Сегодня в выпуске: Значение поста однодневные посты Календарь постов и трапез (10-12 сентября) Постное меню Винегрет "Царский" Окрошка по-вятски Грибные оладьи
строгий пост в день Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября;
строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября;
строгий пост в Крещенский сочельник — 18 января.
На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечении и увеселений, супружеских отношений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций. В течение постов и постных дней в Церкви не совершается таинство браковенчания, а зачатие ребенка в постное время считается великим грехом.
КАЛЕНДАРЬ ПОСТОВ И ТРАПЕЗ
10 сентября – "Мясоед" - разрешается есть всё, даже "скоромную" пищу. 11 сентября – Пост "с ядением сварения" - разрешается любая растительная пища, приготовленная на огне без использования растительного масла. 12 сентября – "Мясоед" - разрешается есть всё, даже "скоромную" пищу.
ПОСТНОЕ МЕНЮ
Винегрет "Царский"
Ингредиенты:
2-3 моркови;
1 свекла;
картофель;
2 соленых огурца;
2-3 головки репчатого лука;
250 г консервированного зеленого горошка;
2-3 ст. ложки изюма;
1 лимон;
уксус;
соль;
для маринада:
1 стакан растительного масла;
1 стакан вина;
1 лимон;
несколько горошин черного перца;
1 ч. ложка столовой горчицы;
соль - по вкусу.
Способ приготовления:
Отварить в слегка подсоленной и подкисленной несколькими каплями уксуса воде нарезанные кубиками морковь, а после нее - свеклу. Отдельно отварить в подсоленной воде нарезанный кубиками картофель. Овощные отвары соединить и сохранить, а нарезанные овощи откинуть на дуршлаг, а затем смешать с нарезанными мелкими кубиками солеными огурцами, нарезанным соломкой репчатым луком, консервированным зеленым горошком, изюмом и очищенным от кожицы и зерен
и нарезанным кубиками лимоном. Из овощного отвара, растительного масла, вина, сока второго лимона, черного перца, столовой горчицы и соли приготовить маринад и довести его до кипения. Салат залить маринадом и выдержать под крышкой в течение 30 минут, после чего распределить на порции.
Рекомендуется в дни "Мясоеда".
Окрошка по-вятски
Ингредиенты:
редька (или редиска);
отварной картофель;
соль;
квас;
свежий огурец;
хрен;
зелень.
Способ приготовления:
Натереть редьку или редиску. Нарезать холодный отварной картофель. Смешать редьку (редиску) с картофелем, смесь посолить, оставить минут на 40-50. Затем добавить холодный квас, нарезанный огурец, тертый хрен (по вкусу), зелень.
Рекомендуется в дни Поста "с ядением сварения".
Грибные оладьи
Ингредиенты:
500 г картофеля;
250 г грибов;
растительное масло;
соль.
Способ приготовления:
Сырой картофель очистить, промыть и натереть на терке. Очищенные грибы мелко нарезать, перемешать их с картофельной массой и небольшим количеством соли. Выложить оладьи ложкой на горячую сковороду с растительным маслом и обжарить с обеих сторон.
Рекомендуется в дни Поста с "ядением сварения с елеем".
В книге с первоначальным названием "День за днем" (отрывки из которой будут приводиться в этом разделе) содержатся размышления православного священника на каждый день года. Автор этой книги не известен. Но известно имя одной из усерднейших и внимательных ее читательниц: Императрица Александра Феодоровна. Книга попала в руки Государыни за несколько лет до революции, и с ней она уже не расставалась до конца жизни. Об этом свидетельствуют
дневники и письма святой Царственной Мученицы. Государыня всем сердцем приняла мысли неизвестного автора о христианской жизни, о вере, о путях спасения. В письме Анне Вырубовой (1917 г.) она сообщает: "Каждое утро я читаю книгу, которую ты мне подарила семь лет тому назад, "День за днем" и очень ее люблю, нахожу много слов утешения".
Божественная любовь
"Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1 Ин. 4, 9)
В тюрьме, в подземелье, в темном, сыром углу вырос плющ. Ни одна капля дождя или росы никогда не орошала его. Тщедушные, полусухие листья впивали в себя лишь гнилую влагу подземелья. Но с наступлением лета солнечный луч стал проникать и в это мрачное место заточения. И каждый день, в продолжение одного часа, этот луч согревал бедное, погибающее растение. И вот жизнь стала просыпаться в нем, корни ожили, листья стали подыматься к свету; пожелтелый
ствол наполнился свежим соком; пошли новые ростки. И тоненькая ветка, постепенно подымаясь все выше вдоль стены, достигла наконец узенького окна и, пробившись сквозь железную решетку наружу, на волю, целый день уже могла пользоваться живительными лучами солнца. Ветка эта росла и росла, пока не покрыла густою зеленью всю наружную стену тюрьмы, придавая красу и свежесть мрачному зданию.
Так бывает и с душой человеческой, заточенной во мраке греха и разврата. Когда луч божественной любви, проникая в нее, коснется ожесточенного сердца, в душе пробуждается радостный трепет, она оживает и растет, впивая в себя благотворный луч божественного света, и возрождается к новой жизни. Она, как ожившая ветка, одевается прекрасной свежей листвой и наконец приносит плоды праведности, во славу Божию. Человеческая мудрость стоит высоко в истории
народов. Но никакая философия не может воскресить мертвую душу. Наука в наши дни творит чудеса: все препятствия в природе уничтожаются, расстояния уж не существуют, под землею и под водами пробиваются пути. Через неизмеримые пространства ведутся переговоры. Небесные светила вычисляются и вымеряются с математической точностью. Но и самая точная наука не может разрешить великий вопрос жизни и смерти. Еще менее может она вернуть угасшую жизнь. Один Христос дает жизнь, "чтобы имели жизнь с избытком" (Ин.
10, 10). Его слово, Его Дух обновляет, оживляет омертвевшую душу, в Нем одном спасение и пробуждение от греховного сна, ибо "верующий в Него имеет жизнь вечную" (Ин. 6, 40).