Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Детская психология

  Все выпуски  

Твой малыш. Развитие


    Здравствуйте, дорогие родители!

Самостоятельность – приобретенная черта. И в первую очередь она зависит от вашей готовности постепенно «отпускать» ребенка. Психологи установили: чтобы малыш рос полноценным, уравновешенным человеком, его самостоятельность должна основываться на привязанности. То есть, чтобы стать независимым, нужно какое-то время побыть зависимым. Ваш союз с крохой самый крепкий. Постепенно отдаляясь от тебя, ребенок останется спокоен. Ведь у него есть по-настоящему надежный тыл. Кроха чувствует себя защищенным, если его принимают таким, какой он есть: здоровым или болезненным, шустрым или медлительным. Не уставай повторять малышу, какой он молодец. Похвали его даже за то, что он так здорово хлопает в ладошки или сам держит в ручке сухарик. Благодаря твоим одобряющим словам, теплым улыбкам, поглаживаниям ребенок понимает, что делает все правильно.

ПРОГРАММА «Я САМ!»

Кроха добивается самостоятельности. Он порывается кушать, умываться и даже стирать свои вещи без твоей помощи. Выглядит это трогательно, но все-таки он еще такой маленький! Что же делать заботливой маме?

Поверь в своего малыша, запасись терпением и очень осторожно помогай ему становиться независимым. Он стремится все сделать сам? Значит, у маленького человечка появилась  важнейшая потребность, без которой невозможно развитие. Не пытайся сдерживать его и ограничивать свободу. Ведь только совершая ошибки и накапливая опыт, ребенок может понять, на что он способен. А заодно выяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как вести себя, чтобы мама улыбнулась и почему, наконец, нельзя прикасаться к горячему утюгу.

Вкус свободы

Уже в 6-7 месяцев малыш пытается забрать у тебя яблоко или банан, которым ты его кормишь. А ближе к году уверенно хватается за ложку, чтобы съесть пюре самостоятельно. Пока он просто подражает тебе или удовлетворяет свое любопытство. Ведь так интересно наблюдать, как тарелочка с пюре летит вслед за ложкой на пол! Не воспринимай все эти подвиги как баловство. Радуйся вместе с ребенком его маленьким ежедневным открытиям. Кроха поймет, как важно все то, чем он занимается. Причем важно не только для него, но и для его любимой мамочки. У малыша возникнет ощущение, что с его потребностями считаются, что он сам решает (хоть иногда!), как поступить. Невозможно за один день научить человека отвечать за свои поступки: чувство ответственности за себя и своих близких вырабатывается постепенно. А начинается все с пресловутой ложечки или тарелочки. У тебя есть широкий выбор: отругать, молча убрать и накормить самой или показать, как сделать так, чтобы еда попала по назначению. Просто реши, хочешь ли ты в будущем иметь помощника или готова нянчиться с подростком, который не в состоянии сделать себе бутерброд и выгладить рубашку.  Кстати, дети, знающие вкус свободы, меньше ссорятся с родителями. Обычно именно отсутствие ее сладости порождает дух противоречия и желание ослушаться.

Разводим самодеятельность

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Здорово, если в полтора годика твой малыш ест самостоятельно. Ничего страшного не случится, если он научится попадать ложкой в ротик на 3-4 месяца позже. Конечно, нельзя сдерживать развитие крохи, но и заставлять его делать то, чего он пока выполнить не в состоянии, тоже не стоит. Пусть все происходит естественно: без душевных травм у него и беспочвенных тревог у тебя. Не сравнивай своего сына с дочкой соседки или со своим старшеньким. Дети очень разные. Будь уверена, твой – уникален. Не отчаивайся, если пока процесс идет туго: твое плохое настроение очень действует на малыша, он переживает, теряется, и все получается еще хуже. Уважай и цени его старания. Ни в коем случае не злись и не начинай думать, что с малышом что-то не так. Правда в том, что действия, которые нам кажутся элементарными, не так легко осуществить двухлетнему ребенку. Ты проделываешь все с такой легкостью! Еще бы! Ведь ты уже профессионал! Малышу кажется, будто и у него получится обуться, налить сок в стакан и... принести его тебе. Дальше многое зависит от того, как ты отреагируешь на пятно на ковре (сок, к сожалению, пролит). Скажешь: «Я так и знала!» – ребенок огорчится и не захочет повторить свою попытку. Утешишь, заверишь, что в следующий раз все получится гораздо лучше, – и следующий раз обязательно наступит. А это – самое главное.

