Что происходит с грамотностью? Вообще-то вопрос риторический, но на практике все происходит именно так: чем большими знаниями ребенок овладевает, чем большим количеством орфограмм он по идее должен владеть, тем хуже обстоят дела с практической грамотностью. Парадокс? Вовсе нет! На самом деле, все более чем объяснимо: в нашем мире с огромным количеством
информации не могут сладить не только дети, пусть даже и далеко не малыши, но и взрослые люди. Часто количество информации оказывается таким, что мы просто теряемся в ней и из-за эт ого перестам вообще здраво оценивать ситуацию.
Распространенные сборники упражнений не в состоянии в корне переломить ситуацию. Все дело в том, что они по-прежнему "наваливают" кучу, вместо того чтобы разобрать ее. Никакие разделы и таблицы, никакие систематизации не приносят желаемого
результата, потому что в каждом случае ребенок сталкивается с совершенно конкретной орфографической задачей. И тут же возникает несметное количество вопросов, главный из которых - "где искать ответ?!".
Именно это и является, по моему наблюдению, главной проблемой, приводящей к безграмотности. Система обучения и практика расходятся в отправном пункте решения орфографической задачи. В системе обучения их великое множество: здесь такая-то орфограмма, здесь - такая-то,
и поэтому в первом случае проверяем по этой таблице, а во втором - по этой. Но вся эта система понятна только разработчику и достаточно грамотному человеку, который в состоянии отличать типы орфограмм. Для большинства учеников они все на одно лицо, и поэтому определиться с "таблицей" оказывается практически нереально. Для них все орфограммы внешне одинаковы, и никакого деления на первом этапе дети не принимают. Какой вывод напрашивается сам собой? Отправной пункт для проверки должен быть один: с него
все должно начинаться, а вот потом уже расходиться по разным сторонам.
Есть ли система, позволяющая работать именно таким образом? Есть, это система алгоритмов. Все их вполне можно выстроить в общую схему действия, и тогда абсолютное большинство орфографических задач окажется более чем решаемыми. Вообще алгоритм - довольно стОящая система проверки, потому что вся задача разбивается на несколько мелких. Порядок действий ведет к решению общей задачи, и поэтому не нуждается в
мотивации.
Пример алгоритма может выглядеть таким образом.
Правописание "о" или "ё" после шипящих.
1. Обнаружить ударный [о] после шипящих. Он в корне?
да нет
2. Есть ли однокоренное 2. Определить происхождение слова: