Что вы делаете, когда у вашего ребенка истерика или он капризничает? Большинство родителей совершают те же самые ошибки: расстраиваются, пытаются убеждать, спорить, угрожать последствиями или чувствуют себя виноватыми.
У очень чувствительных и вспыльчивых детей есть такие врожденные особенности, которые заставляют их остро реагировать на внутренние и внешние события. Таких детей еще называют «тревожными»,
«трудными», «взрывными» и «очень эмоциональными». Родители же считают их поведение жестким и негибким. Этим детям обычно нелегко даются незнакомые обстоятельства, новые действия и ситуации и даже умеренные стрессоры. Что же может сделать родитель?
Вообразите шкалу неблагополучия, с делениями от одного до 10. При физическом неудобстве, неудаче или другом стрессе среднестатистический ребенок войдет максимум в оранжевую зону (6 или 7). Легковозбудимый ребенок при
одинаковом стрессоре войдет в так называемую красную зону – от 8 до 10. При этом такой малыш будет кричать, сопротивляться и абсолютно не сможет себя контролировать. А злиться на ребенка, находящегося в красной зоне, все равно, что подбрасывать уголь в костер.
Чрезмерная реакция
Обычные ожидания ребенка (сон, поход в школу, командные виды спорта) могут казаться вам умеренными стрессорами, но для тревожных и эмоциональных детей они становятся настоящим испытанием. И
вполне возможно, что сами дети не справятся с подобной ситуацией. Здесь нужна большая работа по познавательной и эмоциональной коррекции. Однако не нужно думать, что все зависит от квалифицированной помощи психолога – если ребенок идет домой к своим самым близким и любимым людям (родителям), которые сердиты, раздражены и не обращают на него внимания, то его нервная система просто не справится с хроническими эмоциональными перегрузками.
Специалисты говорят, что при стрессе у эмоциональных
детей возникает «чрезмерная реакция». Их нервная система реагирует на стрессор чрезвычайно «эффектно»: это может быть истерика, крики и т. д. Каким же должен быть первый шаг? Психологи считают, что сначала родителям нужно развить собственные навыки самоконтроля, чтобы затем помочь своим детям успокаивать себя. Например, в случае внештатной ситуации в самолете кислородный пакет должен сначала попасть к родителю, чтобы тот смог оптимально помочь своему ребенку.
Нет времени
спорить
Рациональные и умные родители могут легко попасть в ловушку, поступая неправильно с возбужденными и раздраженными детьми. Вызвано ли беспокойство предстоящим днем рождением, игрой в футбол или домашними заданиями, страх находится в голове наблюдателя (родителя), и его не стоит обсуждать в момент эмоционального взрыва. Психологи советуют: не стоит что-то делать, просто стойте рядом. Другими словами, «не причините вреда» означает, что родители должны вести себя
спокойно и тщательно следить за словами и эмоциями, которыми они делятся со своими чувствительными детьми. Раздраженный родительский тон или сталь в голосе могут подтолкнуть ребенка от состояния тревожного беспокойства к бурной истерике.
Исследование нейровизуализации подтвердило то, что мы интуитивно знали – когда мозг одного человека сигнализирует о беспокойстве и тревоге, то эти сигналы передаются стоящему рядом человеку. То есть, дети знают, что чувствуют их родители. Чувствительные
дети могут обнаружить даже неявные отрицательные эмоции: «Нет, она опять истерит», «Как же она не вовремя», «Почему она не такая, как другие дети», и тогда эмоциональный взрыв будет еще ярче.
Таким образом, всем нам нужно попытаться достичь максимально спокойного эмоционального состояния в ответ на поступки чрезвычайно тревожных и эмоциональных детей.