Есть такая пословица, сейчас, к сожалению, практически полностью
забытая, которая гласит: «кто невесту одевает, сам молодеет». Давайте
попытаемся разобраться, что обозначает эта пословица и сколько невест в
своей жизни нужно одеть, что бы выглядеть на свои восемнадцать (это,
конечно же, шутка).
Перво-наперво давайте определимся с термином
«одевает». Что, собственно, это обозначает? О ком идет речь? О том, кто
надевает на невесту свадебный наряд, или о том, кто готовит ей свадебный
наряд?
В разных славянских регионах существовали различные
традиции изготовления свадебного наряда. Где-то его готовила сама
невеста, где-то шила специально обученная тетенька или бабушка. При чем
первый подход был, несомненно, в подавляющем большинстве. Интересно, что
в некоторых местах Сибири девушка, которая уже вошла в возраст невесты,
освобождалась от домашней работы для того, что бы могла спокойно пошить
свой свадебный наряд и отдохнуть перед замужеством. Свадебный наряд
нес в себе огромное количество оберегов, которые девушка изготавливала
собственноручно – а это буквально километры ручной вышивки. Предки
считали, что в свадебный день «в гости» к молодым приходит толпа
недобрых духов, и для того, что бы они не испортили церемонию
бракосочетания, и изготавливалось невестино и жениховское обережье. А
еще не забываем о приданом и подарках для будущего мужа, которые также
делала невеста… Минимальный набор невесты – это свой свадебный наряд,
рубаха для жениха, обрядовые рушники. В некоторых регионах невеста
вышивала порядка ста рушников и изготавливала такое же количество поясов
– подарки гостям, которые придут на свадебный пир. Было принято
одаривать подарками и свекровь. Но вернемся к изготовлению самого
наряда. Чаще всего невеста сама готовила свой наряд, ведь предки верили,
что женщина, которая занята ткачеством (а невеста и сама ткала ткань на
платье), а затем и пошивом, в буквальном смысле планирует свою судьбу,
делает новый мир, находит свое место в этом мире и прогнозирует
счастливые и несчастливые события. Роль «планировщика» счастливых и
несчастливых дней зачастую отводилась вышивке, при этом невеста
отдавала себе отчет в том, что без должного количества неприятных дней
счастье не будет ощущаться совсем. Я изложила только самую малость из
основ, на которых стояла подготовка невесты к свадьбе, но уже даже
исходя из этого совершенно ясно, что доверить кому-то подготовку
свадебного наряда при таком подходе практически невозможно. Исключение
составляли те наряды, которые передавались по наследству, в случае если
брак был особенно успешным и семейная жизнь удалась на славу. Отдельного
внимания заслуживали головные уборы невест, на которые уходили порою
сотни часов работы – изготавливала их также невеста, за исключением,
опять же, случаев передачи по наследству.
Таким образом, мы рассматриваем сам процесс одевания, а не подготовки свадебного наряда, как главное «молодильное» средство.
Одевали
невесту в ее комнате или в бане, одевали долго, с соответствующими
ритуалами. Собственно одевание являлось заключительным этапом в долгой и
эмоционально напряженной подготовке к венчанию. Некоторые невесты, не
выдержав, так сказать, накала страстей, падали в обмороки. Для того, что
бы охранить невестину энергетику , а заодно и саму невесту, и не
разбазарить девичью энергию до венчания, до момента перехода в
собственность мужа всего этого самого накала страстей, на нее вешали
своеобразный «экран», который со временем стал символом невинности
(изначально таковым на Руси не являлся, это европейская традиция) -
фату.
Считалось, что невеста в свадебные дни, особенно перед
самим венчанием, находится совершенно в особенном состоянии – не в этом
мире, и не в том. «Ни жива, ни мертва» – помните, так стояли русские
невесты в сказках. И именно в этом состоянии невеста, считали наши
языческие предки, «пропускает» через себя множество энергий и может
зарядить этими энергиями окружающих людей. Однако отдавать их каждому
встречному и поперечному не представлялось возможным – ведь это слишком
ценное состояние, да и невеста слишком уж хрупка в эти часы (вдруг еще
помрет от сглазу?..). Поэтому допускались к невесте только проверенные
родственницы или та женщина, которая принимала участие в сватовстве – те
близкие люди, которые будут радеть за новую семью и невестино здоровье и
счастье в ней. Редко, очень редко принимала в обряде одевания участие
мама невесты – мама в эти часы плакала, убивалась и «хоронила» свою
дочь. Практически никогда не принимали участие малолетние сестры.
Подружки толпись в той же комнате, где одевали невесту, но не с целью
омолодиться, а с целью пойти сразу за невестой, но уже в свой, личный,
«замуж». Так что доставалась невесте какая-нибудь всеми уважаемая
женщина: сватья ли, повитуха ли, иногда знахарка или травница, которая и
помогала невесте совершить этот переход, подбадривала ее песнями,
поддерживала в минуты слабости. И вот, вероятно, спустя многие
десятилетия существования свадебного обряда наши предки, который
славились ясным умом и способностью все примечать, заметили, что та
женщина, к которой благоволит невеста и разрешает помочь себя одеть,
выглядит после этого процесса лучше, здоровее, моложавее. И создали
очередную примету, которая дошла до нас через века.
Квартира
у нас 2 уровневая, на первом этаже санузел с маленькой раковиной
площадью 2.5 м2, унитазом и душем в строительном исполнении. В начале
ремонта, когда в голове был хаос, в душе полная эйфория от покупки
большой квартиры и полная уверенность, что денег на ремонт оставлено
«так много», что хватить на все и еще останется, было куплено
бескаркасное душевое ограждение для санузла на 1 этаже. Привезли энти
стеклышки домой, поняли, что они не входит в маленький санузел,
попытки продать были не удачны. Оставлено для «большой ванной» площадью
около 9 м2. В ходе описание могу повторяться, потому как рассказ
восстановлен по постам. >>>>
Предлагаю
занять Вашего малыша изготовлением красивых бусиков. Мы уже занимаемся
второй день. Сегодня сын проснулся и сказал: «Давай делать еще бусики!». >>>>