Сегодня вашему вниманию представляетсявыборка из книги
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯОПУПЕМА»Николай Курдюмов
ГЛАВА1.МЕЧТАЯ О ХОРОШЕЙ ШКОЛЕ…
Всё началось с появлениядетей.
ГЛАВА2.ОБУЧЕНИЕ–ЭТООЧЕНЬКОНКРЕТНО!
(«научно-фантастическая» педагогика)
Школа Щетинина прекратила быть в 1992 году.Это был колоссальный урок жизни длинной в три года.Ураган противоречивейших событий.Эйфория – иледяной душ. Взлёт творчества, интересная модельи яркие результаты,падение кумира, крушение иллюзий иотрезвление– всё по максимуму.Жаль тех, кто сломался.Но остальные получили мощнейший взбадривающий пинок.
После выхода из прострации накатило жгучее желаниеосмыслить, осознать, понять.«Вот это – да! Ничего себе!Школа – совсем не то, к чему привыкли!Факт: мы были гораздо ближе к идеальной школе. Значит,идеальная школа ЕСТЬ! Она должна, обязанабыть!!!».И я
начал искать её.
И нашёлтакое, во что почти невозможно поверить.Не идеальную школу, нет.Оказалось – вопрос не в этом.Обнаружилась система обучения, в которой не бывает неудач.Она нашлась в системеРона Хаббарда.И перевернула все мои взгляды на школу.Проучившисьполтора месяца в московском центре Дианетики, я был просто ошеломлён открытиями.
Обучение оказалось предметом более важным, более базисным, чем школа. Впервые в жизни я увидел, что ОБУЧЕНИЕ – это очень конкретная разумная деятельность.С точными целями иточной технологией.Оно имеет определённый конечный продукт: умение.И, как следствие -независимость.Студенты нашей группы – ия в их числе – на моих глазах достигали этого результата.Не было никаких учителей, лекций, оценок, но не было ни единого прокола – независимо от способностей! Это была сама суть обучения.Технология, не имеющая отношения к школьной модели,к стилю, направлению и убеждениям учителей.Вот это да!!!
Оказывается, результат обучения создаётся отнюдь не благодаря красноречию и упорству учителей. Умение – продукт исключительно самостоятельной работы ученика.
Оказывается, обучению надо учиться, как любому делу – сидя за партой!После этого и учиться, и учить на порядок проще.Просто этим никто не занимается. В школах почти не происходит обучения. Учителя, за редким исключением, заняты делом, о котором просто не имеют понятия.А
оно – есть, оно существует! Я знал, я знал!В общем, с месяц явосторженно матерился, а потом осталась непоколебимая уверенность: со своими детьми я разберусь!Забегая вперёд, скажу: и разобрался.
Вот и приехали: дело-то не в модели школы.Каждый делает школу в соответствии со своим мировоззрением и характером.Школа – это просто расширенная личность, и школьных моделей может быть столько, сколькопедагогов.Все они могут различатьсяцелями, ценностями, образным миром, технологией процесса.Но главное,ради чего существует школа – это обучение.Если оно буксует,все другие занятия и воздействия теряют смысл, и такая школа не имеет перспективы.
Хочу оговориться: после прочтения этогоэссеу вас не прибавится умения обучаться или обучать.Именно потому, чтовы не обучались - а просто узнавали.Узнавание – это всего лишь знакомство.Умение же создаётся тренировками.Можно всё понятьпро
лыжный слалом, ноэто не прибавит уменияпройти трассу!
Посему, когда я осознал, что у моих детей-отличников не просто есть проблемы с обучением, а эти проблемы уже давно зашкаливают – я написал маленький учебный курс по обучению и добился, чтобы они прошли его до конечного результата.Сейчас цель иная – развлекательное чтение, и я ограничусь доходчивым рассказом.
ЧТОТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ
«Вы учитесь не для того, чтобы узнать, запомнить, выучить или сдать – а для того, чтобы научиться делать что-то нужное».(Рон Хаббард)
Можно не писать больше ничего.
Проясняю слово «обучение».Это не профессия учителя, и не то, чем занимаются на уроках или дома.Обучение – это просто освоение окружающего мира и жизни.Реальноеосвоение реальной жизни.Наработка способностей,
необходимых, чтобы с этой жизнью управляться. В основе обучения– базисный мотив всего живого: ЧТОБЫ УЛУЧШАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, УМЕЙ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ СРЕДОЙ.
Наша среда – это наше тело, семья,люди, организации, денежные потоки,природа, машины,инструменты и куча всего другого.Отношения с женой или начальством,мотоцикл, свинья с поросятами, компьютер, карандаш в руке, сочинение или задачка по алгебре – каждому своё.Или управляешь
ты – и процветаешь. Или оно управляет тобой –и тогда тебе хреново.
Экспериментально доказано:улучшение жизни – то, ради чего существует разум.Смысл жизни – в улучшении самой жизни.Это так просто. Все идеалы и ценности– любовь, красота, самосовершенствование,познание, впечатления, нравственность, альтруизм, образованность, вера, самоотречение – это только
средства.Ваши способы улучшить вашу жизнь.Другого смысла у идеалов нет.Нельзя улучшить чью-то жизнь, не улучшив свою. Если счастья не прибавляется – зачем нужны такие идеалы?..
Так вот. Улучшать нашу жизнь может только то, что мы можем использовать.Поэтомулюбой детёныш, только появившись на свет, сразу начинает учиться.Он осваивает всё, от чего зависит выживание.Главное - управлять поведением мамы,папыи, по возможности,
остальных. Потом – управлять своим телом.Общаться, играть, есть ложкой, наблюдать,читать и считать, играть по правилам, строить отношения, кататься на велосипеде, ловить рыбу, играть на гитаре, шить куртки, писать книги, и прочее, и прочее.
Вот это и есть реальное обучение:создание способностей что-то делать.Если внимательно исследовать, как и почему оно приводит к умению, становится ясно, как нужно учить детей.Здесь, скорее всего, куча докторских диссертаций.
Такая система обучения на порядок эффективнеешкольной.Она есть, и она работает.Проблема – в нас, взрослых.У нас есть масса причинне хотеть по-настоящемуобучать детей.Не обижайтесь,
это правда. Чтобы обучать, надо сначала знать, что это значит – а мы этого и не нюхали. А узнав, надо решиться на абсолютно немыслимые вещи!