Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире игр и игрушек.

  Все выпуски  

В мире игр и игрушек.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
В мире игр и игрушек - рассылка магазина Данилка сайта Раннее развитие детей - www.danilova.ru

В мире игр и игрушек

Выпуск № 18 от 11 сентября 2001 г.

 ИГРЫ В МАГАЗИНЕ "ДАНИЛКА"

Геометрическая мозаика

 

 

По тому, как изложены варианты использования картин из геометрических фигур и их отдельных маленьких изображений, ее сложно назвать игрой в привычном смысле слова.  Но заинтересованному в развитии своего ребенка родителю она предоставляет простор для творческого подхода к использованию ее атрибутов. Одним из таких использований может быть вариант "Коллективная картина", при котором каждый участник по очереди из своего набора фигур добавляет только одну, стараясь продолжить или завершить замысел предыдущего игрока.

 Цель данного варианта игры – создание оригинальной картины с использованием всех имеющихся фигур. Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать задания типа "Сложи животное из одних треугольников" и др. 
Как вы, наверное, уже догадались, приведенные игры направлены на формирование творческого мышления и умения работать в коллективе.
Варианты, предложенные в инструкции к игре, также имеют свою развивающую ценность. Например, игры "Сложи по памяти" и "Сосчитай быстро из каких фигур и в каком количестве их использовали в этой картине" являются хорошей тренировкой для внимания и зрительной памяти, необходимых ребенку дошкольного возраста в будущем для овладения чтением. Варианты, типа "Сложи такой же" развивают у самых маленьких дошколят восприятие и наглядно-действенное мышление.

  Все об играх и игрушках

Что такое развивающие игры и игрушки?
Лена Данилова

«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода либо гниет, либо замерзает от холода, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»
Леонардо да Винчи

В арсенале любой детской комнаты всегда найдется много игр и игрушек. Стандартный комплект:

  • погремушки, пирамидки, мячики, кубики (как правило, в первые год-два),

  • плюшевые, резиновые, пластмассовые зверушки всех мастей,  цветов и размеров,

  • куклы и то, что к ним прилагается – одежда, посуда, мебель (у девочек), 

  • солдатики, транспортные игрушки, оружие, роботы (у мальчиков),

  • конструктор (1-2 типа),

  • совок, ведерко, формочки, 

  • две-три настольных игры типа лото, домино,

  • несколько головоломок типа «паззл», 

  • одна-две игры с фишками и кубиком.

Количество и качество игрушек зависит от толщины кошелька родителей и друзей семьи.

Многие игры и игрушки пользуются популярностью день-два (максимум – неделю – другую). Есть и любимые, их, как вы понимаете, много не бывает. Те, с которыми малыш не хочется     расставаться ни в  кроватке, ни в детском саду, ни по дороге в первый класс.

Очень часто дети ломают игрушки. Родители в ответ сердятся и покупают новую дорогостоящую модель. Через день-другой нормального использования, игрушка опять оказывается разломанной. Многим детям свойственна тяга к исследованию, вот и ломают игрушки, чтобы посмотреть, что внутри, да как все устроено.

Есть детишки, которые готовы играть с чем угодно, только не с покупными игрушками, что тоже сильно удивляет родителей. Им подавай коробки, банки, бутылки, палки, проводки, гвозди и другой хлам. Из всего этого ребенок может сотворить волшебный город или космический корабль, кукольный дом или работающую настольную лампу, в зависимости от интересов.

Но есть целая «семья» игр и игрушек, которые не дают детям скучать.

Так называемые «развивающие игры». Покупные или самодельные комплекты деталей той или иной формы и размера (кубики или геометрические фигуры), из которых надо что-то строить или складывать, выполняя серии заданий, последовательно расположенных – от простого к сложному.

Развивающие игрушки – это не набор деталей, а один предмет, в котором заложена возможность делать с этим предметом что-то необычное.

Развивающие игры, не имеющие никакого инвентаря, а лишь инструкцию, как играть с теми или иными предметами обихода, простыми игрушками или вообще без ничего. Это или «устные» игры, или игры на бумаге, или подвижные игры.

Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство,  творческие способности (ведь наигравшись с готовыми заданиями, они начинают выдавать на-гора сотни своих вариантов).  