Хвали его!

Чтобы малыш стал по-настоящему независимым (ведь наша цель – не шнурки научиться завязывать, а уметь принимать самостоятельные решения), очень важно воспитать в нем уверенность в собственных силах. Поэтому не начинай жалеть ребенка и говорить: «Ты еще совсем крошка, вот вырастешь и сможешь сделать это сам». Твоя задача – вызвать у маленького Колумба желание достичь своей Америки. После каждой попытки (удачной или не очень) скажи малышу, что он молодец. Ему нужно повторить одно и то же действие несколько сот раз, прежде чем он научится попадать ложечкой в ротик, а не проносить ее мимо, и застегивать непослушные пуговки. Приготовься занять позицию доброжелательного и внимательного наблюдателя. И в то же время не забывай об элементарных правилах техники безопасности. Конечно, нельзя разрешить малышу нести тарелку с горячим супом, а вот разложить салфетки и ложки – запросто. В магазине ребенок может положить продукты в тележку, а дома вынет покупки из пакета. Не забудь улыбнуться и поблагодарить его, когда он выполнит твою просьбу.

Долгая дорога к самостоятельности
Хватание предметов. Примерно в 3 месяца ребенок начинает тянуться к предметам, в 5 – хватает их. Причем двумя ручками сразу! 10-месячный малыш уже умеет различать мелкие предметы и указывать на них пальчиком. Играй с крохой, знакомь его с предметами разной формы. Закрепляй игрушки  так, чтобы он тянулся к ним.
Сидение. В 2-3 месяца маленький учится переворачиваться со спины на животик и наоборот. А вскоре пытается сидеть. С 6 месяцев кроха тренируется сидеть без опоры. Начинает с нескольких секунд, а к 8 месяцам самостоятельно сидит подолгу. Почаще выкладывай малютку на животик. В этом положении быстрее укрепляется позвоночник и мышцы плечевого пояса.
Умывание. Как только крохе удается дотянуться до крана, от воды его уже не оторвать. Брызгаться и плескаться особенно любят дети 8-10 месяцев. 2-летний карапуз может сам умыться и даже пробует выдавить пасту и  почистить щеточкой зубки. Разреши малышу самому мыть руки с мылом и чистить зубы (сначала без пасты). Показывай, как это делаешь ты.
Самостоятельная еда. 11-месячный малыш пробует брать ложечку в руки и самостоятельно отправлять с едой в рот. Пока он играет. В 2 года ребенок старается есть самостоятельно, хотя хлопот с ним не оберешься. Не запрещай играть за едой. Когда кормишь маленького, обязательно дай ему в ручку другую ложечку.
Одевание. Дети не любят одеваться. Но 2-летний ребенок вполне может помогать при этом маме. Ближе к 4 годам непоседа может одеться сам. До этого у него лучше получается раздеваться. Показывай ребенку, как нужно одеваться. Начните с просторного свитерка или шапочки.

Мечты сбываются

Первые попытки сделать что-то своими силами вызовут у малыша желание продолжать эксперименты, если ты создашь соответствующие условия. Намечается стирка? Выдели отдельный тазик, мыло и закрепи веревочки так, чтобы развешивать было удобно! Да, и будь готова к луже на полу. Девочка решила пошить кукле платье? Не говори, что это непосильная задача, но и не делай все сама. Купи иголки и ножницы с закругленными концами и посвяти ребенку часок. Результат? Дочка счастлива, что ее мечта сбылась, она чувствует себя уверенней  и, кто знает, возможно, в будущем тебе не придется покупать так много вещей.

