Виртуальный клуб "Аленький цветочек"
Сообщение 229
Здравствуйте, Юля! Маленькие незрячие дети играют в игрушки доступными
для них способами, например, извлекают звук из всего что можно. Бумага
издает приятный шуршащий звук, когда ее мнут-рвут-перелистывают, к тому
же это необычные тактильные ощущения. Поскольку опыт игры у незрячих очень
обеднен, то часто дети зацикливаются на одних и тех же действиях, которые
у них получились и вызвали приятные ощущения. Со временем эти действия
перешли в стереотип. В этом случае их надо заменять, добавлять другие или
обогащать.
Возможно, что Вашему малышу просто нравится треск ломающегося предмета,
или он пробует свою силу таким образом (это происходит познание собственного
тела, что тоже важно). А машинки и кубики это гораздо сложнее: это сюжетные
игры, это не простые манипуляции с предметами а уже специфические действия
(машинку-катать, кубики-составлять, пирамидку-нанизывать,снимать), для
игры в них нужен достаточный опыт, а у наших детей он попросту отсутствует.
Наш тифлопедагог все время мне говорила, закрывай глаза и делай сама то,
что хочешь предложить ребенку, чтобы понять, доступно ли это ему, интересно
ли это ему. Например какой интерес собирать пирамидку? Мы видим как она
"растет" вверх, видим конечный результат-ее завершенность. А незрячему
трудно это осознать, тем более малышу. Поэтому советую начать просто с
колечек. Одно большое кольцо,кот можно надеть на руку. Показать, что оно
круглое, завершенное, у него есть дырка, в нее можно просунуть пальчики,
ладошку, одеть кольцо на руку до локтя, до плеча, потом на ножку. ребенок
начнет снимать, избавляться от постороннего, а вы опять надевайте и вот
Вам игра! сопровождайте любые действие маленькими словечками вроде ах,бум,оп
и эмоциями! этого вполне достаточно для начала. если сопровождаете действия
пояснениями, то используйте короткие однозначные слова: надеть, снять,
кольцо,бросить. Без лишних слов, чтоб четко закрепить слово-действие. Затем
дадите два кольца для двух рук, это уже другая игра. Потом держа основание
пирамидки, научите снимать кольцо и класть рядом с ножкой, чтоб не потерять.
Затем дадите маленькие колечки кот только на пальчики налезут. Потом покажите
как одевать кольцо на палочку:надевается колечко на указат пальчик правой
руки, левой находите палочку, потом ставите указ пальчик на котором колечко
на палочку (как бы продолжение палочки) и левой рукой аккуратно снимая
колечко с пальчика сразу одеваете его на палочку. Кстати, сначала можно
попробовать вместо палочки использовать пальчик левой руки: то есть надели
колечко на указ палец правой руки, соединили подушечки двух указ пальчиков
вместе и передвинули колечко с правого пальца на левый, и тут же разъединив
руки, прокомментируйте, что кольцо теперь на другой руке.
МАшинку сначала купите самую простую, желательно без откидывающегося кузова,
без лишних деталей. Сначала ребенок знакомится с кузовом (желательно единообразным,
обтекающим) и 4 колесами. Их можно покрутить пальчиком, потом ладошкой,
потом двумя руками крутить два колеса, потом их считать, потом поставить
машину на колеса и показать как ездит. Кладете свою руку на руку ребенка
на машину и вперед назад пару движений, но только не по полу а по самому
ребенку, например по ноге, по другой руке, по пузику. Так ему легче будет
почувствовать движение колес. Возможно ребенок сразу выбросит машину. Повторяйте
игру через некот время.
PS: возможно мои советы запоздали для Вас, я только вчера нашла этот сайт,
и теперь его читаю с удовольствием, но надеюсь мой опыт пригодится и другим
мамочкам, у которых еще маленькие детки. С радостью приму участие в дискуссиях.
Количество подписчиков 89