Дети готовы играть каждую секунду, однако способы взаимодействия с игрушками и друг с другом в настоящее время изменились. Сегодня дети чаще всего не могут играть без вмешательства взрослых; у них гораздо больше игрушек, чем у их сверстников в прошлом; для некоторых детей действия взрослых (родителей или воспитателей) являются главным источником игры.
Чтобы противостоять этим изменениям, защитники игры из США предлагают
альтернативные подходы, которые восстанавливают старые ценности и добавляют современные наработки. Эти четыре игровые тенденции имеют ряд общих особенностей: недирективная роль взрослого, внимание к естественному детскому любопытству, дорогое оборудование и игрушки не требуются.
Эвристическая игра
Введенный в педагогику Элионорой Голдшмидт и Соней Джексон термин «эвристическая игра» восходит к греческому слову eurisko, которое означает
«отыскиваю» или «открываю». Эвристическая игра дает детям (обычно младше 3-х лет) возможность свободно играть с бытовыми и природными объектами в контролируемой среде. Ключевой компонент эвристической игры – то, что главным является ребенок, а взрослые лишь оказывают ему поддержку, напрямую не вмешиваясь в происходящее.
«Корзина сокровищ» – это основа эвристической игры для младенцев. Заполненная безопасными домашними предметами (например, прищепка,
деревянная ложка, фонарик, пластмассовый стаканчик) корзина дается малышу с того времени, как он может сидеть. Дети вынимают предметы, чтобы исследовать их, используя руки, рот, глаза и уши, в то время как взрослый сидит рядом, чтобы обеспечить комфорт и безопасность или помочь по мере необходимости. «Корзины сокровища» распространены в центрах младенца и дошкольника в США, особенно в Монтессори-школах, а также могут использоваться дома.
Как только малыш познакомился с домашними
предметами, он начинает интересоваться тем, что можно с ними сделать. Детьми движет естественное любопытство и желание взаимодействовать с предметами. Эвристическая игра позволяет детям понять, как работают те или иные вещи, используя такие понятия, как размещение, наложение и упорядочивание.
Во время игровой сессии другие предметы, которые не относятся к игрушкам, убираются из сферы внимания, чтобы малыш не отвлекался. Каждому ребенку дают на выбор несколько контейнеров с предметами, чтобы тот
мог их исследовать. Взрослый же сидит спокойно поблизости, не вмешиваясь в ход манипуляции.
В эвристической игре есть ряд преимуществ, например, вовлечение детей в процесс самопознания и изучения, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также поддержание детского любопытства и внимания в течение длительного периода времени.