Твоя помощница – игра

Дети учатся легко и с удовольствием. Есть одно маленькое «но»: учебный процесс должен походить на игру. Пусть ребенок даже не догадывается, что в его жизни происходит урок. Придумывай игры и сказки каждый день, чтобы малышу было интересно познавать мир и покорять его. А мы тебе поможем!

ВЕСЕЛЫЕ  БОТИНОЧКИ
Обрати внимание малыша на то, что у каждой ножки свой ботиночек: у правой – правый, у левой – левый. Если ребенок ошибется, помоги ему мыслить в верном направлении, чтоб он сам заметил: что-то не так. Можно спросить: «Твоим ножкам удобно в ботинках?» Он сразу поймет, что нужно сделать.

ПЕРЕСЫПАНИЕ СОЛИ
Эта игра увлекает не только маленьких детей, но и ребятишек постарше. Покажи ребенку, как набирать соль из пакета или банки и высыпать ее ложечкой в мисочку или солонку. Конечно, после этого придется убирать, зато малыш хорошо освоит точные движения и почувствует себя еще более самостоятельным.

МАСКАРАД
Положи рядом с зеркалом разную одежду – всевозможные рубашки, свитера, перчатки, жилет папы, берет мамы, носочки и шляпки... Игра тем увлекательней, чем больше детей в ней участвуют. Меняя вещи
и веселясь, ребенок быстрее научится одеваться.

ПЕННОЕ МОРЕ
Во время купания давай крохе в ручки губку и мыло. Нет ничего плохого в том, что поначалу он будет ими только играть. Главное, чтобы пены побольше!

ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО
Замеси тесто и позволь малышу потрогать его руками. Когда он освоится, разреши ему мять и раскатывать тесто, лепить и выдавливать из него при помощи формочек различные фигурки. Такая лепка хорошо развивает фантазию и художественные способности ребенка.
К тому же это занятие приводит его в восторг. Когда печенье будет готово, устройте семейный праздник и обязательно похвалите маленького кондитера.

Палочка-выручалочка

Чересчур заботливые родители так усердно выручают своего ребенка в трудных ситуациях, что в результате он вырастает абсолютно беспомощным. Перестань контролировать каждый жест и каждый шаг малыша. Ему понравится делать все самостоятельно, и он будет решительным человеком, который не боится совершить ошибку, потому что готов ее исправить. Спроси себя, что важнее: твое нынешнее спокойствие или его будущее? Если ты действительно хочешь вырастить свободного и счастливого человека, возьми на вооружение несколько простых советов:

  • будь терпелива,  если у сына или дочери что-то не получается. Маленькому человечку надо сделать много попыток, чтобы запомнить и освоить даже самую простую операцию;
  • не спеши ему на помощь,  демонстрируя, как просто все удается тебе, ты уничтожишь смысл его действий;
  • тактично предлагай разные способы выхода из затруднительной ситуации, но всегда уважай принятое ребенком решение. Не сердись, даже если он отвергнет твое предложение;
  • как бы ты ни торопилась,  позволь малышу хотя бы частично выполнить задание. Обязательно попроси у него разрешения из-за нехватки времени сейчас закончить дело самой;
  • пообещай,  что в другой раз он точно успеет довести все до конца и постарайся не обмануть его ожиданий. Это приводит к взаимопониманию;
  • потренируйтесь одеваться на мишке или на кукле. Так малыш без труда запомнит последовательность действий и легко повторит их;
  • оставайся спокойной,  даже когда твой экспериментатор сердится или плачет, потому что у него ничего не вышло. Не ругай его, но и не утешай! Дождись, пока он успокоится, и предложи повторить попытку;
  • замечай все успехи малыша, даже самые маленькие. Хвали его и не бойся, что он начнет зазнаваться. Поверь, ему захочется стать еще более ловким и умелым, чтобы порадовать тебя;
  • привлекай  папу  к вашим тренировкам. Пусть он покажет малышу, как легко и приятно помогать маме стирать, готовить и убирать. Ребенок удвоит свои старания, если увидит, что вы вдвоем болеете за него и цените его победы.

