Большинство родителей хотели бы, чтоб их ребенок вырос человеком открытым, без предрассудков и предубеждений. Но не все мамы и папы знают, как сделать так, чтоб их малыш стал толерантным по отношению к другим людям.
Профессор
Университета им. Фридриха Шиллера из города Йена (Германия) Андреас Беельманн занимался изучением этого вопроса на протяжении нескольких лет. «Приблизительно в конце третьего года жизни и на протяжении четвертого года ребенок начинает отдавать предпочтение детям такого же пола, как и он сам, чуть позже — детям такой же этнической группы или национальности. Это абсолютно нормально, так развиваются все дети. Однако, если более позитивное отношение к своей социальной группе перерастает в предвзятое
отношение и дискриминацию других групп — ситуация становится проблематичной», — рассказывает профессор.
Чтобы предотвратить такой поворот событий, психологи из Йены разработали специальную обучающую программу для детей. Ее цель — искоренить предрассудки и научить детей быть толерантными по отношению к другим. Подробнее эта программа была описана в научном издании Child Development.
Дети 5–7 лет наименее толерантны
По мнению Андреасса Беельманна и его коллег, количество предрассудков и предубеждений у детей дошкольного возраста постоянно увеличивается. Своего пика этот процесс
достигает, когда малыши достигают возраста 5–7 лет.
«Это нормальное когнитивное развитие.
Сначала малыши перенимают социальные категории от своего социального окружения — в основном от родителей. Потом они начинают формировать свою собственную социальную идентичность и только затем учатся «не стричь всех под одну гребенку». Только тогда мнение о конкретном человеке для них начинает играть более важную роль, чем стереотипное представление о группе вообще», — считает профессор.
Ксенофобией страдают
в основном те люди, которые никогда не общались с иностранцами
Поэтому психологи считают,
что как раз в возрасте 5–7 лет детей нужно начинать учить толерантности. Например, знакомить их с малышами других национальностей или с мальчиками и девочками, у которых другой цвет кожи. «Такой подход работает даже, если дети не встречаются лично, а читают о своих сверстниках в книжках, или узнают из рассказов», — говорит Беельманн.
В то же время, если малышам не предоставить такой опыт, они могут впитать в себя негативное отношение, например, к иностранцам. Ученые рассказывают, что в регионах, где проживает очень мало мигрантов или иностранцев и местные жители в основной массе никогда не
имели с ними личного контакта, ксенофобия особенно распространена.