта у больного образовалась сенсорная форма афазии, лучше использовать картинки, предлагая рассказать, что он видит, и перерисовать изображение. Врач-логопед всегда должен быть спокойным и все слова произносить тихим голосом. Если в течении первых недель после приступа все сделать правильно, восстановление становится достаточно эффективным и стойким. Но занятия имеет право проводить только логопед-афазиолог.
Родственники должны ориентироваться на посильную помощь логопеду. По его просьбе можно некоторые упражнения делать самостоятельно. Главное в этом деле – не навредить. Поэтому необходимо настроить больного оптимистично и не допускать слишком больших нагрузок. Восстановление речи после инсульта требует постоянного общения с больным, даже если он сам не разговаривает. Чаще всего у таких больных речь не восстанавливается, поэтому логопед обучает их другим способам общения.
Процесс восстановления речи после ишемического или другого вида инсульта может длиться до трех лет, хотя основное необходимо сделать в течении первого года. Через три года больной обычно уже приспособлен к дефектам, которые исправить невозможно. Труднее всего, если пациент безразлично относится к собственному состоянию. Задача родных – пробудить интерес к упражнениям, при этом не проявляя излишней опеки.