Влада Барсукова, «Твой малыш»


Достаточно отвернуться на миг, чтобы малыш исчез из виду и потерялся. Протестируй себя: все ли учтено на уроках безопасности. Кроха должен знать, как действовать в экстренных ситуациях

СМОТРИ В ОБА!

Даже самые внимательные и заботливые родители попадают в непредвиденные ситуации. Кажется, следишь за малюткой, всюду водишь его за ручку… Но стоит отвлечься на минутку, как малыш куда-то исчезает. Поверь, он ненамеренно. Просто ребенка заинтересовала птичка или жук, а о том, что ты его не найдешь, он даже не задумывается. Ведь мама всегда рядом. Очень важно, чтобы ты и малыш знали, как себя вести. Начинаем подготовку!

Ау, ты где?

Веселая детская забава «Ку-ку» помогает еще в самом раннем возрасте понять, что и люди, и предметы могут вдруг куда-то исчезнуть. Если хорошенько поискать, – обязательно найдутся. Используй это в различных играх с малышом и в доступной форме объясняй, что нужно делать, где подстерегает опасность. Составьте план. Остановиться на месте, посмотреть по сторонам и громко позвать: «Мама!» Никуда не уходить, не плакать, ждать. Если мамочка не появится, найти человека в форме (например, милиционера, работника метро, супермаркета) или женщину с ребенком и попросить о помощи.

Четко назвать свое имя и фамилию

Желательно также знать, как зовут маму и папу, домашний адрес. Малыш пока не может освоить сложную информацию? Личные данные нанеси на картонную карточку, оберни ее в пластик и плотно прикрепи к кофточке. Многие производители одежды пришивают специальный ярлычок, на который нужно вписать телефоны экстренной связи с родителями. Сделай это шариковой ручкой, а не маркером (он может испортить ткань), и после стирки детских вещей всегда проверяй, не стерлась ли надпись. Покажи ребенку, где находится бирочка, объясни, когда и кому о ней следует говорить. У тебя есть визитка? Помести ее в карманчик шортиков или сарафанчика перед выходом из дома. Принимая меры безопасности, ты всегда будешь спокойна за кроху. Не забудь обыграть ситуацию до конца, назвать чувства: все испугались, повсюду искали и волновались, а потом радовались, что встретились. Обязательно пополни библиотечку сказками с полезным сюжетом («Маша и медведь», «Три медведя», «Мама для мамонтенка»). Прочитайте и обсудите, что произошло: иногда достаточно зазеваться, чтобы отстать и заблудиться.

Всегда вместе

В 2-3 годика ребенок активно расширяет свое жизненное пространство. На прогулке он отходит подальше, заигравшись, может долго не вспоминать о тебе. Напоминай о том, что ты есть, и постоянно находись в поле зрения. Следи внимательно! Многие мамы считают, что если слегка напугать кроху, он всегда будет ходить «хвостиком». Не стоит культивировать страх и говорить о больших собаках и злых дядях. Прятаться и наблюдать, как малыш реагирует на твое отсутствие (если это не игра в прятки), – тоже неприемлемый метод. Но знать об опасности ребенок должен. Предупреди, что уходить с чужими тетями и дядями (даже если они предлагают конфеты, мороженое или посмотреть на забавного щеночка) запрещено!

Опасная безопасность

Отправляя малыша в детский сад, ты уверена, что весь день за ним присматривают. Но случаи, когда ребенок сбегает от воспитателя, все же бывают. Этот момент тоже необходимо предусмотреть. Не забывай напоминать крохе, как ты им дорожишь и как сильно он тебе нужен. Скажи, что, отводя его утром в садик, ты должна знать: вечером оттуда же и заберешь. Попроси малютку беречь и «хранить» себя. Кроха уже посещает игровые комнаты? Пока он развлекается, ты успеваешь сделать покупки. Конечно, ты надеешься на охрану. Но имей в виду: ребенок может пойти тебя искать. Обсуди с бебиситером этот нюанс и попроси ни в коем случае не выпускать малыша. Чтобы быть на 100 % уверенной в безопасности карапуза, выбирай игровую с системой дополнительного контроля (например, браслет на ручке у малыша). Не ленись аккуратно заполнить все пункты в анкете родителей: контактный телефон, домашний адрес, свое место работы. Но на всякий случай перед расставанием назначь ребенку конкретное место (скажем, у газетного киоска или цветочного отдела), если что – встречаемся здесь.

