Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструктора родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.
Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле.
Чтобы объяснить суть происходящего, мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка. Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка. Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста тоже отражено в его генетической программе и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).
Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором.
А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его.
В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем - к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни».
По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.
Дети, появившиеся на свет с помощью кесарева сечения, чаще заболевают астмой, чем те, кто родился обычным способом. К такому выводу пришли медики из Imperial College School of Medicine, наблюдая в течение семи лет за здоровьем 8088 финских детей.
Риск развития астмы также зависит от состояния новорожденного. Дети, получившие низкие оценки по шкале Апгар, также болеют чаще, чем те, кто в первые минуты после родов получил оценки "9" и "10". (По материалам Reuters Health)
Уникальный проект наблюдения за детьми наступающего тысячелетия начинает министерство здравоохранения и труда Японии. В январе и июле 2001 года по всей стране будут на произвольной основе отобраны 50 тыс. новорожденных младенцев, которые окажутся "под колпаком" до достижения двадцати лет.
Специалисты надеются, что вначале родители детей, а потом и они сами станут ежегодно отвечать на вопросы подробных анкет. Ведомство обещает полную секретность полученной информации, которая будет собираться по самому широкому кругу вопросов - от физических параметров растущего организма до отношений в семье и со сверстниками, привычек, увлечений. Чиновники министерства уже разработали специальную методику, позволяющую подружиться с объектами исследования и получать от них достаточно откровенные ответы. (По информации ИТАР-ТАСС)