Основная характеристика развивающих игр – требуется выполнить какое-то задание, а для его выполнения нужно подумать. Все задания в развивающих играх расположены последовательно – от очень простых, к простым, сложным, очень сложным.

 

ИГРЫ от Лены Даниловой

Игра "Варежки"

Возраст: 3-6 лет.

Для игры вам понадобятся: вырезанные из цветного картона два силуэта  в виде варежек, элементы орнамента (несколько геометрических фигур небольшого размера из картона).

Покажите ребенку «варежки», покажите, где правая, где левая, приложите свои руки к варежкам, обратите внимание на то, куда направлены ваши большие пальцы. Предложите ребенку сделать то же самое. Спросите, где какая варежка. Потренируйтесь на настоящих варежках определять, где правая, а где левая.

Рассмотрите настоящие варежки – на каждой из них есть узоры, рисунки или орнамент. На одной из игровых варежек сделайте вместе с ребенком узор или рисунок.  Предложите ребенку самому придумать и сделать узоры на варежке.

Положите на стол  две варежки, предложите ребенку украсить по желанию одну из них. На второй варежке сделайте узор, симметричный тому, который сделан. Объясните ребенку, как получаются симметричные узоры и рисунки.

Украсьте одну варежку. Попросите ребенка выкладывать узоры, симметричные вашим. Чем младше ребенок, тем проще должен быть рисунок.

Предложите ребенку самостоятельно украсить обе варежки (симметрично).

Украсьте обе варежки (допустив ошибки в симметрии). Попросите его найти ошибку и исправить.

Украсьте варежку (или две), предложите ребенку посмотреть на рисунок. Измените рисунок, спросите, что изменилось. Пусть он попробует восстановить первоначальный вариант по памяти.

Украсьте одну варежку, предложите ребенку запомнить узор и снимите фигуры. Предложите ребенку по памяти сделать такой же узор. Усложнение задания – по памяти сделать узор, симметричный данному.

Предложите ребенку связать варежки вместе, чтобы они «не потерялись». Пусть продевает шнурок в отверстия на варежках (проколите их дыроколом внизу каждой варежки) и учиться завязывать узлы.