Самостоятельный или нет?

Родители часто задаются вопросом: с какого возраста кроху можно самого отпускать гулять? Пока ребенок не пойдет в школу, даже не думай об этом. Исключение – вы живете в частном доме. Если у вас крепкий и высокий забор, а во дворе нет опасных для него предметов, то можешь на минуточку отлучиться. В противном случае – всегда бери с собой малыша. Дамская комната тоже не проблема (даже если у тебя мальчик). Поручи крохе ответственное задание: охранять мамину сумку или следить, чтобы в твою дверь никто не зашел. Ребенок не заскучает, следовательно, не станет искать приключений. Всегда смотри на ситуацию с двух ракурсов: своего и детского. Это поможет предупредить неприятные моменты. А значит, ты всегда будешь спокойна за малыша.

Кроха, не теряйся!
Места большого скопления людей и открытые пространства (лес, парк) потенциально опасны для ребенка. И дело тут не только в твоей бдительности. Затеряться в толпе или на природе несложно. Не нужно искать виновного. Действуй! Часто от оперативных и слаженных действий взрослых зависит, как скоро малыш найдется.

  1. Сориентируйся на местности: что могло бы заинтересовать кроху? Сперва ищи возле отдела игрушек, кондитерской, выставки техники, клоунов или мотоциклистов. Вспоминай, в каком месте ребенок просил тебя остановиться, чтобы рассмотреть модель самолетика, а ты попросила не мешкать.
  2. Проверь, освоил ли карапуз твои уроки безопасности. О чем вы договаривались? Где встречаетесь, кого просить о помощи... Держи наготове мобильный телефон, в шумном месте можешь не услышать сигнал.
  3. Расспрашивай прохожих. Они могли заметить плачущего или зовущего маму малыша. Если у тебя есть фотография, – показывай ее.
  4. Обратись к охранникам: пусть внимательно следят за выходами. У них есть возможность связаться по рации с другими пунктами охраны и сообщить им о потерявшемся ребенке.
  5. Супермаркеты, торговые центры, кинотеатры, метрополитен оборудованы видеокамерами и радиоточками. Поспеши в служебное помещение и попроси периодически транслировать твое объявление. Сосредоточься и называй точные приметы сыночка или доченьки: рост, цвет волос, во что одет, что держит в ручках, как зовут, номер своего телефона или место, куда привести малютку.
  6. Если в течение получаса попытки не принесли результата, сообщи о пропаже в ближайшее отделение милиции. А сама подключай к поиску близких. Главное, все время сохраняй спокойствие и верь в то, что кроха обязательно найдется. Ведь ты провела с ним инструктаж и он все сделает правильно!

Наказание отменяется
Оставшись один, кроха испытывает сложные чувства: ему очень страшно. Понятно, пока ты бегаешь и ищешь его, сильно нервничаешь. Но когда найдешь, не упрекай и не наказывай. Прижми к себе, ведь он столько пережил!

Наталья Емелина, «Твой малыш»


В тему:

НЕ ХОЧУ ВЗРОСЛЕТЬ! Трехлетний ребенок не желает сам мыть руки, есть и засыпать. Ты занимаешься его всесторонним развитием, следишь за новыми методиками обучения, но до сих пор кормишь кроху и чистишь ему зубы... А ведь он уже не такой маленький. Подробнее


Любите друг друга и до встречи через неделю!

Сергей Теплов

© 2007,  Все права защищены


В избранное