Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сто тысяч почему

  Все выпуски  

Дидактические игры на классификацию предметов



Дидактические игры на классификацию предметов
2015-11-25 16:12 admin

Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача малыша — выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер.

В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи — посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу.

Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим.

Задача взрослых показать малышам, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаем вам лишь некоторые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов.

Помоги медведям

В эту игру можно поиграть с самыми маленькими детьми 2-3 лет. Классифицируя предметы по цвету, малыш легчеусвоит название цветов.

Попросите малыша помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папыМедведя, а в маленькую корзинку — предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему.




 

классификация по цвету

 

А теперь разберивещи по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера.

 

классификация по размеру

 

Назови одним словом

Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке одним словом.

обобщающие слова звери

 

обобщающие слова животные

 

насекомые

 

фрукты

 

овощи

 

 

игрушки

 

 

деревья

 

транспорт

 

ягоды

 

цветы

 

Онлайн-игра «Обобщающие слова»

Расставьвещи на полки

Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их

принадлежность к той или иной группе

 

дид игра

 

 

игра на классификацию

 

 

 

группы предметов

 

 

классификация

 

дидактическая игра

классификация

классификация предметов

 

Что лишнее?

Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему.

 

лишнее

что лишнее

лишни пр

лиш пр

дидактическая игра

 

Четвертый лишний

Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур.

дидактические игры

четвертый лишний

четвертый лишний

четвертый лишний

чет лиш

четвертый лишний

четвертый лишний

четвертый лишний

дидактические игры

В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы.

После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая.

Назови одним словом

Кровать, стол, диван, шкаф;

Платье, кофта, юбка, брюки;

Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д.

Кто больше

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды.

Какой предмет лишний?

Ель, дуб, береза, липа;

Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка;

Пальто, куртка, шуба, платье.

Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций.

 

 


 

 

 



В избранное