ИЗ ИСТОРИИ ИГР И ИГРУШЕК

Дымковская игрушка

Город Вятка стоит на левом берегу реки Вятка. А на противоположном берегу расположена слобода Дымково. Там жили, и сейчас живут замечательные мастера и мастерицы. Творчество их уходит корнями в глубокую древность…
После установления христианства на Руси большинство глиняных языческих богов – хранительница очага Рожаница, бог солнца Ярила – продолжали жить под безобидным именем «игрушка». Эта маска спасла их от уничтожения в те далекие для Руси времена. И сейчас мы продолжаем называть эти скульптуры «игрушками», хотя мало кто дает ребенку глиняную барышню или лошадку.
В 12 веке новгородские люди прошли по Оке, Волге, Каме и дошли до реки Вятки. С боями, против желания местных племен поднялись они до устья реки Хлыновца и «срубили» здесь малую крепость – град Хлынов.
Сберегали хлыновцы обычаи и обряды своих предков – новгородцев. Из поколения в поколение лепили они глиняные фигурки Рожаницы, а по весне справляли радостный праздник бога Солнца – Ярилы.
Каждый год, как отмечают летописи, сходился простой люд на «плясания и на вся бесовские песни».
К этому празднику местные умельцы заранее лепили из глины символ Ярилы – трехглавых коней, глиняные изображения Рожиницы и во множестве заготавливали свистульки и трещотки – глиняные и берестяные.
К 1780 году по велению Екатерины II город был переименован в Вятку. А языческий ритуал стал православным праздником чудотворной иконы Николая Хлыновского, которая явилась в свое время новгородцам. Когда они поселились в Хлынове, то икону перенесли, но она исчезла и снова явилась на великой реке в пятидесяти верстах от Вятки.
…Так история сохранила нам древние языческие фигуры – дымковскую игрушку.
К середине 19 века производство глиняных фигурок достигло своего расцвета. По губернской переписи в 1856 году в Вятке насчитывалось пятьдесят девять семей игрушечников. Все они жили в слободе Дымково.
С лета завозили мастера в дом красную жирную глину и мелкий чистый речной песок. Глину замачивали, смешивали с песком, тщательно переминали вручную. Поздней осенью, когда заканчивались полевые работы, всей семьей садились за лепку. Работали, как говорили мастера, «заводами», то есть партиями. Начинали, например, делать «водоноску». Одни делали сотню – другую юбок-колоколов, другой – руки  и плечи лепит, третий – голову, четвертый – коромысла и ведра. Потом все собирают, склеивают жидкой глиной, а швы затирают мокрой тряпочкой.
Готовый «завод» устанавливали сохнуть дня на два, на три. А в это время делали новый – всадника на лошади, или кормилицу с ребенком, или барыню.
Подсохшие фигурки закладывали прямо в русскую печь, где обжигали часа три-четыре. Степень обжига определялась мастером на глазок: недожжет – рассыплется фигурка, пережжет – не пристанет грунтовка к черепку. Хорошо обоженные игрушки два-три раза окунали в ведро, где толченый и просеянный мел был разведен в молоке. Фигурки покрывались ровным тонким белым слоем, на который хорошо ложится краска.
После росписи куклу осторожно обмазывали яичным белком, иногда обклеивали для леска квадратиками и ромбиками сусального золота.
В конце 19 века мастера попробовали упростить метод изготовления игрушек – отливать их из гипса, чтобы можно было делать и продавать намного больше игрушек. Но гипсовые фигурки были все одинаковые, как две капли воды, да и краски на них плохо ложились.
Постепенно промысел пришел в полный упадок. Разбрелись из Дымково мастера в поисках заработка. И только несколько старушек продолжали зимними вечерами заготавливать к майским «свистопляскам» нехитрые глиняные фигурки.
После революции 17 года некий А.А. Деньшин, художник-энтузиаст, влюбленный в дымковскую игрушку рушил возродить промысел. Он собрал последних оставшихся в живых художников и убедил их в необходимости сохранить народное искусство. Только поэтому замечательные глиняные барышни продолжают радовать нас и по сей день.

 

 Книжные новинки

Л. Ю. Субботина 
Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет
 - Ярославль: Академия развития, 2001.-128с.: ил. 

Игры, которые представлены в этой книге, помогут развить у ребенка познавательные способности, его эмоциональный мир, умение общаться со сверстниками и взрослыми, что очень важно для успешного обучения в школе.

Книга может быть интересная широкому кругу читателей: родителям, воспитателям, педагогам, организаторам детского отдыха и специалистам в области детской педагогики и психологии.

Игры из этой книги:

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ»

В ходе этой игры дети могут проявить способности изобретателя. Для этого используется прием «запрещений». Перед ребенком ставится задача, требующая решения, но запрещается использовать типичные способы и средства. Например: необходимо начертить круг, но нельзя пользоваться циркулем, нужно набрать в определенную емкость песок, но нельзя пользоваться лопатой или совком. Задача ребенка – предложить как можно больше вариантов решения при заданных условиях. Возможные решения задачи с кругом

  1. Обвести карандашом стакан, блюдце, любой круглый предмет
  2. Привязать к карандашу нитку, закрепить один конец нитки на бумаге и карандашом обвести при натянутой нитке окружность (сделать примитивный циркуль
  3. Перевести круг через прозрачную бумагу (срисовать уже имеющийся с другом месте).
  4. Начертить круг на компьютере, а затем распечатать на принтере.

Возможно, ваш изобретатель предложит еще много вариантов решения задачи, совершив неожиданные и для вас открытия.

ТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ

  1. Разделить листок бумаги на четыре равные части, не пользуясь карандашом.
  2. Раскрасить красками нарисованный цветок, не пользуясь кисточкой.
  3. Сделать в листе 6умаги круглое отверстие, не пользуясь ножницами
  4. Соединить два листа бумаги чтобы они не распадались, не пользуясь клеем.
  5. Выкопать ямку под посадку цветка, не пользуясь лопаткой.

«ОТГАДАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ»

Эта игра развивает словарный запас, воображение и память ребенка. Выбирается ведущий, затем в его отсутствие подготавливается сама игра. Четверостишие известного всем стихотворения делят по одному слову между всеми играющими. Возвратившийся ведущий задает остальным участникам по одному, любому вопросу. Отвечающий обязан дать ответ, используя в нем свое загаданное слово. Слово должно быть употреблено связно с другими и не явно для ведущего. По ответам разных участников ведущий должен угадать стихотворение. Следующим ведущим становится участник, - последним отвечавший на вопрос и по ответу которого было отгадано стихотворение. Победителем становится тот, кому потребовалось для отгадки задать меньше всего вопросов.

Игры на развитие мышления пробуждают у ребенка стремление к творчеству, формируют такие качества, как уверенность в себе, умение преодолевать препятствия, и, таким образом, существенно влияют на формирование личности. Однако существуют и специально организованные игры для личностного развития и роста.

 Подвижные игры

Из игр, записанных Владимиром Ивановичем ДАЛЕМ

ЗАЙЧИК

Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит кругом, напевая:

Заинька, попляши, 
Серенький, поскачи, 
Кружком, бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись! 
Заинька, в ладоши, 
Серенький, в ладоши, 
Кружком, бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись! 
Есть зайцу куда выскочить, 
Есть серому куда выскочить, 
Кружком, бочком повернись, 
Кружком, бочком повернись!

При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик может прорваться.

Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить, и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей.

Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся.

Вожак похаживает, поглядывает и, как заметит волков, бежит на свое место, хлопает руками, крича:

Вожак. Гуси-лебеди, домой!

Гуси. Почто?

Вожак. Бегите, летите домой, Стоят волки за горой!

Гуси. А чего волкам надо?

Вожак. Серых гусей щипать Да косточки глодать.

Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»

Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.

Всего лучше в гусей-лебедей играть на воле, в саду.

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

1. Игры в  МАГАЗИНЕ "Данилка"

2. Все об играх и игрушках. "Что такое развивающие игры?"

3. Игры от Лены Даниловой: "Варежки"

3. Из истории игр и игрушек. "Дымковская игрушка"

4. Книжные новинки

5. Подвижные игры

 НОВОСТИ САЙТА

09.09.2001

В "Публикациях" в разделе Эстетическое развитие читайте "Детское творчество и поделки".

07.09.2001

В "Публикациях" в разделе Физическое развитие и спорт  читайте статью Михаила Федотова  "Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване" и отрывок из книги  "Что может ваш ребенок" - . "Прыжковые упражнения".
В "Кладовой" в разделе "Обо всем на свете" опубликован фрагмент из книги "Сто тысяч почему".

НАШИ РАССЫЛКИ

 Рассылка 'В мире игр и игрушек.'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Физическое развитие детей
Здоровье и питание ребенка
Математика для дошкольников
 Наша новая рассылка
Сайт "Раннее развитие" открывает новую рассылку "Математика для дошкольников".
Описание рассылки: Как научить дошкольника считать, решать простейшие задачи, познакомить с основами геометрии, развить логику, внимание, память. От простейших понятий - числа и цифры, математические действия, геометрические фигуры к более сложным - дроби, декартовы координаты, отрицательные числа. И все это - в играх и занимательных задачах! Авторские статьи, обзоры основных методик и пособий, выдержки из книг, описания развивающих игр, обзор литературы, советы родителей.  
Рассылка будет включать в себя следующие рубрики:
  • Считаем
  • Основы геометрии
  • Математические игры, задачки, головоломки
  • Развиваем логику, внимание, память
  • Метрическая система мер и время
  • Что почитать о математике для дошкольников
  • Что купить в магазине - обзор математических игр
  • Интересные сведения о математике и математиках
  • Советы родителей

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 

Напишите нам, какая рубрика нашей рассылки для Вас наиболее интересна, что бы вы хотели прочитать.

Напишите, во что больше всего любит играть Ваш малыш, какие игры Вам нравятся, а какие нет. 

Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 

 

 Частное объявление
Опытный педагог, автор статей  в ведущих журналах для родителей занимается ранним развитием на дому с детьми от двух до семи лет. Индивидуальный подход. Коррекция. Подготовка к школе. Консультации для родителей детей от нуля до двух лет. Дорого. Качественно. Возможны рекомендации.  
asya_shtein@mtu-net.ru
  
 
TopList

  



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное