- А я – учитель.Могу…Господи, чему я могу научить?!
Когда человек учится делать что-то важное, смыслзанятия ясен. Если каждый разполучается что-то лучше, чем раньше,человек видит: он стал могущественнее, способнее.«Получилось!» - самоепрекрасное переживание.Ощущение победы,переживаниеуспеха –счастье без скидок.Если оно есть, никакие другие стимулы не нужны.Если его нет – никакие придуманные стимулы – типа оценочной системы - не помогают.
Жизнь, при всех наших попытках сделать её условной и искусственной,безжалостно требует, чтобынаши слованерасходились с делами.Точнее,мы требуем друг от друга, чтобы дела не отставали от слов.Молчаливыйпрофина порядок привлекательнее, чем красноречивыйнеумеха.Любой мастер своего дела вызывает уважение, независимо от образованности. Наоборот, интеллектуал, знающий всё, но не умеющий ничего – весьма уродливое и жалкое явление.
Жизнь изменяется и улучшается в результате ПРОДУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, а не слов.Успешно управлять автомобилем, уверенно решать интегральные уравнения, блестяще читать лекции, искусно вышивать или умело анализировать данные – это УМЕНИЯ.Умения состоят из НАВЫКОВ.Навыки создаются
в результате ТРЕНИРОВКИ – и никак иначе.
НАВЫК, УМЕНИЕ – цель обучения.ЗНАНИЯ в обучении – не самоценность, атолько средство улучшить умение.Они помогают понять: зачем, каким образом это работает, и почему именно так.Знания - это как бы осознанное умение.Вся прочая информация может быть очень интересной и важной
- нок обучению отношения не имеет.
ВРЕМЯ, нужное для наработки навыка, у всех своё.В разумной системе обучения оно определяется не как «час» или «два урока», а как «до конечного результата».
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия.Заодно с полным его пониманием.Проще – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ.Демонстрация такого результата – единственная оценка, единственный экзамен. И одновременно – допуск к дальнейшей учёбе.
Что же происходит в наших школах?Ой, много чего.
В началке, особенно первые два года, доля навыков в учёбе довольно велика.Чтение, письмо, арифметика, пение и рисование, физкультура и труды – в основном навыки.В познавательных предметах много игровых и наглядных моментов.Здесь же - навыки поведения и новых отношений. Учебникизаполнены рисунками – как и положено нормальным учебникам. Пока есть«получилось!» - есть интерес, и школа оправдывает надежды.Именно поэтомув первые годы детвора с удовольствием хорошо учится: они верят, что их и дальше будут учить навыкам и показывать что-то новое.Но уже в среднем звене – оставь надежды, всяк сюда входящий!
Учебники становятся скопищем совершено непонятных слов, знаков и символов, а учителя впадают в иллюзию, что понять – значит прочитать определение.Как станет ясно к концу чтения, их наивность простительна.
Русский превращается в зубрёжку правил, от которой грамотностине прибавляется, зато башка пухнет конкретно.Навыки письма дальше создаются спонтанно, просто потому, что приходится иногда что-то писать. Смертную тоску бессмысленных тонкостей морфологии, синтаксиса и пунктуации иногда разряжают сочинения, изложения
и диктанты.Эти чисто тренировочные упражнения, коими и создаются навыки языка, учителя почему-то используют, как редкие контрольные работы.
Математика каждый урокпреподносит новые темы и требует новых навыков, но совершено не оставляет для них времени, и ограничивается только беглым знакомством. Когда потом, на контрольной работе, приходится что-то решать – чувствуешь себя полным тупицей. Махнув рукой на непреодолимый Монблан непонятых слов и незакреплённых действий,
большинство ребят переходят в режим «демонстрации» - либо списывают, либо привыкают схватывать только форму решения примеров, отпихиваясь от никому не нужного понимания.Вот этот «полезный» навык отрабатывается по полной, и закрепляется на всю жизнь!
Примерно то же самое происходит на физике и химии, если нужно решать задачи, писать формулы или реакции.
Познавательные предметы – история, литература, биология, география, нематематическая часть химии и физики – практически не содержат обучения. Не возмущайтесь, коллеги – я просто точно определяю понятия. На деле это -простоознакомление.Если же учитель – ас, то ещё и восприятие ораторского
или актёрского искусства, художественных средств или музыки, увлечение, обсуждение, то есть -ПРИОБЩЕНИЕ.
