Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сто тысяч почему

  Все выпуски  

Умение ориентироваться в пространстве



Умение ориентироваться в пространстве
2015-11-03 13:39 admin

 

Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве — одна из задач развития у них математических представлений. Выделяются несколько этапов развития пространственных представлений у детей.
На первом этапе малыш не выделяет пространство, а ориентируется на себе, изучая схему своего тела, определяя его границы. Постепенно малыш учится осознавать, что у пространства есть верх и низ, предметы могут находиться далеко и близко, слева и справа от него. И наконец, ребенок расширяет ориентацию на листе бумаги, и это уже важный шаг для дальнейшего обучения в школе.
Эти пространственные понятия начинают развиваться уже с 2-3 летнего возраста и должны сформироваться к 5-6 годам. Помните, чем раньше вы начнете знакомить малыша с понятиями пространства, тем легче он усвоит эти непростые знания. Умение ориентироваться в пространстве очень крепко связано с развитием речи и мышления, пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. А осваивать их мы будем конечно с помощью игр и игровых упражнений.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве

Начните с понятий лево-право. Если ребенок правша, то это можно легко сделать, акцентируя внимания крохи на нахождение в правой руке ложки, карандаша или иного предмета, кторым он действует. Если же ребенок-левша, то для определения правой руки используйте браслетик, цветную ниточку или наклейку. Когда кроха освоит, где у него правая и левая рука, объясните, что с этой же стороны находится и правая (левая) нога, плечо, ухо, глаз, бровь.
Почаще играйте в простую игру «Лево-право»: топни левой ножкой, дай правую руку, моргни правым глазом, возьмись левой рукой за правую ногу. В этой веселой игре малыш не только освоит право-левые понятия, но и разовьет внимание, память, мышление, реакцию.
Аналогично осваиваем понятие «верх-низ» сначала на себе: шапка вверху, ботинки -внизу; голова вверху, ноги внизу; присели-вниз, подпрыгнули-вверх. Качая малыша на качели, приговаривайте: вниз-вверх, или вперед-назад; влево-вправо. Гуляя по улице, комментируйте куда вы идете: пойдем вперед, а теперь повернем направо.




«Далеко-близко». Развить представление о понятии далеко-близко можно на прогулке: машина далеко, песочница-близко, самолет -далеко, дерево-близко.
Играя с малышом дома в игрушки также работайте с этими понятиями: где кукла, далеко или близко, кубик близко, а мячик далеко.
«Впереди-сзади». В эту игру хорошо играть с группой детей, но можно и в кругу семьи и игрушек. Кто стоит впереди тебя, а кто сзади. Кто слева, а кто справа?
«Найди игрушку». Взрослый прячет в комнате игрушку, так, чтобы ребенок не видел куда, а затем задает ориентиры: вперед иди -мячик (флажок, куклу, машинку) найди; назад иди — Петрушку найди и т.д.
«Кто (что) где». Расставьте перед малышом его любимые игрушки и попросите рассказать вам, а лучше какому-нибудь персонажу, который вас навестил, например Мишке, , Незнайке, новой кукле — что стоит слева от машинки, какая игрушка находится справа от машинки; перед машинкой; за машинкой.
Малыши любят рассматривать различные картинки, воспользуйтесь этим, чтобы закрепить у них такие понятия, как «на», «под», «за», «перед».

 

ориентировка в пространстве

Где сидит бабочка?

Где находится жучок?

Какой листик лежит на грибке? Какой под грибком?

Какой гриб выше, какой ниже?

 

ориентируемся в пространстве

Кто сидит на елочке? Кто под елочкой? Кто около елочки?

Что растет на елке? Кто летает над елкой? Кто летает над Мишкой?

Бабочка вверху или внизу? А где Зайка?

 

учим ориентироваться в пространстве

 

Учим ребенка ориентироваться на плоскости

Для обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте научить ребенка ориентироваться на плоскости. Начинать такие занятия можно и нужно с 3-4 лет. Начните с доски для игры в шахматы. Приготовьте мелкие игрушки для себя и для ребенка. Задайте малышу словесную команду сколько шагов и в какую сторону он должен сделать своей игрушкой, затем шагайте своей, комментируя собственные действия. В итоге ваши игрушки должны встретиться.
Расчертите лист ватмана на 12-16 квадратиков. Играть лучше на полу. Поставьте маленькую машинку или другую игрушку в определенной точке листа, лучше внизу. Она будет двигаться также по вашим словесным ориентирам: машинка едет две клеточки вверх, три клетки вправо. Таким образом машинка должна доехать до какого-то определенного объекта: до гаража, магазина, дома. Количество клеток на плоскости следует увеличивать для усложнения заданий.
Когда малыш научиться легко ориентироваться на такой плоскости предложите ему усложненный графический диктант в специальной тетради. Такие диктанты рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет. Они научат ребенка ориентироваться на листе бумаги. Благодаря им прекрасно развиваются мышление, внимание, а также это способствует подготовке руки ребенка к письму.



В избранное