«Горько,
горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге
ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую
семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы , такие
современные, продолжаем это делать?
«Горький» обряд многовековой
и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей,
предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а
именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и
хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все
горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и
понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста
и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых
создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после
отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так
называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в
течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе
брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая
девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода
– именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для
медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и
от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком
символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и
несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость,
принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил
именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по
сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот
обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят
молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через
плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную
жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в
которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят
молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но
понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к
черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную
посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились
(битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния).
Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить
все горести прямо здесь и сейчас.
Хлеб да соль. Встречая молодую,
свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха
приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как
нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело.
Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело.
Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в
семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо
настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста
оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к
невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для
обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену.
Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и
брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга
посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто
ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего
смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если
она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая
незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она
пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В
таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не
менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом
случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно
отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! –
ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное
состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В
последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как
пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь
дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.
Чтите
традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь
вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании
возможности надраться в сани.