Очень странно, что за это ставят оценки и принуждают повторять именно то, что написано в учебнике (часто – ахинея ещё та!).Страшно, что никого при этом не интересует мнение самого ученика: смысл ознакомления – в обмене мнениями.Насаждение
чужого мнения (то есть мнения автора учебника) – это прямое подавление.И ребята быстро принимают навязанные правила - самоустраняются от предметов и становятся «говорящими манекенами» для таких же учителей.
Литература – вообще вид искусства. Ею надо просто наслаждаться. Воспринимать, обсуждать. К ней нужно именно приобщать.Вместо этого нас принуждают «правильно» толковать и сухо анализировать строго определённые произведения.Искусство исчезает.Остаётся чушь какая-то.
Есть ли в школе предметы, где с начала и до конца всё в порядке с навыками?Есть.Физкультура и труды.Там и метод правильный – тренировка.Посему они – признанная всеми поколениями школяров отдушина, глоток жизни
среди беспросветной школьной скуки.
ОБУЧЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ.Налицо путаница двух во многом противоположных процессов -обучения иприобщения.
Обучение – наработка способностей.Деятельность, делание. Отточка инструментов ума и тела. Оно конкретно, точнои бескомпромиссно.Его удовольствие – чувство победы.
Приобщение – отдых от обучения.Впечатления, узнавание. Прекрасное, радостное и совершенно необходимое занятие.Цель приобщения–восприятие, знакомство, расширение
кругозора. Здесь нет обязательных навыков и тренировок, нет конкретности. Здесь важна свобода – свобода мнения и оценки,свобода восприятия, свобода соавторства.Если нет удовольствия – нет и приобщения!О каких принуждениях тут может идти речь?..
Итак, главное – не путать мух с котлетами, а точно знать, чем ты занят.Если приобщаешь – будь интересен, заразителен и лоялен. Если обучаешь – будь точен и бескомпромиссен в отработке навыков.А если ни то, ни другое – ну,почему этим надо заниматься именно в школе?..
Если обучение низвести до половинчатости и личных симпатий – оно исчезает.Если приобщение вбить в рамки сухого учебника и журнала – оно тоже исчезает.Что же остаётся?..По большому счёту - предательство.
В целом в образовании узаконен навязчивый процесс взаимо-одурачивания, основанный на договоре: «Я буду делать вид, что тебя учу, а ты делай вид, что учишься».Учителя не имеют никаких возможностей обучать, а ребята – обучаться. И те, и другие
понимают это, новынуждены приспосабливаться. Отсюда – тоска лицемерного оценочного контроля,фальшь и нелепость формальных отношений на уроке.Уважением пользуются редкие учителя, которые не принимают всерьёзэту комедию,пытаясь или честно обучать, или честно приобщать.
НАВЫКИ.Я насчитал 86 элементарных навыков в одной только арифметике.В языке навыков ещё больше. Но и «приобщатели» зря расслабляются: в любом «познавательном» предмете – куча ценнейших навыков! Об этом нужно писать отдельно и подробно.
Займитесь-ка этим на досуге.А для примера возьмём литературу.
Вот самые общие навыки: доходчиво выражать свои мысли – письменно и устно- в разных стилях;написание писем разных стилей; изложение по памяти – устно и письменно, с сохранением стиля и своими словами; сочинение рассказа, эссе, трактата, статьи, интервью; навык устного рассказа, рассуждения,доклада, дискуссии, взятия интервью и т.д.Читательские навыки: восприятие художественной прозы, трактата, делового письма; восприятие и оценка сюжета, композиции, образности, убедительности, богатства языка;анализ идейного и эмоционального плана, художественных приёмов и пр.Это – всем. А Вадим Левин, воспитывая будущих профессиональных литераторов,развивает ещё более тонкие навыки. Например, владение одним только поэтическим
размером состоит из двух десятков навыков. Или восприятие звукописи в стихах – тоже группа навыков. И нет этому конца – была бы чёткая цель обучения.
Продолжение следует…….
Интересны ваши комментария,РОДИТЕЛИ!
Удачи!
Елена
Приглашаю вас всех стать ПЧ блога«Воспитание РОДИТЕЛЕЙ!»
Здесь вынайдете для себя много полезных и интересных статей как для родителей, так и для детей, игры, авторские разработки и методикивоспитания, а так же письма читателей, и конкурсы с призами!